рассмотрев обращение МКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Каримова Р.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по сносу многоквартирных деревянных жилых домов по адресам: Пермский край, г. Усолье, ул. Кирова, д. 8, ул. Елькина, д. 7, 13, ул. Свободы, д. 187, ул. Т. Шевченко, д. 48, п. Лемзер, ул. К. Маркса, д. 10, ул. Лесная, д. 2, с. Пыскор, ул. Мира, д. 23 (изв.N 0156300046621000203),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300046621000203 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по сносу многоквартирных деревянных жилых домов по адресам: Пермский край, г. Усолье, ул. Кирова, д. 8, ул. Елькина, д. 7, 13, ул. Свободы, д. 187, ул. Т. Шевченко, д. 48, п. Лемзер, ул. К. Маркса, д. 10, ул. Лесная, д. 2, с. Пыскор, ул. Мира, д. 23. Цена контракта - 3 378 090,91 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
02.06.2021 г. между Заказчиком и ИП Каримовым Р.А. (далее - Подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по сносу многоквартирных деревянных жилых домов по адресам: Пермский край, г. Усолье, ул. Кирова, д. 8, ул. Елькина, д. 7, 13, ул. Свободы, д. 187, ул. Т. Шевченко, д. 48, п. Лемзер, ул. К. Маркса, д. 10, ул. Лесная, д. 2, с. Пыскор, ул. Мира, д. 23 (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 08.07.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия и обязанности сторон по Контракту указаны в разделе N 1, 4.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено положениями разделов N 4, 7 Контракта:
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в соответствии с условиями контракта Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы в течение 80 календарных дней с даты начала выполнения работ (по 21.08.2021 г. включительно). Вместе с тем, при исполнении контракта Подрядчиком были допущены следующие нарушения контракта:
1) в нарушение п. 4.4.1., 4.4.5. Контракта Подрядчиком допущено отступление от условий Контракта, выразившееся в ненадлежащим выполнении работ. На неоднократные требования о вывозе с объектов сноса мусора и окончании работ Подрядчик не реагировал (предписание было направлено подрядчику 22.06.2022 г., исх.N771);
2) в соответствии с п.п. 2 п. 4.1 Технического задания в рамках выполнения работ по сносу дома по адресу ул. Елькина, 7 Подрядчик должен был:
- перед началом выполнения работ получить согласование ПОР/ППР проектно-сметной документации с БФ АО "Газпром газораспределение Пермь" на основании выданных ТУ;
- запроектировать демонтаж подземного газопровода (ввода) в количестве 2-х штук с отключением от распределительного газопровода;
- заключить с БФ АО "Газпром газораспределение Пермь" соглашение о компенсации расходов и убытков, связанных с изменением объектов газораспределения, являющихся собственностью АО "Газпром газораспределение Пермь".
Указанные обязательства в нарушение п. 1.2 Контракта Подрядчиком исполнены не были. Подрядчик выполнил разборку половины дома по адресу ул. Елькина, 7 без проведения мероприятий по демонтажу газопровода, что является грубым нарушением условий Контракта и создает потенциально опасную аварийную ситуацию;
3) На дату принятия Заказчиком решения об односторонним отказе от исполнения контракта Подрядчик не окончил выполнение работ, не реагирует на требования Заказчика завершить работы. Рабочая сила и спецтехника подрядчика на объекте проведения работ длительное время отсутствовали.
4) при заключении контракта Подрядчик с учетом п.5.10 Контракта предоставил обеспечение исполнения контракта в форме банковской гарантии NЭГ-289130/21 от 27.05.2021 г. на сумму 273625,29 рублей сроком действия до 10.10.2021 г. В период с 11.10.2021 г. по 08.07.2022 г. Подрядчиком не обеспечено исполнение контракта.
Поскольку на 08.07.2022 г. Подрядчиком допущено нарушение срока выполнения работ в 321 календарный день, что в четыре раза превышает срок выполнения работ, предусмотренный Контрактом, а также не выполнено предписание Заказчика о вывозе строительного мусора и необходимости завершения работ, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день указанное решение размещено в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о контрактах".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 08.07.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 19.07.2022 г. Информация об ИП Каримове Р.А направлена в адрес Пермского УФАС России 20.07.2022 г.
В письменных пояснениях Подрядчик указал, что Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения Подрядчиком условий контракта (работы выполнены, не приняты, строительная экспертиза по качеству не проводилась). Заказчиком были допущены ошибки при составлении технического задания и сметы. По факту выхода на объект Подрядчиком обнаружены существенные расхождения: фактически весь объем демонтажных работ был выполнен в срок в 2021 году. Так же Заказчик не учел дополнительные объемы работ, такие как, демонтаж ограждений, демонтаж хозяйственных построек, а также бытовой мусор, который находился в данных домах, все эти работы были сделанный дополнительно, о чем уведомили заказчика как устно, так и письменно, эти работы не были оплаченный со стороны Заказчика. На данный момент, все дома снесены, и весь мусор строительный вывезен, об этом уведомляли Заказчика письменно в том году, вся техническая документация отдавалась куратору данного проекта. Единственно, была сделана планировка в с. Пыскор и в с. Лемзер, в этом году, т.к. не было возможности сделать ее в том году, потому что не позволяли погодные условия, техника начинала тонуть, о чем заказчика предупреждали письменно. Так же филиал Газпрома в г. Березниках долго делал проектную документацию, и отдал её только в 2022 г.
Так в адрес Комиссии представлены фотоизображения снесенных объектов. Как указал Заказчик в устном разговоре, объекты были снесены Подрядчиком в 2021 г., вместе с тем бытовой мусор, оставшийся после сноса объектов был убран лишь в 2022 г.
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Подрядчиком действий в целях его исполнения. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Подрядчиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Каримове Р.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Каримове Р.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.