Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
в присутствии представителя МКУ "Управление капитального строительства и благоустройства Октябрьского городского округа Пермского края" - Кустова М. Д. (на основании доверенности N 355 от 25.07.2022 г.),
в отсутствие представителей ООО "Аква-Плюс", Администрации октябрьского городского округа (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Аква-Плюс" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление капитального строительства и благоустройства Октябрьского городского округа Пермского края" (далее - Заказчик), Администрации октябрьского городского округа (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция системы водоснабжения поселка Щучье Озеро Октябрьского городского округа" (изв. N 0156600015522000132),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600015522000132 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на разработку проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция системы водоснабжения поселка Щучье Озеро Октябрьского городского округа".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.07.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 40 251 355,75 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 25.07.2022 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком в извещении о проведении закупки N 0156600015522000132 неправомерно установлено требование о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с ч.2 ст. 52 ГрК РФ, тогда как объектом закупки является разработка проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция системы водоснабжения поселка Щучье Озеро Октябрьского городского округа".
Заказчик в письменных пояснениях указал, что на участие в закупке подано 2 заявки, которые содержат в своем составе выписки в отношении участников закупки из реестра членов СРО в области проектирования, что подтверждает конкурентность закупки, а также опровергает довод о введении спорными требованиями потенциальных участников закупки в заблуждение.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций;
В силу ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно извещению N 0156600015522000132, к участникам закупки, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, установлено требование, согласно которому, участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с ч.2 ст. 52 ГрК РФ.
Вместе с тем, согласно документации к извещению N 0156600015522000132, в том числе положениям Технического задания, предметом указанной закупки является разработка проектно-сметной документации.
Таким образом, ввиду того, что в целях удовлетворения муниципальной нужды по закупке N 0156600015522000132, предстоит выполнить работы по разработке проектно-сметной документации, Заказчик должен был установить требования к участникам закупки в соответствии с положениями ч. 4 ст. 48 ГрК РФ.
На основании всего вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, неверно установивших требования к частникам закупки, содержится нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссией установлено, на участие в закупке N 0156600015522000132 подано 2 заявки, которые содержат в своем составе подтверждение соответствия требованиям, установленным ч. 4 ст. 48 ГрК РФ. Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания в целях устранения нарушений требований законодательства о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аква-Плюс" на действия МКУ "Управление капитального строительства и благоустройства Октябрьского городского округа Пермского края", Администрации октябрьского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция системы водоснабжения поселка Щучье Озеро Октябрьского городского округа" (изв. N 0156600015522000132) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.