Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела А.А. Кириллова, старший государственный инспектор О.В. Рогова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Клевер" на действия аукционной комиссии Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-9423/22 "Поставка оборудования для охраны"" (далее - электронный аукцион) на электронной торговой площадке АО "ТЭК-Торг" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000122008206 (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Надежный партнер" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией необоснованного решения о признании заявки победителя соответствующей требованиям извещения электронного аукциона.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, аукционной комиссии, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Уполномоченному органу, аукционной комиссии, заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы проведено 28.07.2022 в 17 часов 00 минут путем видеоконференцсвязи при участии представителей уполномоченного органа, заказчика, подателя жалобы.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, аукционная комиссия приняла необоснованное решение о признании заявки победителя закупки соответствующей требованиям извещения о проведении закупки и Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган, заказчик не согласились с доводами жалобы, подробно изложив свою позицию в пояснениях, представленных до рассмотрения жалобы по существу.
В связи с необходимостью получения дополнительных пояснений от заказчика Комиссией был объявлен перерыв до 14 часто 45 минут 29.07.2022.
После перерыва комиссия Красноярского УФАС России в том же составе продолжила рассмотрение доводов жалобы ООО "Надежный партнер".
На рассмотрении жалобы по существу 29.07.2022 в 14 часов 45 минут путем видеоконференцсвязи присутствовали представители подателя жалобы.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оборудования для охраны.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Проанализировав электронный документ, содержащий описание объекта закупки и включенный в состав извещения, Комиссия установила, что заказчику в рамках рассматриваемой закупки требуется к поставке, в том числе товар со следующими характеристиками:
Наименование товара, страна происхождения товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Турникет-трипод электромеханический |
Минимальный комплект поставки: Стойка турникета: Преграждающая планка: Пульт управления: Минимальная рабочая температура для эксплуатации турникета: |
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 19.07.2022 следует, что поданы пять заявок с идентификационными номерами: 1, 2, 3, 4, 6, которые признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения электронного аукциона, заявка N2 признана победителем аукциона с ценой 355 673,10 рублей.
Проанализировав заявку победителя закупки, Комиссия установила, что им к поставке предложен товар, имеющей следующие характеристики:
Наименование товара, страна происхождения товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Турникет-трипод электромеханический |
Минимальный комплект поставки: Стойка турникета: 1шт. Преграждающая планка: 3 шт. Пульт управления: 1шт. Минимальная рабочая температура для эксплуатации турникета: -25°C |
Согласно инструкции по заполнению заявки, включенной в состав извещения, участникам закупки при заполнении заявок надлежало руководствоваться, в том числе следующими правилами:
"Если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "не менее", "не меньше", "от", "не хуже", "не ниже", "не уже", знак "", "не меньше", "не ранее") участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, равные или превышающие значения, установленные описанием объекта закупки. (Например: в описании объекта закупки установлено требование "длина не менее 100 мм" участнику необходимо указать значение равное 100 мм или любое значение превышающее установленное описанием объекта закупки).
Если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены максимальные значения (сопровождаются словами "не более", "не больше", "до", "не выше", "не превышает", знак "", "не лучше", "не больше", "не позже") участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, равные или меньшие значений, установленных описанием объекта закупки. (Например: в описании объекта закупки установлено требование "длина не более 100 мм" участнику необходимо указать значение равное 100 мм или любое значение меньше установленного описанием объекта закупки)".
Учитывая вышеуказанные положения инструкции по заполнению заявки, Комиссии не может признать доводы жалобы обоснованными, поскольку победителем закупки представлены показатели предлагаемого к поставке товара с учетом требований указанной инструкции и, как следствие, аукционная Комиссия правомерно признала заявку такого участника закупки соответствующей требованиям извещения.
Кроме того, подателем жалобы на рассмотрении жалобы были заявлены иные доводы, которые не могут быть рассмотрены Комиссией, как доводы жалобы, поскольку из части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что жалоба может быть подана исключительно с использованием единой информационной системы.
Вместе с тем, проведя внеплановую проверку в соответствии с требованиями пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
Податель жалобы полагал, что при определении показателей предлагаемого к поставке товара надлежало руководствоваться иными положениями инструкции по заполнению заявки. А именно:
"Если в описании объекта закупки минимальные и максимальные значение технического параметра сопровождается одновременным указанием комбинации знаков ">", "","
", "<" и одновременным применением слова "max", "максимальный", "максимальная" и/или слова "min", "минимальный", "минимальная", участнику закупки необходимо указать одно конкретное значение показателя, которое будет одновременно равно или меньше значения, установленного описанием объекта закупки либо равно или больше значения, установленного описанием объекта закупки (в зависимости от установленного знака, правила применения которого установлены выше) без применения слов "max", "максимальный", "максимальная", "min", "минимальный", "минимальная". (Например: в описании объекта закупки установлено требование "Ширина, max мм:
75 Ширина, min мм:
70" участнику необходимо указать Ширина мм: 75 либо значение, которое будет одновременно равное или меньше 75 мм и равное или больше 70 мм)".
Комиссия отмечает, что учитывая, что описание объекта закупки и инструкция по заполнению заявки не отражают, что является наименованием показателя, а что значением, то формально указанное положение инструкции по заполнению заявки также могло быть применено участником закупки. Таким образом, положения инструкции содержат противоречивые требования, что вводит аукционную комиссию, участников закупки в заблуждение (указанное следует из того, что податель жалобы, победитель закупки, члены аукционной комиссии фактически руководствовались разными положениями инструкции), нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и приводит к несоблюдению принципа контрактной системы, предусмотренного статьей 8 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссия установила, что заказчику в рамках рассматриваемой закупки требуется к поставке, в том числе товар со следующими характеристиками:
Наименование товара, страна происхождения товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Арочный металлодетектор |
Кол-во независимых зон детектирования: не менее 4/2 |
При этом заказчик пояснил Комиссии, что ему требуется товар именно с таким показателем и указанный показатель является неизменным.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что, во-первых, из инструкции по заполнению заявки не следует, что указанный показатель является неизменным, во-вторых, заказчик в качестве подтверждения потребности в товаре с таким неизменным показателем представляет документ, из которого, по мнению заказчика, следует факт существования товара с таким показателем. Однако детальный анализ указанного документа не позволяет Комиссии согласиться с доводом заказчика, поскольку он фактически свидетельствует об обратном.
Ввиду изложенного Комиссия обращает внимание заказчика на следующее.
Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статьям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции (как уже было отмечено выше) и эффективности осуществления закупок. Вместе с тем заказчику надлежит соблюсти баланс: с одной стороны - не допускать факты необоснованного ограничения конкуренции, с другой - исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств.
Однако описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика, в том числе для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
При этом положения инструкции по заполнению заявки должны обеспечивать возможность достижения указанных целей, а не приводить к необоснованному отклонению заявок, необоснованному признанию их соответствующими, заключению контракта на заведомо неисполнимых условиях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Надежный партнер" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав
и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки.
4. Аукционной комиссии отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Передать материалы по результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова
О.В. Рогова |
Исп. Рогова О.В. (391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.