Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела А.А. Кириллова, главный специалист - эксперт Н.А. Ворсина (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Беркут-Строй" на действия аукционной комиссии Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-9778/22 "Поставка изделий медицинского назначения (перчатки) для нужд КГБУЗ ККПТД N 1 в 2022-2023 гг." (далее - электронный аукцион) на электронной торговой площадке ООО ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000122008206, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Беркут-Строй" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией необоснованного решения о признании заявки победителя аукциона соответствующей требованиям извещения электронного аукциона.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, аукционной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу участвовали представитель подателя жалобы, представитель уполномоченного органа, представитель заказчика.
Доводы, изложенные в жалобе, содержали следующее:
1. Согласно приложению N 1 (спецификация) к контракту N Ф.2022.000257 победителем аукциона в позициях 14, 15, 16 предложены к поставке "Перчатки медицинские Armilla стерильные, Armilla". Данные перчатки зарегистрированы согласно регистрационному удостоверению РЗН 2013/1220 от 06.12.2017. Вместе с тем заказчику требовались перчатки согласно коду КТРУ 22.19.60.11 - 00000001, что соответствует коду вида медицинского изделия 139310 (перчатки хирургические из полихролпрена, неопудренные). Однако регистрационное удостоверение РЗН 2013/1220 от 06.12.2017 не имеет в своём составе перчаток с адгезивной полосой с кодом вида медицинского изделия139310.
2. Как следует из приложения 1 (спецификация) к Контракту N Ф.2022.000257 победителем аукциона в позиции 7 предложены "Перчатки Ster, диагностические из натурального латекса нестерильные одноразовые". Данные перчатки зарегистрированы согласно регистрационному удостоверению РЗН 2021/14066 от 22.04.2021 Согласно описанию объекта закупки в позиции 7 Заказчиком заявлены требования "Одинарная толщина (в области ладони) не менее 0,11 мм...Длина перчатки не менее 240 мм". Однако как следует из Инструкции по применению медицинского изделия к регистрационному удостоверению РЗН 2021/14066 от 22.04.2021 г, размещённому в Реестре (п. 12 Технические характеристики) данные перчатки с размером S имеют длину 220 мм, а толщину в области ладони 0,08 мм.
Ввиду изложенного, по мнению подателя жабы, заявка победителя закупки подлежала отклонению.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы заказчик, уполномоченный орган не согласились, подробно изложив свои доводы в письменных и устных пояснениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку светильников светодиодных внутреннего освещения, извещение N 0119200000122008192.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Проанализировав электронный документ, содержащий описание объекта закупки и включенный в состав извещения, Комиссия установила, что заказчику в рамках рассматриваемой закупки требуется к поставке, в том числе товар со следующими характеристиками:
7 |
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные |
Нестерильное изделие (перчатки смотровые) из латекса гевеи (натурального латекса), поверхность без опудривания, используется как двухсторонний барьер для защиты пациента и персонала или для санитарных целей (значение параметра не требует конкретизации). Изделие имеет следующие *характеристики: 1. Одинарная толщина (в области ладони) не менее 0,11 мм для механической прочности (значение параметра не требует конкретизации). 2. Текстурный рисунок в области пальцев и ладони для захвата инструментов. 3. Усилие при разрыве не менее 7 Н (до ускоренного старения) и удлинение при разрыве не менее 650% (до ускоренного старения) (значение параметра не требует конкретизации). 4. Длина перчатки не менее 240 мм для фиксации на предплечье. Упаковка обеспечивает подачу перчаток снизу по одной, манжетой вперед для профилактики контактного пути распространения инфекции за счет исключения контакта рук с другими перчатками и упаковкой. Размер упаковки: длина и ширина не более 13 см, высота не менее 8 см, для использования в отделениях стационара, во время обхода, размещения в сумке-укладке. Изделие для одноразового использования. Размер: S |
14,15, 16 |
Перчатки хирургические из полихлорпрена, неопудренные |
Стерильное изделие из полихлорпрена (неопрена), поверхность без опудривания, не обладает антибактериальными свойствами, используется как двухсторонний защитный барьер на руках медицинского работника в хирургическом поле для защиты пациента и медперсонала и при возможной аллергии на латекс. Изделие имеет следующие **характеристики: 1. Одинарная толщина (в области пальцев) не менее 0,18 мм не более 0,22 мм (значение параметра не требует конкретизации) для механической прочности и тактильной чувствительности. 2. Внутреннее полимерное (синтетическое) покрытие. 3. Цвет контрастный по отношению к крови (синего или зеленого спектра) (значение параметра не требует конкретизации) для цветовой индикации проколов при использовании перчатки в качестве внутренней в системе двойных перчаток при операциях в условиях повышенного риска. 4. Усилие при разрыве не менее 9 Н (до ускоренного старения) (значение параметра не требует конкретизации) и удлинение при разрыве не менее 600% (до ускоренного старения) (значение параметра не требует конкретизации). 5. Форма перчатки анатомически правильная. 6. Наружная поверхность с текстурным рисунком для захвата инструментов. 7. Манжета обрезана (без венчика) для профилактики пережимания предплечья, с адгезивной полосой для фиксации на предплечье при продолжительных операциях. 8. Длина перчатки не менее 300 мм для защиты предплечья. 9. Герметичность (AQL) не более 0,65 (значение параметра не требует конкретизации) для применения при продолжительных операциях в условиях повышенного риска. Упакованы в индивидуальную упаковку парами. Упаковка перчаток пластиковая для обеспечения механической прочности, в т.ч. для защиты от влаги и озона. Класс потенциального риска применения не ниже 2а (значение параметра не требует конкретизации). Изделие одноразового применения. |
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.07.2022 NИЭА1 следует, что аукционная комиссия приняла решение признать победителем электронного аукциона участника закупки, подавшего заявку N23.
Проанализировав заявку победителя закупки, Комиссия установила, что по позициям 14, 15, 16 предложен к поставке товар "Перчатки медицинские Armilla стерильные, Armilla", в состав заявки включено регистрационное удостоверение РЗН 2013/1220 от 06.12.2017.
Анализ указанного удостоверения позволил комиссии установить, что оно выдано, в том числе на следующие медицинские изделия: 9. Перчатки хирургические Armilla неопреновые стерильные опудренные/неопудренные текстурированные/гладкие синие/зеленые (размер 4, 4.5, 5, 5.5, 6, 6.5, 7, 7.5, 8, 8.5, 9, 9.5) (вид 139310). 11. Перчатки хирургические Armilla неопреновые стерильные опудренные/неопудренные текстурированные/гладкие (размер 4, 4.5, 5, 5.5, 6, 6.5, 7, 7.5, 8, 8.5, 9, 9.5) (вид 139310).
Комиссия не установила, что из представленных документов возможно прийти к однозначному выводу о несоответствии предлагаемого к поставке товара (в системном толкованиям предложения о поставке с содержанием регистрационного изделия на него) требованиям извещения, изложенным в описании объекта закупки.
Довод о том, что в регистрационном удостоверении не имеется указания, что перчатки из неопрена имеют адгезивную полосу, ввиду чего они такой характеристикой не обладают, рассмотрен Комиссией и отклонен, как несостоятельный, поскольку Комиссия не установила факт наличия правовых норм, из которых бы следовало, что если в регистрационном удостоверении не содержится какой-либо характеристики, то медицинское изделие, на которое выдано такое удостоверение, такой характеристикой не обладает.
Кроме того, Комиссия установила, что по позиции 7 победителем закупки предложен товар "Перчатки Ster, диагностические из натурального латекса нестерильные одноразовые". В состав заявки включено регистрационное удостоверение РЗН 2021/14066 от 22.04.2021.
Однако Комиссия не установила, что в состав заявки включена инструкция на предложенное регистрационное изделие, проанализировав которую аукционная комиссия смогла бы прийти к выводу о несоответствии предлагаемого к поставке товара требованиям извещения.
Комиссия отмечает, что из части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе следует, что аукционная комиссия проверят заявки участников закупки на предмет соответствия требованиям извещения. При этом законодатель действительно не ограничивает закупочные комиссии в праве проверять информацию, включенную в заявки участников на предмет достоверности, в том числе обращаясь к каким-либо реестрам, инструкциям, запрашивая письма у производителей предлагаемого к поставке товара или имеющегося у заказчика. Однако не ограничение в каком-либо праве не может свидетельствовать об обязанности совершить дейсвия.
Кроме того, стоит отметить, что, реализуя указанное право, закупочным комиссиям надлежит принимать решение о несоответствии заявки участника закупки только при наличии однозначной, непротиворечивой информации, подтверждающей несоответствие. В случае неполучения однозначного подтверждения несоответствия, то факт несоответствия или соответствия может быть установлен только на этапе исполнения контракта. И в случае, если заказчиком будет такое установлено, то в силу требований части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик несет обязанность по расторжению контракта в одностороннем порядке и направлению обращения о включении сведений о недобросовестном участнике контрактной системы в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Комиссия не установила нарушений требований законодательства о контрактной системе в действиях аукционной комиссии, ввиду чего доводы жалобы признаются необоснованными.
Вместе с тем, проведя внеплановую проверку в соответствии с требованиями пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
Описание объекта закупки содержит конструкции подобного рода: Стерильное изделие из полихлорпрена (неопрена), Внутреннее полимерное (синтетическое) покрытие. Однако, анализ электронного документа, содержащего инструкцию по заполнению заявки, включенного в состав извещения, позволил установить, что заказчик не разъясняет значение подобных конструкций: слово в скобках является уточняющим, альтернативным, подлежит или не подлежит конкретизации. При этом из пояснений представленных представителем заказчика на заседании Комиссии следует, что полихлорпрен и инеопрен это два вида материалов и заказчику подойдет любой. Однако если с такой же логикой подходить к толкованию параметра "Внутреннее полимерное (синтетическое) покрытие", то можно прийти к выводу, что потребность заказчика удовлетворит товар, как и с внутренним покрытием полимерным, так и с любым синтетическим.
Вместе с тем Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статьям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок. Вместе с тем заказчику надлежит соблюсти баланс: с одной стороны - не допускать факты необоснованного ограничения конкуренции, с другой - исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств.
Однако описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика, в том числе для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
При этом положения инструкции по заполнению заявки должны обеспечивать возможность достижения указанных целей, а не приводить к необоснованному отклонению заявок, необоснованному признанию их соответствующими или к заключению контракта на заведомо неисполнимых условиях, что фактически приводит к одному неблагоприятному итогу для заказчика: им нарушаются принципы обеспечения конкуренции и удовлетворение потребности затягивается.
Ввиду изложенного Комиссия приходит к выводу, что положения описания объекта закупки (учитывая отсутствие положений инструкции, которые бы позволили прийти к выводу об обратном) не отражает реальную и объективную потребность заказчика и нарушает требования пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Беркут-Строй" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки.
4. Аукционной комиссии отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова
Н.А. Ворсина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.