Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Силичев М.В. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Члена Комиссии: Капчикаева А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии представителей:
от уполномоченного учреждения - Клубкова А.П.
от заказчика - Пак С.М., Поликарповой Е.А., Чечениной С.С.
от заявителя - Егорова Е.В.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МК Омега" (ИНН 2722098214) на положения извещения - утвержденное Государственным бюджетным учреждением здравоохранения ''Сахалинская областная клиническая больница'' (ИНН 6501025568) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка аппарата ультразвукового диагностического с принадлежностями" (извещение N 0361200015022003856) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
28.07.2022 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения извещения, которые, по мнению общества не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). При этом Заявитель, указывает на необоснованное неприменение при описании объекта закупки, кода каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также, неправомерное включение в Техническое задание дополнительных характеристик закупаемого товара, без обоснования необходимости использования таких характеристик.
Уведомлением-требованием от 28.07.2022 N 05-926эл рассмотрения жалобы по существу назначено на 03.08.2022 в 11 часов 00 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
25.07.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ruопубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка аппарата ультразвукового диагностического с принадлежностями" (извещение N 0361200015022003856).
Дата и время окончания срока подачи заявок - 03.08.2022 09:00 (МСК+8).
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 169 666,66.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Исходя из содержания ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане- графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п. 7 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
При этом под отсутствием товара в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд следует понимать не только отсутствие соответствующего наименования товара, но и отсутствие в каталоге товара с необходимыми для Заказчика характеристиками.
КТРУ отсутствует товар, соответствующий потребности Заказчика. В связи с чем, описание объекта закупки было сформировано в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56327-2014 "Ультразвуковые аппараты экспертного класса. Технические требования для государственных закупок, согласно которому установлены основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок ультразвуковых аппаратов экспертного класса.
Кроме того, в соответствии с п.7.2 указанного стандарта, возможно включение дополнительных требований, обоснованных заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем ЛПУ.
Так в частности, описание по кодам позиции КТРУ не содержат следующих важнейших характеристик, установленных Заказчиком в описании объекта закупки:
Важной характеристикой при закупке ультразвукового аппарата является требование к диапазону рабочих частот ультразвуковых датчиков в числовых значениях.
Датчик это прибор, который излучает сигнал нужной частоты, амплитуды и формы импульса, а также принимает отраженный от исследуемых тканей сигнал, преобразует в электрическую форму и передает для дальнейшего усиления и обработки. В зависимости от того, в какой области будет проводиться исследование, выбирается датчик.
Кроме того, на выбор того или иного типа датчика влияет глубина расположения исследуемого органа или тканей и их доступность. Первым шагом в оптимизации изображения является выбор наиболее высокой частоты для желаемой глубины исследования, возможность проведения диагностики людей разного телосложения, способность увидеть более мелкие детали на изображении, что позволит использовать систему для реализации целей.
Выбранные диапазоны и числовые значения параметров датчиков - это оптимальные параметры для проведения акушерских исследований при беременности, для проведения 1 - го ультразвукового скрининга при сроке 11-14 недель и 2 - го ультразвукового скрининга при сроке 19-21 недели беременности с экспертными характеристиками для визуализации и получении качественных изображений в соответствующей области проводимых исследований.
Указанные диапазоны гарантируют выполнения необходимых исследований в соответствии со стандартами (приказ Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология").
В КТРУ нет требования к параметрам формирования изображения УЗ.
Количество положений по глубине сканирования зоны фокуса на излучение позволяет получать одинаково качественные изображения одновременно на разных расстояниях от датчика при больших глубинах сканирования - особенно важно при многоводии, ожирении беременной, многоплодии.
В КТРУ не прописаны специализированные измерения. Автоматическое измерение и расчет интракраниального пространства, четвертого желудочка мозга плода проводится для стандартизации исследования риска развития аномалий ЦНС, проведение более объективного и точного измерения интракраниального пространства и четвертого желудочка мозга плода для ранней диагностики расщелин позвоночника в период 1-го ультразвукового скрининга при беременности (приказ Минздрава России от 20.10.2020 N 1130 н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология"), а так же для выполнения Национального проекта по пренатальной диагностике.
В КТРУ нет требования к режиму отображения кровотока с высоким временным и пространственным разрешением. Данная программа формирует визуализацию кровотока в улучшенном качестве, обеспечивает чувствительность, достаточную для визуализации мелких сосудов и замедленного кровотока, что важно при проведении диагностики по всем направлениям оказания первичной медицинской помощи.
Помимо прочего также отсутствуют требования к разрешению и диагонали монитора, а полнота диагностической информации, получаемой врачом, напрямую зависит от данных характеристик, так как для постановки верного диагноза крайне важно качество получаемых изображений.
Все рассмотренные требования являются важными для Заказчика. Потребности учреждения являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Соответственно в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отсутствуют соответствующие позиции.
Статьей 33 Закона о контрактной системе, установлено что Заказчик при описании объекта закупки вправе определить требования к закупаемым товарам таким образом, чтобы повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы и являются значимыми для него.
Так же как видно из предоставленных документов, с целью рассмотрения оборудования, которое зарегистрировано в Едином реестре радиоэлектронной продукции, Заказчиком были направлены запросы производителям на предоставление коммерческих предложениях и технических характеристик систем диагностических для ультразвуковых исследований. Однако на данные запросы ответы не поступали.
Таким образом, довод Заявителя о незаконном неприменении Заказчиком КТРУ не нашел своего подтверждения, как и довод о включении в Техническое задание дополнительных характеристик закупаемого товара, поскольку в рассматриваемом случае КТРУ не применялось.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "МК Омега" (ИНН 2722098214) на положения извещения - утвержденное Государственным бюджетным учреждением здравоохранения ''Сахалинская областная клиническая больница'' (ИНН 6501025568) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка аппарата ультразвукового диагностического с принадлежностями" (извещение N 0361200015022003856) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.В. Силичев
Члены Комиссии: А.А. Капчикаев
К.Л. Рашидханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.