В соответствии с приказом Воронежского УФАС России N 106/22 от 13.07.2022 года инспекцией Воронежского УФАС России (далее - Инспекция) в составе:
Михин С.В. - руководитель Инспекции, заместитель руководителя управления;
Сисева Н.И. - участник Инспекции, заместитель начальника отдела;
Тельпов И.А.- участник Инспекции, старший государственный инспектор,
в связи с поручениями Президента Российской Федерации от 23.05.2019 г. NПр-907 и ФАС России о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, в целях проверки соблюдения требований законодательства о закупках, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) проводится внеплановая проверка действий администрации городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области при проведении закупки на благоустройство пляжа и прибрежной зоны в г. Богучаре Воронежской области (завершение благоустройства) (реестровый номер торгов 0131300032322000013)
Основанием проведения проверки является статья 99 Федерального закона от 05.04.2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и обращение уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области о допущенных нарушениях Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки по запросу котировок.
Проверка проводилась с целью предупреждения, выявления и пресечения фактов нарушений законодательства о закупках объектом проверки.
Предметом проверки является соблюдение требований Закона о контрактной системе.
Адрес местонахождения объекта проверки: 396790, обл. Воронежская, г. Богучар, ул. Карла Маркса, 2
Место проведения проверки: г. Воронеж, пр-т Революции, д. 21.
Мотивировочная часть
Инспекцией установлено следующее.
17.06.2022 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет по адресу http://www.zakupki.gov.ru администрацией городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области размещено извещение на проведение закупки на благоустройство пляжа и прибрежной зоны в г. Богучаре Воронежской области (завершение благоустройства) (реестровый номер торгов 0131300032322000013).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 20 982 180,00 рублей.
Торги проводятся на электронной торговой площадке - АО "ЕЭТП".
В силу части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (п. 15 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В извещении о проведении аукциона заказчиком указан следующий объект закупки - ОКПД2 42.99.12.124 Территории парковые и парки для отдыха.
Инспекцией Воронежского УФАС России при ознакомлении с аукционной документацией было установлено, что рассматриваемая документация не содержит информации об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, Инспекцией при изучении Описания объекта закупки, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации установлено следующее.
Как следует из локального сметного расчета (смета) N 02-05 ведомости объемов работ N 02-13 заказчику в составе объекта закупки необходимо осуществить работы по оборудованию площадки для игры в пляжный футбол- ворота футбольные с сеткой и оборудовать площадку для игры в пляжный волейбол (вышка судейская, стойки с волейбольной сеткой, антенны волейбольные, карманы для антенн, разметка площадки), инфо-табло на объекте. Поставщику необходимо осуществить доставку оборудования.
В соответствии с ведомостью объемов работ N 02-13 необходимо осуществить устройство металлических ограждений: без поручней.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Постановлением Правительства N 617 от 30.04.2020 установлен Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень)
В указанный перечень включена группа товаров: Площадки спортивные для спортивных игр на открытом воздухе.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
Таким образом, в случае закупки отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, заказчик обязан в извещении и документации о закупке установить ограничения на допуск отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу (далее при совместном упоминании - Приложения).
Таким образом, в случае закупки товаров, входящих в Приложения, утвержденные приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, заказчик обязан в извещении и документации о закупке установить условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действия Заказчика, по установлению описания объекта закупки подобным образом, Комиссия Воронежского УФАС России расценивает, как уклонение от исполнения требований национального режима при осуществлении закупок (статья 14 Закона о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку применение нормативных актов, принятых в рамках части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, зависит напрямую от установления Заказчиком кода ОКПД2 товаров.
Вышеуказанные действия заказчика при описании объекта закупки приводят к нарушению части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Допущенные администрацией городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области нарушения, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, протоколом от 29.06.2021года указанный аукцион признан несостоявшимся.
Таким образом, Инспекцией в ходе проведения проверки было установлено, что в действиях администрации городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области при проведении закупки на благоустройство пляжа и прибрежной зоны в г. Богучаре Воронежской области (завершение благоустройства) (реестровый номер торгов 0131300032322000013) содержится нарушение требований части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе,
Резолютивная часть
1. Признать в действиях администрации городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области при проведении закупки на благоустройство пляжа и прибрежной зоны в г. Богучаре Воронежской области (завершение благоустройства) (реестровый номер торгов 0131300032322000013) содержится нарушение требований части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся, закупка завершена, предписание об устранении нарушений не выдавать.
Указанное решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Руководитель инспекции С.В. Михин
Участник инспекции Н.И. Сисева
Участник инспекции И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.