Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, врио руководителя управления;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - казенного учреждения Воронежской области "Региональный центр безопасности" Золотухиной А.Ю. (доверенность от 17.03.2022 года), Липина В.А. (доверенность от 20.06.2022 года),
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Репниковой О.Н. (доверенность от 29.12.2022 года),
заявителя - Мурашова Д.С. (доверенность от 26.07.2022 года N 8225),
рассмотрев жалобу ООО "Софтлайн Проекты" на действия заказчика - казенного учреждения Воронежской области "Региональный центр безопасности", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Выполнение работ по созданию и внедрению интеллектуальной транспортной системы Воронежской городской агломерации (извещение N 0131200001022004924),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "Софтлайн Проекты" (далее - заявитель) на действия заказчика - казенного учреждения Воронежской области "Региональный центр безопасности" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона: Выполнение работ по созданию и внедрению интеллектуальной транспортной системы Воронежской городской агломерации (извещение N 0131200001022004924) (далее - аукцион).
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа выразившимися в неразмещениии в ЕИС сметной документации в составе документации об аукционе, что не позволяет определить требования к объему выполняемых работ; объединении в один лот технологически и функционально не связанных между собой работ; не установлении в документации об аукционе состава и содержания работ по созданию системы защиты информации.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
31.05.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона; 15.07.2022 года в ЕИС размещены изменения в извещение о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 774457140.00 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - РТС-тендер.
При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв - до 29.07.2022 года.
На рассмотрении жалобы представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что выбор метода определения цены контракта произведен заказчиком согласно пункту 3.2 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", в соответствии с которым метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. На запросы заказчика было получено пять коммерческих предложений хозяйствующих субъектов, на основании которых сформирована НМЦК, которая составляет - 774 457,14 тысяч рублей. Данная закупка не относится к случаям обязательного применения проектно-сметного метода расчёта начальной цены контракта, таким образом, не размещение в ЕИС проектно-сметной документации является законным и обоснованным.
Представители заказчика пояснили также, что в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" интеллектуальная транспортная система Воронежской городской агломерации (далее - ИТС ВГА) является объектом критической информационной инфраструктуры и одновременно является и государственной информационной системой.
В силу пункта 12 Приказа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (далее - Приказ N 17) защита информации, содержащейся в информационной системе, является составной частью работ по созданию и эксплуатации информационной системы и обеспечивается на всех стадиях (этапах) ее создания, в ходе эксплуатации и вывода из эксплуатации путем принятия организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации в информационной системе, в рамках системы (подсистемы) защиты информации информационной системы (далее - система защиты информации информационной системы).
Таким образом, работы по созданию и эксплуатации информационной системы и системы защиты информации являются технологически и функционально связаными.
Мероприятия, которые проводятся для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, определены пунктом 13 Приказа N 17, а именно:
- формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;
- разработка системы защиты информации информационной системы;
- внедрение системы защиты информации информационной системы;
- аттестация информационной системы по требованиям защиты информации (далее - аттестация информационной системы) и ввод ее в действие;
- обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы;
- обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации аттестованной информационной системы или после принятия решения об окончании обработки информации.
В силу пункта 14 Приказа N 17 формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе, осуществляется обладателем информации (заказчиком). Обладатель информации - государственный заказчик - сформировал указанные требования в Описании объекта закупки (Технический проект) в виде документа: 27-ГК2021А-СОИБ_ФИНАЛ.doc.
Также заказчиком определены состав и содержание работ по созданию системы защиты информации, которые описаны в документах Технические_требования_ СЗИ_ИТС_ВГA_v6.docx и Приложении N 4 к Техническому заданию (ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ на создание системы защиты информации Интеллектуальной транспортной системы Воронежской городской агломерации).
Система защиты информации создавалась с учетом оборудования, программного обеспечения и каналов связи, которое описаны в техническом рабочем проекте и Приложении N 3 к Техническому заданию (Характеристики оборудования и программного обеспечения).
Таким образом, базовое проектирование системы защиты информации государственным заказчиком было проведено на этапе разработки техно-рабочего проекта на ИТС в целом. Поскольку заказчик не вправе указывать конкретные материалы (программные и технические средства), которые предполагается использовать при выполнении работ, в закупочной документации представлены только технические требования к таким материалам. Именно подрядчик как на этапе подачи заявки, так и на этапе непосредственной реализации контракта самостоятельно определяет подходящие установленным техническим требованиям материалы, которые он будет использовать при выполнении работ. Выбор подрядчиком таких материалов, каналов связи и способа построения сетевых взаимодействий обуславливает те изменения в базовую запроектированную часть, которые необходимо будет внести. Подрядчику необходимо будет актуализировать информацию из банка данных угроз безопасности информации (bdu.fstec.ru), ведение которого осуществляется ФСТЭК России для определения угроз безопасности по состоянию на дату приемки работ по контракту - конец 2024 года. Наличие именно таких изменений предусмотрено в Приложении N 4 к Техническому заданию в качестве проектирования.
Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно, помимо прочего, содержать электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; 2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании Письма ФАС России от 09.03.2016 N АЦ/14427/16 "О рассмотрении обращения" строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
В соответствии с пунктом 3.2. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"(далее - Приказ N 567) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании ч. 9 ст. 22 Закона N44-ФЗ проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений (ст. 9.1 ст. 22 Закона N44-ФЗ).
Ознакомившись с извещением об осуществлении закупки, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу, что данная закупка не относится к случаям обязательного включения сметы в состав описания объекта закупки, а именно: предметом контракта не являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений в действиях заказчика, уполномоченного органа в части не размещения в ЕИС сметной документации в составе документации об аукционе.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно пункту 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, при необходимости передачи материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, материалы проверки по жалобе подлежат передаче в структурное подразделение УФАС России, ответственное за рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что согласно пункта 12 Приказа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (далее - Приказ N 17) защита информации, содержащейся в информационной системе, является составной частью работ по созданию и эксплуатации информационной системы и обеспечивается на всех стадиях (этапах) ее создания, в ходе эксплуатации и вывода из эксплуатации путем принятия организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации в информационной системе, в рамках системы (подсистемы) защиты информации информационной системы (далее - система защиты информации информационной системы).
Таким образом, работы по созданию и эксплуатации информационной системы и системы защиты информации являются технологически и функционально связанными.
В связи с чем Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для передачи материалов проверки по данному доводу жалобы в структурное подразделение УФАС России, ответственное за рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства.
В силу пункта 14 Приказа N 17 формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе, осуществляется обладателем информации (заказчиком).
Обладатель информации - государственный заказчик - сформировал указанные требования в Описании объекта закупки (Технический проект) в виде документа: 27-ГК2021А-СОИБ_ФИНАЛ.doc.
Заказчиком определены состав и содержание работ по созданию системы защиты информации, которые описаны в документах Технические_требования_ СЗИ_ИТС_ВГA_v6.docx и Приложении N 4 к Техническому заданию (ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ на создание системы защиты информации Интеллектуальной транспортной системы Воронежской городской агломерации).
Система защиты информации сформирована с учетом оборудования, программного обеспечения и каналов связи, которое описаны в техническом рабочем проекте и Приложении N 3 к Техническому заданию (Характеристики оборудования и программного обеспечения).
Таким образом, довод жалобы о том, что в документации об аукционе не определены состав и содержание работ по созданию системы защиты информации, не нашел фактического подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 105, ч.8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
признать жалобу ООО "Софтлайн Проекты" на действия заказчика - казенного учреждения Воронежской области "Региональный центр безопасности", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Выполнение работ по созданию и внедрению интеллектуальной транспортной системы Воронежской городской агломерации (извещение N 0131200001022004924) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 29.07.2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 03.08.2022 года.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
|
С.В. Михин
Н.И. Сисева
Е.Л. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.