Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок заказов (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
в отсутствие представителей управы Советского района городского округа город Воронеж (о месте и времени рассмотрения настоящего обращения уведомлены надлежащим образом, посредством функционала ЕИС),
при участии представителей ООО "БИВ":
- Шедогубова Максима Евгеньевича (доверенность от 17.01.2022 года),
- Базулина Владимира Анатольевича (решение N2 единственного участника ООО "БИВ"),
в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078), рассмотрев обращение управы Советского района городского округа город Воронеж (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "БИВ" (далее - Исполнитель/Подрядчик) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по устройству подъездных путей к контейнерным площадкам, устройству водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод на контейнерных площадках, расположенных на территории Советского района городского округа город Воронеж (номер извещения - 0131300000622001413), изучив материалы дела, осуществив проверку содержащихся в вышеуказанном обращении фактов, оценив представленные доказательства, а также проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
07.07.2022 года в 16:14 (МСК) в ЕИС опубликован протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.07.2022 NИЭА1, которым зафиксировано, что победителем Аукциона признано - общество с ограниченной ответственностью "БИВ".
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
11.07.2022 года 22:01 (МСК) Заказчиком, посредством функционала ЕИС, сформирован и размещён Проект контракт.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий, в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе ООО "БИВ" 18.07.2022 года в 20:22 (МСК) сформирован и размещён Протокол разногласий.
Пунктами 2) и 3) части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
- формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе;
- формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 Закона о контрактной системе. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
20.07.2022 года 17:57 (МСК) Заказчиком сформирован и размещён в ЕИС Доработанный проект контракта, с учётом всех замечаний, указанных в протоколе разногласий.
В силу части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Таким образом, крайний срок для исполнения ООО "БИВ" требований пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной приходился на 21.07.2022 года 23:59:59 (МСК), однако, в установленный срок, данные требования исполнены не были.
Частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Вместе с тем, в нарушение подпункта а) пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 25.07.2022 NППУ20_1 подписан и опубликован в ЕИС Заказчиком - 25.07.2022 года 15:50 (МСК), в то время как данный протокол подлежал размещению в срок до 22.07.2022 года 23:59:59 (МСК).
Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, как следует из письменных объяснений ООО "БИВ", предоставленных на рассмотрении Комиссии Воронежского УФАС России, не исполнение требований пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной допущено Обществом по причине разногласий, относительно условий независимой гарантии, возникших между ООО "БИВ" и Заказчиком при согласовании независимой гарантии, вне рамках установленного Законом о контрактной системе порядка.
При этом, Комиссия Воронежского УФАС России, изучив Извещение о проведении электронного аукциона от 28.06.2022 N0131300000622001413 (далее - Извещение), а также прилагаемые к нему электронные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
При этом, Извещение, размещённое заказчиком в ЕИС, не содержит информации, предусмотренной пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, а лишь содержит отсылку к иному электронному документу, не предусмотренному Законом о контрактной системе, а именно: "порядок обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению: в соответствии с пунктом 2 приложения "Дополнительная информация" к извещению".
Более того, пункт 2 приложения "Дополнительная информация" к извещению" относительно предоставления обеспечения независимой гарантией содержит следующее: "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ".
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Так, статьёй 45 Закона о контрактной системе установлены требования к условиям независимой гарантии, а также Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрены дополнительные требования
к независимой гарантии, используемой для целей федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые в нарушение пункта 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе не нашли своего отражения в Извещении, а также в пункте 2 приложения "Дополнительная информация" к извещению".
Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в рассматриваемом случае, отсутствие требований к независимой гарантии в Извещении, приложении к Извещению, создало неопределённость в отношении предоставляемой ООО "БИВ" независимой гарантии, относительно того, какие именно условия данная гарантия должна содержать и, как следствие, препятствовало, предоставленному Законом о контрактной системе праву на обеспечение исполнения контракта независимой гарантией.
Более того, Комиссия Воронежского УФАС России принимает во внимание, что ООО "БИВ" в срок до признания Общества уклонившимся от заключение контракта осуществил подготовительные мероприятия в целях исполнения контракта, а именно: 1. Назначен ответственный инженер за строительные участки. 2. Подготовлены дополнительные соглашения с субподрядчиком ООО "БОТСТРОЙ". 3. Запрошены коммерческие предложения от поставщика на закупку материалов.
В соответствии с пунктом 14 Постановления N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, на основании абзаца 1 подпункта а) пункта 14 и подпункта б) пункта 14 Постановления N1078, Комиссия Воронежского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "БИВ" в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по устройству подъездных путей к контейнерным площадкам, устройству водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод на контейнерных площадках, расположенных на территории Советского района городского округа город Воронеж (номер извещения - 0131300000622001413).
2. Признать в действиях управы Советского района городского округа город Воронеж нарушения пункта 17 части 1 статьи 42, подпункта а) пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений управе Советского района городского округа город Воронеж не выдавать, в связи с тем, что по рассматриваемому аукциону - 05.08.2022 09:24 (МСК) заключен Контракт.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.