01 августа 2022 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 28.07.2022 N 150 и подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее также Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576), Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_"- заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган), бюджетным учреждением Омской области "Безопасный регион" (далее - заказчик, учреждение) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуг по содержанию комплексов фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения и видеонаблюдения, входящих в состав аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" Омской области (реестровый номер 22.32.1244)" (извещение N 0152200004722001188) (далее также аукцион, электронный аукцион),
в присутствии представителей заказчика: "_" (доверенность от 29.07.2022), "_" (доверенность от 29.07.2022);
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Ростелеком - цифровые регионы" (далее - заявитель, ООО "Ростелеком-цифровые регионы") - "_" (доверенность N 7/2 от 01.11.2021);
уполномоченного органа - "_", начальника, "_" (доверенность от 18.07.2022), "_" (доверенность N 141 от 12.11.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 08.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004722001188 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 20 750 000 руб.
15.07.2022 размещены разъяснения извещения об осуществлении закупки.
18.07.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому подано 3 ценовых предложения.
Протоколом подведения итогов определения исполнителя от 19.07.2022 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 70.
На момент проведения проверки контракт не заключен.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
28.07.2022 из ФАС России в Омское УФАС России поступило (вх. N 7352э) обращение ООО "Ростелеком-цифровые регионы", содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В частности, в обращении было указано, что уполномоченным органом и заказчиком даны разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 15.07.2022, согласно которым заказчиком принято решение об отмене закупки. Учитывая изложенное, заявитель не подавал заявку на участие в закупке. Вместе с тем закупка не была отменена, торги состоялись.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения (вх. N 7453э от 01.08.2022), согласно которым отмена закупки была технически невозможно, нарушения законодательства отсутствуют, так как заказчиком приняты исчерпывающие меры устранения технической ошибки.
Из пояснений заказчика (вх. N 7398э от 29.07.2022) следует, что заказчиком решение об отмене закупки не принималось, в адрес уполномоченного органа по электронной почте направлялись разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, которые уполномоченным органом размещены не были.
Согласно частям 1 и 3 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В силу статьи 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частям 1, 3, 10 и 11 статьи 26 Федерального закона о контрактной системе в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных органов, муниципальных казенных, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казенных, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий могут быть возложены соответственно на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.
К деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяются положения настоящего Федерального закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 36 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
При проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте;
2) оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пунктом 1 настоящей части в единой информационной системе извещения об отмене закупки возвращают участникам закупки поданные ими заявки на участие в закупке и направляют таким участникам уведомление о размещении в единой информационной системе извещения об отмене закупки.
Частью 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Указом Губернатора Омской области от 31.12.2013 N 182 "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Омской области, казенных учреждений Омской области, бюджетных учреждений Омской области с Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - также Порядок взаимодействия).
Пунктом 13 Порядка взаимодействия предусмотрено, что при поступлении от участника закупки запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки (далее - запрос) уполномоченный орган или уполномоченное учреждение направляет заказчику письмо о предоставлении информации и документов, необходимых для подготовки соответствующих разъяснений (далее - письмо).
Заказчик в течение 1 рабочего дня со дня получения письма, если иной срок не установлен в письме, представляет в уполномоченный орган или уполномоченное учреждение запрашиваемые информацию и документы, в том числе при необходимости предложения о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки.
В случае непоступления в установленный срок запрашиваемой информации и документов уполномоченный орган или уполномоченное учреждение размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об отмене закупки.
Материалами дела установлено, что 13.07.2022 и 14.07.2022 от ООО "Ростелеком - цифровые регионы" поступили запросы на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, указанные запросы были направлены уполномоченным органом в адрес заказчика для подготовки соответствующих разъяснений.
В адрес уполномоченного органа в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиком были представлены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем уполномоченным органом 15.07.2022 в 16:35 (МСК+3) N РИ3 и в 16:38 (МСК+3) N РИ3 были размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки следующего содержания: "В связи с тем, что из-за истечения срока, установленного ч. 4 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", внести изменения в извещение об осуществлении закупки технически невозможно, заказчиком принято решение об отмене закупки".
Комиссия отмечает, что указанное решение заказчиком не принималось (направленные заказчиком в адрес уполномоченного органа разъяснения однозначно свидетельствуют об этом). Доказательств обратного уполномоченным органом в материалы дела не представлено. Торги фактически состоялись.
Комиссия также учитывает, что данные разъяснения положений извещения об осуществлении закупки в принципе являются неисполнимыми, так как в силу требований статьи 36 Федерального закона о контрактной системе у заказчика отсутствовала реальная возможность самостоятельно отменить спорную закупку.
Кроме того, фактически уполномоченным органом не были размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, которые дал заказчик по существу поданных запросов.
Доводы уполномоченного органа о представлении заказчиком разъяснений положений извещения об осуществлении закупки за пределами регламентированного срока и некорректности таких разъяснений материалами дела не подтверждены.
В данном случае Комиссия руководствуется, в том числе позицией Главного управления финансового контроля Омской области (вх N 7475э от 01.08.2022).
Учитывая изложенное, разъяснения извещения об осуществлении закупки, которые разместил уполномоченный орган, ввели потенциального участника закупки в заблуждение в части отмены такой закупки, в связи с чем заявителем не была подана заявка. Указанное однозначно свидетельствует о нарушении прав и законных интересов потенциального участника закупки и о необоснованном ограничении количества участников закупки.
Таким образом, в действиях уполномоченного органа установлено нарушение статьи 7, части 2 статьи 8, части 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области нарушение статьи 7, части 2 статьи 8, части 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
2. Выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, бюджетному учреждению Омской области "Безопасный регион", ООО "ЭТП ГПБ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.