Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Биопром" (далее - Заявитель, Общество) (вх. N 4594 от 26.07.2022) на действия государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Тульская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Б и В для ГУЗ ТО "Тульская областная клиническая больница" (закупка N 0366200035622004052) (далее - Электронный аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Заявитель в жалобе указывает, что объектом закупки является оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В". Вместе с тем, Заказчик устанавливает требование о предоставлении исполнителем тары и холодильного оборудования для накопления и хранения отходов на своей территории (пункты 4, 6, 7 Приложения N2 к Контракту), в то время как, ни хранение, ни накопление отходов не являются объектом Закупки.
В связи с этим, Общество считает, что Заказчик неправомерно установил в Приложение N 2 к контракту требование о поставке исполнителем большого объема дорогостоящего оборудования, чем необоснованно ограничил конкуренцию и тем самым нарушил требования статьи 8 Закона, а также части 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Уполномоченное учреждение, Аукционная комиссия, Заказчик в материалы дела представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу, в которых указывают на несогласие с доводами Заявителя.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке 25.07.2022 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 725 950,00 рублей.
Контракт по итогам Электронного аукциона на момент рассмотрения данной жалобы Заказчиком не заключен.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
При этом, на основании проведенной Комиссией внеплановой проверки, с учетом доводов, изложенных в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки усыновлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Согласно извещению о Закупке объектом электронного аукциона является оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Б и В.
Комиссией установлено, что в пункте 2 Описания объекта закупки извещения о Закупке установлено в том числе следующее:
"4. Условия оказания услуг:
Оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживание медицинских отходов класса "Б" и "В" должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам, требованиям и нормативам СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
Сбор и временное хранение необеззараженных медицинских отходов класса "Б" и "В" согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" осуществляется с переходом права собственности на отходы "Исполнителю".
Исполнитель должен:
- предоставить 2 единицы холодильной камеры, оснащенной бактерицидными облучателями и закрывающимся на ключ для накопления и безопасного хранения медицинских отходов класса Б и В - в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта.
- предоставлять одноразовую тару (не позднее 15 числа текущего месяца) в объемах, указанных в п. 7 Описания объекта закупки,
- предоставить многоразовую тару согласно п. 6 Описания объекта закупки в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта;
Исполнитель обязан осуществлять вывоз из мест временного хранения и транспортировку отходов специализированным транспортом согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами". Кратность вывоза рассчитывается в соответствие с количеством образующихся отходов, но не менее 9 машина-рейсов в месяц по заявке Заказчика (3 раза в неделю с 9.00 до 16.00 часов).
6. Перечень представляемого оборудования и многоразовой тары:
N п/п |
Наименование оборудования |
Ед. изм. |
Кол-во, шт. |
Обоснование использования показателей, требований |
1 |
Специализированная холодильная камера для временного хранения медицинских отходов класса Б и В, полезный объем не менее 28-м |
шт. |
1 |
В соответствии с пп. 6.2., 6.4.СанПиН 2.1.7.2790-10 |
2 |
Специализированная холодильная камера для временного хранения медицинских отходов класса Б и В, полезный объем не менее 5-м |
шт. |
1 |
В соответствии с пп. 6.2., 6.4.СанПиН 2.1.7.2790-10 |
3 |
Контейнер для хранения и перевозки медицинских отходов, цвет желтый или имеющий желтую маркировку, объем не менее 240 л |
шт. |
24 |
В соответствии с |
4 |
Многоразовая емкость с крышкой (ведро) для хранения медицинских отходов, цвет желтый или имеющий желтую маркировку, объем 35 л |
шт. |
16 |
В соответствии с |
5 |
Многоразовая емкость с крышкой (ведро) для хранения медицинских отходов, цвет желтый или имеющий желтую маркировку, объем 60 л |
шт. |
60 |
В соответствии с пп. 4.11., 4.16. СанПиН 2.1.7.2790-10 |
7. Перечень представляемой одноразовой тары:
N п/п |
Наименование тары |
Ед изм. |
Кол-во в месяц, шт. |
1 |
Пакеты для хранения медицинских отходов с маркировкой "Отходы. Класс Б", цвет желтый, размер 330х300мм |
шт. |
2 255 |
3 |
Пакеты для хранения медицинских отходов с маркировкой "Отходы. Класс Б", цвет желтый, размер 500х600мм |
шт. |
15 350 |
4 |
Пакеты для хранения медицинских отходов с маркировкой "Отходы. Класс Б", цвет желтый, размер 800х900мм |
шт. |
5 017 |
5 |
Одноразовые не прокалываемые влагостойкие контейнеры желтого цвета с иглоотсекателями для сбора острых отходов с плотно прилегающими крышками, исключающими возможность самопроизвольного вскрытия, маркированные "Отходы. Класс Б", объем 0,5л. |
шт. |
708 |
6 |
Одноразовые не прокалываемые влагостойкие контейнеры желтого цвета с иглоотсекателями для сбора острых отходов с плотно прилегающими крышками, исключающими возможность самопроизвольного вскрытия, маркированных "Отходы. Класс Б", объем 1,0л. |
шт. |
892 |
7 |
Одноразовые не прокалываемые влагостойкие контейнеры желтого цвета с иглоотсекателями для сбора острых отходов с плотно прилегающими крышками, исключающими возможность самопроизвольного вскрытия, маркированных "Отходы. Класс Б", объем 1,5л. |
шт. |
60 |
8 |
Одноразовые не прокалываемые влагостойкие контейнеры желтого цвета с иглоотсекателями для сбора острых отходов с плотно прилегающими крышками, исключающими возможность самопроизвольного вскрытия, маркированных "Отходы. Класс Б", объем 3л |
шт. |
204 |
9 |
Одноразовые не прокалываемые влагостойкие контейнеры желтого цвета с иглоотсекателями для сбора острых отходов с плотно прилегающими крышками, исключающими возможность самопроизвольного вскрытия, маркированных "Отходы. Класс Б", объем 6,0л. |
шт. |
292 |
10 |
Одноразовые контейнеры желтого цвета для сбора органических отходов, исключающие возможность самопроизвольного вскрытия, объем 3,0л. |
шт. |
172 |
11 |
Одноразовые контейнеры желтого цвета для сбора органических отходов, исключающие возможность самопроизвольного вскрытия, объем 6,0л. |
шт. |
1646 |
Аналогичные требования установлены и в Приложении N 2 к проекту контракта.
Включение требований в отношении предоставления тары и холодильного оборудования в Извещение о Закупке Заказчик обосновал в своих возражениях, представленных в материалы дела.
Так, из письменных и устных пояснений Заказчика следует, что установление требований к оказанию услуг было установлено Заказчиком с учетом требований к обращению с отходами определенными СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в том числе данными санитарными правилами определяются требования к сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учёту и утилизации медицинских отходов" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
По мнению Заказчика оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" и "В" - это процесс, который состоит из различных этапов, включающий в себя совокупность организационных, технических, материальных, трудовых ресурсов, в конечном итоге направленных на достижение цели максимально эффективного обеспечения безопасности человека и окружающей среды в процессе взаимодействия с такими отходами.
Заказчик указывает, что согласно пунктам б и г части 201 СанПиН 2.1.3684-21 хранение (накопление) более 24 часов необеззараженных медицинских отходов класса Б и В осуществляется в холодильных шкафах не более 7 суток или в морозильных камерах - до одного месяца с начала момента накопления отходов. Накопление и временное хранение необеззараженных медицинских отходов классов "Б" осуществляется персоналом медицинской организации раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ лиц, не связанных с обращением с медицинскими отходами. В небольших медицинских организациях (медицинские пункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов "Б" в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное или морозильное оборудование). Применение холодильного или морозильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается.
Приобретая комплексную услугу по организации обращения с медицинскими отходами с применением собственных расходных материалов и холодильного оборудования исполнителя - Заказчик не нарушает законодательство о контрактной системе. Так же данное требование включено в пункт 6.1. проекта контракта: "Цена включает стоимость услуг, расходных материалов, оборудования транспортные расходы, погрузочно-разгрузочные работы, все виды налогов, отчислений, сборов и других обязательных платежей, установленных действующим законодательством Российской Федерации".
Таким образом, расходные материалы и холодильное оборудование для хранения медицинских отходов, является используемым при оказании услуг и не является поставкой. Данные категории связаны между собой технологически и функционально и образуют единую комплексную услугу по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению медицинских отходов класса Б и В.
Таким образом, по мнению Заказчика, приобретая комплексную услугу по организации обращения с медицинскими отходами с применением собственных расходных материалов и холодильного оборудования исполнителя, Заказчик не нарушает законодательство о контрактной системе.
Проанализировав представленные в материалы дела документы и сведения, исходя из пояснений Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что исходя из положений статьи 33 Закона, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики выполняемых услуг, которые будут иметь существенное значение для достижения требуемого Заказчику результата оказания таких услуг. В зависимости от своих потребностей заказчик в извещении о закупке устанавливает требования, в частности, к услугам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Законом не предусмотрено ограничений по включению в закупочную документацию требований к услугам, являющихся значимыми для заказчика. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Указание Заказчиком в извещении особых характеристик услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такой услуги, не может квалифицироваться как ограничение круга потенциальных участников закупки при условии, что совокупность таких характеристик соответствует услуге нескольких поставщиков услуг.
Для формирования НМЦК Заказчиком был проведен запрос коммерческих предложений с учетом предоставления необходимого холодильного оборудования, и получено 3 коммерческих предложения.
В рассматриваемом деле обстоятельств, которые могли бы повлиять на ограничение конкуренции, перечисленных в статье 8 Закона, не установлено.
Следовательно, доводы Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона при описании объекта Закупки в ходе заседания Комиссии своего подтверждения не нашли.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод общества с ограниченной ответственностью "Биопром" о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.