Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Членов Комиссии:
А.С. Алексеевой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
Е.Ю. Давыденко - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии представителей РТУ МИРЭА: Д.А. Конограя (доверенность N226/21 от 09.12.2021), ООО "Сервисум": П.И. Снисаренко (доверенность N3 от 02.08.2022), И.В. Сумкина (решение от 21.05.2021),
рассмотрев обращение РТУ МИРЭА о включении сведений в отношении ООО "Сервисум" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - РТУ МИРЭА (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Сервисум" (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению лицензий на право использовать Astra Linux Special Edition (реестровый N0373100029522000064).
06.06.2022 между Заказчиком и ООО "Сервисум" заключен государственный контракт N 0373100029522000064 на оказание услуг по предоставлению лицензий на право использовать Astra Linux Special Edition (далее - Контракт).
В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст.95 Закона о контрактной системе 08.07.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "Сервисум" существенных условий Контракта (далее - Решение).
Согласно ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 ст.95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.07.2022 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о надлежащем уведомлении Исполнителя о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно Контракту "Лицензиат предоставляет Сублицензиату право использования программ для ЭВМ с даты подписания Сторонами настоящего Договора (далее - "дата предоставления права использования программ для ЭВМ"), в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Договора".
Представитель Заказчика пояснил, что право использования программ для ЭВМ Исполнителем не было предоставлено.
В свою очередь представитель Общества пояснил, что Исполнитель заблаговременно начал выполнять подготовительные мероприятия для обеспечения своевременной передачи заказчику прав на использование программ по предмету закупки. Так, для обеспечения безопасности и снижения рисков в части исполнения предстоящего договора, еще до окончания срока подачи заявок ООО "СЕРВИСУМ" провело переговоры и подготовило проект договора с авторизованным дилером правообладателя - ООО "ЛАЙКСОФТ" на предоставление ему - ООО "СЕРВИСУМ", права последующей передачи прав использования программного продукта "Astra Linux Special Edition". Условия договора с ООО "ЛАЙКСОФТ" предусматривали передачу неисключительных прав ООО "СЕРВИСУМ" с целью дальнейшей их передачи от ООО "СЕРВИСУМ" государственному заказчику.
20 мая 2022 года ООО "СЕРВИСУМ" подписал и заключил с ООО "ЛАЙКСОФТ" названный выше договор, что подтверждается договором с дилером правообладателя на передачу неисключительных прав по предмету договора.
При всей необходимой степени осмотрительности у ООО "СЕРВИСУМ" не было сомнений в праве ООО "ЛАЙКСОФТ" на предоставление неисключительных прав в отношении программных продуктов Astra Linux. Поскольку указанный контрагент является действующим авторизованным дилером. На сайте ООО "ЛАЙКСОФТ" представлено авторизационное свидетельство на имя генерального директора Московского филиал компании. Ранее ООО "ЛАЙКСОФТ" осуществлял передачу ООО "СЕРВИСУМ" неисключительных прав эквивалентных программных продуктов "Astra Linux".
Условия договора с ООО "ЛАЙКСОФТ" предусматривали заблаговременную передачу неисключительных прав ООО "СЕРВИСУМ" с целью дальнейшей своевременной их передачи государственному заказчику. Передача неисключительных прав на программный продукт должна была быть осуществлена от Правообладателя - ООО "ЛАЙКСОФТ" к Приобретателю - ООО "СЕРВИСУМ" не позднее 5 календарных дней с даты оплаты аванса.
В этот же день 20.05.2022 ООО "СЕРВИСУМ" осуществил оплату аванса ООО "ЛАЙКСОФТ" по договору и рассчитывал получить от него неисключительные права на программный продукт "Astra Linux Special Edition" не позднее 26.05.2022 с целью дальнейшей своевременной их передачи государственному заказчику., что подтверждается платежным документом, подтверждающим оплату аванса.
При этом срок передачи заказчику указанных прав по договору N 0373100029522000064 от 06.06.2022 был установлен - не позднее 15.07.2022, т.е. в течение более чем полутора месяцев со дня их получения ООО "СЕРВИСУМ" от ООО "ЛАЙКСОФТ".
В ходе исполнения договора ООО "СЕРВИСУМ" неоднократно обращалось к дилеру правообладателя ООО "ЛАЙКСОФТ", чтобы ускорить передачу им неисключительных прав на ПО в целях добросовестного исполнения ООО "СЕРВИСУМ" договора N 0373100029522000064.
Когда же выяснилось, что действия вышеназванного дилера партнера производителя недобросовестны и направлены на лишение ООО "СЕРВИСУМ" возможности исполнить сублицензионный договор с государственным заказчиком, заключённый по результатам аукциона ООО "СЕРВИСУМ" немедля проинформировал заказчика о сложившейся ситуации и обратился с просьбой о расторжении Государственного контракта по соглашению сторон в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Однако ответным письмом от 07.06.2022 N 11/ОГ-1716 заказчик счел расторжение государственного контракта по соглашению сторон нецелесообразным.
Усмотрев риск неисполнения договора, 8 июля - т.е. более чем за неделю до окончания срока исполнения договора, ООО "СЕРВИСУМ" обратилось к заказчику с просьбой о продлении сроков передачи прав на программный продукт по предмету закупки. ООО "СЕРВИСУМ" просило заказчика об отсрочке всего в 15 календарных дней. При этом в обращении ООО "СЕРВИСУМ" однозначно подтверждал свое намерение исполнить договор, признавал возможность возникновения условий для применения заказчиком штрафных санкции, а также выражал свою готовность уплатить такую неустойку (штраф, пени) согласно условиям заключённого договора.
Увеличение срока исполнения договора на указанные 15 дней потребовалось ООО "СЕРВИСУМ" для осуществления процедуры авторизации у правообладателя программного продукта "Astra Linux Special Edition" с целью последующей передачи права на его использование государственному заказчику по условиям договора, заключённого в результате аукциона.
Между тем, ООО "СЕРВИСУМ" не ограничилось информированием заказчика о возникших непредвиденных обстоятельствах.
В целях безусловного исполнения договора в тот же день - 8 июля - т.е. более чем за неделю до окончания срока исполнения договора, ООО "СЕРВИСУМ" предприняло безотлагательные действия для того, чтобы приобрести программный продукт по предмету договора у других официальных дилеров правообладателя - компании ООО "РусБИТех-Астра".
ООО "СЕРВИСУМ" обратилось ко всем представленным на официальном сайте вендора с просьбой о возможности приобрести у них неисключительные права на ПО.
Однако в переписке все вышеозначенные дилеры указали, что продажа программного продукта "Astra Linux Special Edition" допустима исключительно авторизованным партнерам.
Отсутствие авторизации делает невозможным приобретение права на последующее предоставление прав на программный продукт другим пользователям при цене сделки превышающей 200 тыс.рублей.
Получив такую информацию от официальных дилеров правообладателя в тот же день - 8 июля - т.е. более чем за неделю до окончания срока исполнения договора, ООО "СЕРВИСУМ" предприняло безотлагательные действия для того, чтобы самому стать дилером и получить авторизацию на право передачи неисключительных прав на программный продукт "Astra Linux Special Edition" у правообладателя - компании ООО "РусБИТех-Астра".
Однако по правилам, установленным в этой компании-правообладателе, авторизация осуществляется посредством обращения к уже авторизованным партнерам ООО "РусБИТех-Астра", сведения о которых размещены на сайте компании. Такой порядок авторизации - исключительно через авторизованного партнера, установлен вендором-правообладателем программного продукта "Astra Linux Special Edition" и иного порядка его приобретения сторонними участниками рынка не предусмотрено.
Ставя целью неукоснительное исполнение условий договора с заказчиком ООО "СЕРВИСУМ" обратилось одновременно к нескольким официальным партнерам правообладателя на программный продукт с направлением всех необходимых документов для авторизации.
Оперативнее всех на обращение об авторизации отреагировала группа компаний MERLION - которая является крупнейшим российским дистрибьютором на рынке ИТ. В дальнейшем ООО "СЕРВИСУМ" сосредоточило свои усилия по авторизации на взаимодействии именно с этой группой компаний. Немаловажную роль сыграло и то, что офисы продаж MERLION находятся в т.ч. в Москве и в Санкт-Петербурге, что существенно упрощает логистику взаимодействия и сокращает сроки авторизации.
В тот же день - 8 июля, ООО "СЕРВИСУМ" направило MERLION весь необходимый пакет документов для получения авторизации
Между тем 8 июля исполнитель получил от заказчика уведомление о том, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении договора. Согласно части 13 статьи 96 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем важно отметить, что в ответ на направление ООО "СЕРВИСУМ" указанного пакета документов для авторизации, 11 июля группа компаний MERLION сообщила, что ООО "СЕРВИСУМ" отказано в авторизации.
Все изложенные выше факты и прилагаемые материалы, подтверждают, что надлежащее исполнение поставщиком контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, предусмотреть или на повлиять на которые общество было не в состоянии.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что действия Исполнителя, выразившиеся в попытках урегулирования вопроса, свидетельствуют о добросовестных действиях Исполнителя, не намеревавшегося не исполнять обязательства по контракту.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение ООО "Сервисум" условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Учитывая изложенное, у Комиссии Управления отсутствуют основания для включения сведений в отношении ООО "Сервисум" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Сервисум" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации.
Председательствующий: |
|
А.С. Спирякова |
Члены Комиссии: |
|
А.С. Алексеева |
|
Е.Ю. Давыденко |
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 августа 2022 г. N 077/10/104-11529/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2022