Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии представителей от:
- заказчика - ФГБУ "Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России" - Ананевская В.В. по доверенности от 30.06.2022 NДВ-261-379,
в отсутствии представителей от:
ИП Дейнега С.П. - о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев материалы дела N 7-3/452 по обращению заказчика - ФГБУ "Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России" о включении сведений об ИП Дейнега С.П. (ИНН 231302735907) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - ФГБУ "Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России" (далее - также заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Индивидуальном предпринимателе Дейнега Сергее Павловиче (ИНН 231302735907) (далее - ИП Дейнега С.П., поставщик), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта, заключенного по результатам осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку комплектующих (запасных частей) летательных аппаратов (извещение N0322100009221000098, контракт от 27.12.2021 N104/21, реестровая запись N1272000713021000106).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N0322100009221000098 размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) https://zakupki.gov.ru 01.12.2021.
Дата начала подачи заявок: 01.12.2021.
Дата и время окончания подачи заявок: 14.12.2021 09:00.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 16.12.2021.
Объект закупки - поставка комплектующих (запасных частей) летательных аппаратов.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 357 426, 38 рублей.
Источник финансирования: Федеральный бюджет.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N0322100009221000098 от 14.12.2021 по результатам рассмотрения единственной заявки: заявка ИП Дейнега С.П. признана соответствующей требованиям; согласно ч. 16 ст. 66 Закона N44-ФЗ аукцион признан несостоявшимся; на основании п. 4 ч.1 ст. 71 Закона N44-ФЗ принято решение заключить контракт с ИП Дейнега С.П.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 71 Закона о контрактной системе контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона (Утратила силу с 1 января 2022 года Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
27.12.2021 между заказчиком и ИП Дейнега С.П. заключен контракт N104/21, реестровая запись N1272000713021000106 (далее - Контракт).
Предметом контракта является: - Поставщик обязуется поставить комплектующие (запасные части) летательных аппаратов (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом (п. 1.1 Контракта).
- Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта (п. 1.2 Контракта).
Цена контракта составляет 1 357 426, 38 руб. (п. 2.1 Контракта).
В силу п. 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, Большой аэродром, территория Заказчика (далее - место доставки), в срок до 01.07.2022.
Согласно п. 4.1.1 Контракта Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
Согласно п. 4.4 Контракта Заказчик вправе:
- требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по Контракту (п. 4.4.1 Контракта);
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п. 4.4.7 Контракта).
Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31.08.2022 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика (п. 12.1 Контракта).
Согласно п. 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Материалами дела установлено, что в соответствии с п. 3.1 Контракта ИП Дейнега С.П. принял на себя обязательства по доставке товара в срок до 01.07.2022.
12.07.2022 Заказчиком направлено начальнику Главного управления МВД России по Ростовской области письмо NИВ-261-923 о проведении проверки деятельности лиц, связанных с исполнением контракта.
27.07.2022 Заказчиком направлена претензия NИВ-261-1021 о несоблюдении Поставщиком условий контракта и о принятии Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с тем, что Поставщик, в нарушение своих обязательств, не поставил товар в срок (до 01.07.2022), Заказчиком 13.07.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в нарушение п.3.1 Контракта Поставщиком товар не поставлен.
Ввиду нарушения ИП Дейнега С.П. сроков поставки товара по Контракту, на основании п. 12.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.12.2021 N104/21. Принятое решение об одностороннем расторжении контракта размещено в Единой информационной системе в сфере закупок - 13.07.2022.
Контракт расторгнут - 25.07.2022.
В связи с расторжением контракта 25.07.2022 Заказчик обратился в Хабаровское УФАС России с обращением о включении ИП Дейнега С.П. реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Проанализировав представленные Заказчиком документы, а также информацию, размещенную в Единой информационной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N7 в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу требований части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 13.07.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное решение заказчиком размещено в ЕИС - 13.07.2022.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятии решения заказчиком об одностороннем отказе следует считать - 13.07.2022.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта - 25.07.2022.
Представленные материалы не свидетельствуют о невозможности в регламентированные сроки исполнения контракта. При принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать последствия неисполнения условий контракта.
ИП Дейнега С.П. не представлены письменные объяснения в адрес Хабаровского УФАС России, не обеспечено участие на заседание Комиссии, в том числе по ВКС.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из сведений, размещенных в ЕИС, представленной информации заказчиком, принимает решение на основании представленных заказчиком документов и сведений в ЕИС.
Материалами дела подтверждено, что на 25.07.2022 ИП Дейнега С.П. не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Также комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что ИП Дейнега С.П. не представлено надлежащих доказательств невозможности исполнения контракта, обоснования причин непоставки товара в срок.
Также в материалы дела не представлены доказательства фактической компенсации Заказчику убытков в виде уплаты неустойки (пени, штрафа).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ИП Дейнега С.П. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ИП Дейнега С.П. осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
В настоящее время товар по Контракту не поставлен, Контракт Поставщиком не исполнен, приемка товара по контракту не осуществлена, оплата по контракту произведена частично, фактически оплачено 407 227, 92 руб. (авансовый платеж).
Поскольку хозяйствующий субъект (ИП Дейнега С.П.) обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - ФГБУ "Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России" в реестр недобросовестных поставщиков об Индивидуальном предпринимателе Дейнега Сергее Павловиче (ИНН 231302735907) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта, заключенного по результатам осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку комплектующих (запасных частей) летательных аппаратов (извещение N0322100009221000098, контракт от 27.12.2021 N104/21, реестровая запись N1272000713021000106), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
|
||
Члены Комиссии: |
|
|
||
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 2 августа 2022 г. N РНП-27-330 (ключевые темы: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков - надлежащее извещение - автозапчасти - летательные аппараты)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2022