Резолютивная часть решения оглашена 29 июля 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03 августа 2022 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Администрацией Псковского района Псковской области (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общество с ограниченной ответственностью "АНДЭКСПРО" (адрес: 108801, г.Москва вн.тер.г.поселение Сосненское, п.Коммунарка ул.Потаповская роща, д.6 к.1 помещ.65 офис.1; ИНН 9719004868), для включения в реестр не-добросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта выполнение работ по разработка проекта реконструкции моста через реку Многа на автомобильной до-роге "от а/д Череха-Назимово до Песчанка" в Ядровской волости Псковского района Псковской области (номер извещения: 0157300006920000103),
УСТАНОВИЛА:
13 июля 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общество с ограниченной ответственностью "АНДЭКСПРО" (адрес: 108801, г.Москва вн.тер.г.поселение Сосненское, п.Коммунарка ул.Потаповская роща, д.6 к.1 помещ.65 офис.1; ИНН 9719004868), для включения в реестр не-добросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта выполнение работ по разра-ботка проекта реконструкции моста через реку Многа на автомобильной до-роге "от а/д Череха-Назимово до Песчанка" в Ядровской волости Псковского района Псковской области (номер извещения: 0157300006920000103).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 29 июля 2022 года в 11 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0457000000221000005 о проведении электронного аукциона - 30.10.2020 11:34.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 2 933 252,00 рубля.
3) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
4) Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.11.2020 N0157300006920000103-3, подано 3 (три) заявки, победитель ООО "АНДЭКСПРО" с наименьшим предложением о цене контракта 2 480 333,74 рубля.
5) 30.11.2020 года Заказчиком заключен муниципальный контракт N 01573000069200001030001 с ООО "АНДЭКСПРО" с ценой контракта 2 480 333,74 рубля.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пунктам 1.1.- 1.4 контракта Заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по разработке проекта реконструкции моста через реку Многа на автомобильной дороге "от а/д Черёха-Назимово-до Песчанка" в Ядровской волости Псковского района Псковской области (далее - работы) в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту). Заказчик обязуется принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
Местоположение: на автомобильной дороге "от а/д Черёха-Назимово-до Песчанка" в Ядровской волости Псковского района Псковской области.
Подрядчик обязуется завершить работы в срок, указанный в п. 3.1 контракта.
По окончании работ Подрядчик обязуется сдать результат работ Заказчику в порядке, предусмотренном разделом 5 Контракта.
Разделом 3 контракта определены сроки выполнения работ, а именно в сроки, определяемые Техническим Заданием на разработку проектной документации (Приложение N1 к Контракту) и Календарным планом работ (Приложение N2 к Контракту).
При этом, срок окончания выполнения работ: в течение 310 (триста десять) календарных дней с даты заключения контракта (т.е. 06.10.2021 г.)
Разделом 5 контракта определен порядок сдачи и приемки работ, согласно подрядчик осуществляет разработку первичной документации с последующим предоставлением на рассмотрение Заказчику. В случае обнаружения Заказчиком несоответствия принятых проектных решений либо неучтенных Подрядчиком требований муниципального контракта, Заказчик устанавливает Подрядчику срок устранения выявленных нарушений путем направления Предписания. До момента устранения нарушений, повторного рассмотрения Заказчиком первичной документации и получения согласования Заказчика Подрядчик не вправе осуществлять дальнейшее согласование, проектирование и расчет смет. При этом всю ответственность за нарушение сроков несет Подрядчик.
Подрядчик после получения всех требующихся согласований завершает проектирование, производит разработку сметной документации, которая предоставляется для согласования и утверждения. После получения согласования сметной документации передает Заказчику 1 экземпляр проектно-сметной документации не позднее чем за 10 рабочих дней до сдачи-приемки работ, в том числе по требованию Заказчика 1 экземпляр в электронном виде. Заказчик в течение 5 рабочих дней после предоставления указанных документов проверяет достоверность сведений о выполненных работах, согласовывает предоставленные документы и уведомляет Подрядчика о готовности к сдаче-приемке работ. При наличии замечаний Заказчик устанавливает Подрядчику срок устранения выявленных нарушений путем направления Предписания, приемка выполненных работ не осуществляется до момента устранения замечаний, при этом всю ответственность за нарушение сроков несет Подрядчик.
18.10.2021 (исх.N5220 от 18.10.2021) Заказчик направил Обществу запрос о причинах задержки работ по контракту.
16.11.2021 (исх.N6647) Заказчик направил Обществу письмо о необходимости исполнить работы в срок до 30.11.2021 года.
24.12.2021 (исх.N222/А) Общество направляет инженерные изыскания.
08.02.2022 (исх.N17/А) Общество сообщает Заказчику о невозможности поставить земельный участок на кадастровый учет, а также о радиусе кривой моста.
09.03.2022 (исх.N808) Заказчик направил письмо Обществу о неисполнении обязательств по контракту.
18.03.2022 ( исх.N49/А) Общество сообщает, что проектные работы на стадии завершения, гарантирует передать проект до 22.03.2022 г.
22.03.2022 (исх.N67МЛ/А) Общество направляет на согласование результаты инженерных изысканий.
28.04.2022 (исх.N1553) Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направил заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 18001921396189), по электронной почте.
16.05.2022 (исх.N1725) Заказчик сообщает Обществу о согласовании программ на проведение инженерных изысканий и сообщает о необходимости выйти на экспертизу проектной документации не позднее 27.05.2022 года.
03.06.2022 Заказчик отменяет решение одностороннем отказе, поскольку 03.06.2022 от Общества на согласование поступили результаты выполнения работ.
07.07.2022 Заказчик принимает повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.07.2022 в ЕИС размещены сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 7.8 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с п. 4.2.4. и 4.4.2. Контракта.
Согласно пункту 4.2.4. контракта Заказчик в любое время до сдачи ему результата работы вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
если Подрядчиком не исполнено требование Заказчика устранить в установленный Заказчиком срок недостатки, выявленные в ходе выполнения работ;
нарушение сроков выполнения работ Подрядчиком;
несоответствие выполненных Подрядчиком работ их объему, предусмотренному Контрактом;
выполнение Подрядчиком работ ненадлежащего качества;
повторное нарушение Подрядчиком условий Контракта;
если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
07.07.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещает в ЕИС в разделе "Дополнительная информация о контрактах".
20.07.2022 размещены сведения о расторжении контракта.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательств возникновения у ООО "АНДЭКСПРО" обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Псковское УФАС России не представлено.
Заранее спланированный порядок выполнения работ дает возможность участнику закупки на стадии определения подрядчика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в электронном аукционе, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу названных статей Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечение получения корреспонденции по адресу своей государственной регистрации является обязанностью юридического лица, и все риски и последствия ненадлежащего обеспечения получения почтовой корреспонденции, входят в зону ответственности самого юридического лица.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Общество в своих письменных объяснениях (исх.б/н от 27.07.2022) сообщило, что инженерные изыскания были выполнены в срок в полном объеме и переданы заказчику 24.12.2020 г., о чем свидетельствует письмо N222А от 24.12.2020 г. Так же заказчику неоднократно направлялись на согласование программы и техническое задание на проведение инженерных изысканий, но согласование было получено только 22 апреля 2022 г, хотя документы направлялись с 21.12.2020 г. исх.N2МЛВ/А и были продублированы несколько раз на разные электронные адреса. Наряду с этим, Заказчику так же было доведено до сведения, что проектируемый мост находился в створе старого, на который нет правоустанавливающих документов и единственным вариантом прохождения трассы оставался вариант с пересечением кадастрового участка, который находится в аресте, и при подготовке НИМ и ПМ выяснилось, что нет возможности поставить на кадастровый учет объект недвижимости на данном участке.
С целью приведения оси трассы к нормативным параметрам, был проработан вариант прохождения трассы через участки вне полосы отвода дороги, и с переносом местонахождения моста выше существующего, что повлекло за собой дополнительные работы по топографии, проектированию мостового перехода и подходов к мосту.
Документация была откорректирована и направлена заказчику на рассмотрение и согласование 22 марта 2022 г. Но на сегодняшний день ни замечаний, ни согласований в адрес исполнителя не поступало. Так же были направлены сметы на рассмотрение и согласования 20.06.2022 г, ответа от Заказчика так и не поступило ни согласований, ни замечаний.
В свою очередь, представители Заказчика пояснили, что фактически принять и согласован первый этап работ, который согласно календарному плану должен выполнен в течении 35 календарных дней с момента заключения контракта. Однако поступили изыскания к Заказчику 22.03.2022 года, факт получения 24.12.2021 года Заказчик отрицает. Подтверждение направления в материалы дела Обществом не представлено, в скриншоте переписки с Заказчиком данное отправление 24.12.2021 отсутствует.
Комиссия проанализировала действия Заказчика, направленные на эффективное и законное взаимодействие с Поставщиком, на которое последний вправе рассчитывать ввиду общей для них юридически значимой цели - относительно скорого и качественного выполнения работ в полном объеме, установила, что работы исполнены только по первому этапу в размере 1139,013 тыс.руб. (менее чем 50% от цены контракта).
Согласно сведениям из ЕИС, ООО "АНДЭКСПРО" состоит в РНП о чем свидетельствуют 11 записей из реестра недобросовестных поставщиков, что свидетельствует о систематическом нарушении взятых на себя обязательств. Решения не обжалованы в судебном порядке.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС приходит к выводу, что ООО "АНДЭКСПРО" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях Общества.
Более того, на протяжении 5 лет в адрес Администрации Псковского района, а также приемной Президента неоднократно поступали обращения граждан (жителей д.Фомкино), относительно необходимости реконструкции моста, поскольку в весенний период идет затопление моста, а другой дороги из деревни не имеется.
Однако в результате недобросовестности подрядчика ООО "АНДЭКСПРО" проектная документация на реконструкцию моста (поднятие на 3 метра) по настоящее время не готова и как следствие, цель Заказчика не реализована.
Неисполнение вышеуказанного контракта ООО "АНДЭКСПРО" способствует затягиванию реконструкции моста, что в свою очередь может повлечь социально-опасные последствия, которые могут угрожать жизни и здоровью граждан.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (29.07.2024 года) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью "АНДЭКСПРО";
- место нахождения: 108801, г.Москва, ВН.ТЕР.Г. ПОСЕЛЕНИЕ СОСЕНСКОЕ, п. Коммунарка, ул. Потаповская роща, д. 6, к. 1, помещ. 65, офис 1;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 9719004868, КПП 771901001;
- сведения об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя): Баранникова Екатерина Борисовна (размер доли 100 %)
- ИНН участника: 771502764781;
- дата проведения электронного аукциона: 12.11.2020;
- объект закупки: Разработка проекта реконструкции моста через реку Многа на автомобильной дороге "от а/д Череха-Назимово до Песчанка" в Ядровской волости Псковского района Псковской области (номер извещения 0157300006920000103);
- цена контракта - 2 480 333,74 рубля;
- срок выполнения работ: до 06 октября 2021 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.