Резолютивная часть решения оглашена "27" июля 2022 г.
В полном объеме решение изготовлено "01" августа 2022 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей ООО "Мастер" (далее - Общество, Поставщик) - Фаллевич Н.А., Бодровой Н.А.,
в отсутствие представителей государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" (далее также Заказчик, ГБУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко"),
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" сведения, представленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко", о расторжении контракта от 19.11.2021 N 0164200003021003265_52288 на поставку бумаги для офисной техники на основании решения Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2022 по делу N А64-3165/2022,
УСТАНОВИЛА:
21.07.2022 в Тамбовское УФАС России поступили сведения от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" о расторжении контракта от 19.11.2021 N 0164200003021003265_52288 на поставку бумаги для офисной техники, заключенного по итогам электронного аукциона N 0164200003021003265 с ООО "Мастер" (630015, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Электрозаводская, дом 4, корпус 3, офис 311, ИНН 5401978710), на основании решения Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2022 по делу N А64-3165/2022.
Представители Поставщика на рассмотрении дела пояснили следующее.
В Российской Федерации производство бумаги с заявленными требованиями н техническими характеристиками, предусмотренными контрактом, осуществляется комбинатом ПИЛО "Сильвамо Корпорейшен Рус" и комбинатом АО "Монди Сыктывкарский ЛПК". В конце февраля 2022 года в связи с недружественными действиями США и примкнувшим к ним иностранных государств и международных организации стран, введением в отношении Российской Федерации экономических санкций и ограничений, в комбинаты прекратились поставки химикатов, необходимых для обеспечения белизны бумаги, которые до этого закупались комбинатами в странах Европы. В связи с чем, комбинаты не имели возможности обеспечить производство бумаги для офисной техники с характеристиками, отвечающими требованиям ГОСТ, соответственно, и требованиям контракта, а также в объемах, которые были им заявлены нашими поставщиками. Данные обстоятельства привели к дефициту белой бумаги классов А и В на рынке и увеличению ее стоимости. В связи с тем, что у комбинатов, производящих бумагу, возникли большие сложности с производством бумаг марок А и Б с повышенной белизной из-за отсутствия необходимых для отбеливания целлюлозы химикатов, Поставщик предложил Заказчику заменить марку бумаги, предусмотренную Контрактом, на другую марку бумаги ниже белизной. В апреле 2022 года Заказчик обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявление о расторжении контракта. У ООО "Мастер" умысла на уклонение от исполнения контракта не было. Поставщик является реально действующей организацией, за период с 06.09.2017 по настоящее время Общество исполнило в полном объеме и в срок без применения штрафных санкций более 2 700 контрактов на сумму свыше 1,8 млрд. руб., что свидетельствует о реальном намерении лица исполнить контракт.
В подтверждение заявленного Обществом представлены информационные письма комбинатов ПИЛО "Сильвамо Корпорейшен Рус" и АО "Монди Сыктывкарский ЛПК", сведения о заключенных и исполненных контрактах, копии переписки с Заказчиком.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки документов и сведений, представленных Заказчиком и Поставщиком, заслушав пояснения представителей Общества, установила следующие обстоятельства.
19.11.2021 между ГБУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко" и ООО "Мастер" по итогам проведения электронного аукциона N 0164200003021003265 заключен контракт на поставку бумаги для офисной техники.
Цена контракта 1 483 899,40 руб.
Согласно условиям заключенного контракта, поставка товара осуществляется двумя партиями: 1 партия - в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта, 2 партия - в период с 21.03.2022 по 25.03.2022.
03.12.2021 Поставщиком осуществлена поставка в полном объеме первой партии товара.
09.03.2022 Общество в адрес Заказчика направило уведомление о невозможности исполнения своих обязательств по Контракту ввиду сложной финансовой ситуации в стране и мире, а также в связи с введением экономических санкций недружественных государств.
11.03.2022 и 14.03.2022 Общество направило Заказчику предложение об изменении существенных условий контракта (увеличение срока поставки). На что, получило отрицательный ответ от Заказчика.
17.03.2022 в адрес вышестоящей над Заказчиком инстанции (Управление здравоохранения Тамбовской области) Поставщик направил запрос об одобрении заключения между ООО "Мастер" и Г'БУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко" соглашения о расторжении контракта на поставку бумаги для офисной техники N 0164200003021003265_52288 от 19.11.2021 по соглашению сторон в связи с наступлением обстоятельств, независящих от воли сторон контракта, без применения к сторонам каких либо штрафных санкций, а также, без возмещения каких либо убытков, ущерба и/или других расходов.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 10.2 рассматриваемого контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9-23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
ГБУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к ООО "Мастер" о расторжении контракта от 19.11.2021 N 0164200003021003265_52288 на поставку бумаги для офисной техники.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2022 по делу N А64-3165/2022 (резолютивная часть объявлена 15.06.2022, в полном объеме решение изготовлено 16.06.2022) контракт от 19.11.2021 N 0164200003021003265_52288 на поставку бумаги для офисной техники расторгнут.
В соответствии со статьей 453 Гражданского кодекса РФ договор считается расторгнутым в судебном порядке - с даты вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.
Решение арбитражного суда по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
ГБУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко" представило копию решения Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2022 по делу N А64-3165/2022, которое вступило в законную силу 19.07.2022. Апелляционная жалоба не подавалась.
Следовательно, контракт от 19.11.2021 N 0164200003021003265_52288 расторгнут с 20.07.2022.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)), Заказчиком направлены следующие сведения об ООО "Мастер":
- обращение о включении информации о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по форме согласно приложению N 1 к Порядку ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
- копия решения Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2022 по делу N А64-3165/2022.
Пунктом 13 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующие действия:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае
Учитывая установленные по делу обстоятельства при исполнении ООО "Мастер" рассматриваемого контракта, Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает в действиях Поставщика виновного недобросовестного характера, свидетельствующего об умышленных действиях, направленных на неисполнение контракта и свидетельствующих о недобросовестности поведения.
В рассматриваемом случае надлежащее исполнение Поставщиком своих обязательств по контракту оказалось невозможным в связи с дефицитом белой бумаги на рынке, так как в комбинаты по производству бумаги прекратились поставки химикатов, необходимых для обеспечения её белизны, которые закупались в странах Европы. В связи с чем, комбинаты не имели возможности обеспечить производство бумаги для офисной техники с характеристиками, отвечающими требованиям ГОСТа и соответственно, требованиям контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России, учитывая отсутствие в действиях ООО "Мастер" недобросовестного поведения, приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ООО "Мастер" и его директоре в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации иных нормативных правовых актов в сфере законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь статьёй 95, статьёй 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения, представленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мастер" (630015, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Электрозаводская, дом 4, корпус 3, офис 311, ИНН 5401978710), и его директоре, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
С.В. Мазаева |
|
|
Члены комиссии Н.Е. Козлова
Т.В. Четверткова
Исп. Козлова Н.Е., тел. 8(4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 1 августа 2022 г. N РНП-68-64/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2022