Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_>- руководитель управления,
члены Комиссии:
<_>,
на заседании Комиссии
в отсутствие:
представителей заказчика - БУЗ УР "Городская клиническая больница N9 МЗ УР" (далее - Заказчик), представителей ООО "Торговый дом "Винар-М" (далее - Общество), представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение),
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "Торговый дом "Винар-М" (ИНН 7710280179) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N15081 "Упаковка для стерилизации, одноразового использования" (номер извещения в ЕИС - N 0813500000122005942, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
04.05.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 151 475,20 рублей.
12.05.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.05.2022 поступило три заявки на участие в Аукционе, признанных соответствующими установленным требованиям, победителем по Аукциону признано ООО "Торговй дом "Винар-М".
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и Обществом заключен контракт от 23.05.2022 N76-ОА/2022 (далее - Контракт).
Решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.07.2022 Заказчик расторг Контракт в связи с тем, что Общество не поставило товары по Контракту.
Согласно письменным пояснениям Общества, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта является необоснованным. Общество предполагало поставить по Контракту товар, приобретенный у единственного производителя - ООО "НПФ "Винар", после заключения Контракта возникли трудности, связанные с прекращением поставок основного сырья - химических индикаторов упаковочных материалов, что стало причиной вынужденной приостановки ООО "НПФ "Винар" упаковочных материалов. Товар по Контракту производится исключительно из импортного сырья, из-за разрушений логистических цепочек поставка данного сырья была прекращена. С конца февраля 2022 г. внешнеторговые контакты с европейскими фирмами были приостановлены до дальнейшего уведомления. Общество сообщало Заказчику о невозможности поставить товар по обстоятельствам, не зависящим от воли Общества. Также Общество предлагало Заказчику продлить срок исполнения Контракта в связи с указанными обстоятельствами. На настоящий момент на рассмотрении Государственной Думы России находится законопроект, который связан с антисанкционными поправками. По мнению Общества, оснований для включения сведений в РНП не имеется, так как недобросовестного поведения со стороны Общества не допущено.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с п. 5.2 Контракта поставщик обязан поставить товар в течение пятнадцати рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика.
Заказчик направлял в адрес Общества заявки 24.05.2022 и 20.06.2022 на поставку товаров, в установленные сроки товар Обществом не был поставлен, что со стороны Общества не отрицается.
02.06.2022 ООО "НПФ "Винар" сообщило Обществу о вынужденном характере приостановки производства и поставки упаковочных материалов своего производства .
Согласно сообщению Торгово-промышленной палаты РФ от 22.03.2022 NПР/0181 значительная часть электроники, технического оборудования и иных товаров, поставляемых отечественными производителями на российский рынок, производится с использованием комплектующих, произведенных за пределами РФ, на поставку которых введены запреты и ограничения. Иностранные поставщики отказывают в поставке товара, а указанные комплектующие не производятся в РФ, и, как правило, носят уникальный характер. Возникшая ситуация приводит к тому, что многие отечественные компании вынуждены приостановить поставку продукции контрагентам в рамках существующих производственных (технологических) цепочек, так как комплектующие становятся для них недоступными. Торгово-промышленным палатам предложено приостановить рассмотрение заявлений о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы.
Из письменных пояснений Общества следует, что последнее не обращалось в Торгово-промышленную палату за свидетельствованием обстоятельств непреодолимой силы в связи с тем, что Торгово-промышленная палата приостановила рассмотрение заявлений о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с уведомлением Союза "Московская торгово-промышленая палата" Союз ожидает в ближайшее время внесения изменений в федеральное законодательство, относящих последствия зарубежных санкций к форс-мажору, что значительно расширит перечень оснований для свидетельствования наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078 (далее - Правила ведения реестра), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
Антимонопольный орган не уполномочен давать оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства (данный вывод подтверждается судебной практикой: Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу NА73-4467/2019, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу NА40-184406/2019 и др.).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- причинами не поставки товара по Контракту стали экономические санкции, меры ограничительного характера в отношении материалов, используемых для производства товара, поставляемого по Контракту,
- Общество предполагало приобрести товар, который впоследствии поставит Заказчику по Контракту, у ООО "НПФ "Винар", которое в июне 2022 г. уведомило о вынужденном характере приостановления производства товаров,
- Общество не обращалось в Торгово-промышленную палату за свидетельствованием обстоятельств непреодолимой силы исключительно по причине того, что Торгово-промышленная палата в настоящее время приостановила рассмотрение заявлений о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы,
- Общество уведомило Заказчика 06.06.2022 посредством электронной почты об объективной невозможности поставить товар по Контракту по причинам, независящим от воли Общества - в связи с приостановкой производства единственного производителя товара, а также Общество просило Заказчика продлить срок поставки товара по Контракту,
- Общество после получения решения об одностороннем отказе 11.07.2022 просило отменить решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы,
- доказательств наличия недобросовестного поведения Общества при исполнении Контракта либо умысла Общества на уклонение от исполнения Контракта, не имеется.
В связи с вышеизложенным, оснований для включения в РНП сведений об Обществе не установлено, так как недобросовестное поведение со стороны ООО "Торговый дом "Винар-М" не допущено, Общество совершало меры, направленные на исполнение Контракта по смыслу пп. "в" п. 15 Правил ведения реестра.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено. На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Торговый дом "Винар-М" (ИНН 7710280179) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N15081 "Упаковка для стерилизации, одноразового использования" (номер извещения в ЕИС - N 0813500000122005942), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.