Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - руководитель управления,
члены Комиссии:
<_>,
на заседании Комиссии
в отсутствие:
представителей заказчика - Администрации МО "Город Ижевск" (далее - Заказчик), представителей ООО "Сфера СОФ" (далее - Общество), представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение),
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "Сфера СОФ" (ИНН 6658549457) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N зз-06084-2022 "Услуги по предоставлению (передаче) неисключительных прав (простых неисключительных лицензий) на использование программного обеспечения Операционная система Microsoft Windows 11 Professional" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122002283, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
04.03.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 750 649,00 рублей.
14.03.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.03.2022 поступило три заявки на участие в Аукционе, признанных соответствующими установленным требованиям, победителем по Аукциону признано ООО "Сфера СОФ".
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и Обществом заключен контракт от 28.03.2022 N0813500000122002283 (далее - Контракт).
Решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.07.2022 Заказчик расторг Контракт в связи с тем, что Общество не оказало услуги по Контракту.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с п. 1.1 Контракта объектом закупки являются услуги по предоставлению (передаче) неисключительных прав (простых неисключительных лицензий) на использование программного обеспечения Операционная система Microsoft Windows 11 Professional.
В соответствии с п. 1.4 Контракта срок исполнения Контракта - в течение 60 календарных дней с момента заключения Контракта.
Контракт заключен 28.03.2022, следовательно, срок исполнения Контракта составлял по 30.05.2022.
При рассмотрении общедоступной информации в сети "Интернет" Комиссия Управления установила, что весной 2022 г. в сети "Интернет" появлялись новости и заявления официальных представителей корпорации "Microsoft" (которая является производителем операционной системы "Microsoft Windows 11 Professional") о приостановке продажи продуктов и предоставления услуг на неопределенный период времени в связи с событиями на Украине, кроме этого, корпорация "Microsoft" лишила россиян возможности загрузить операционные системы "Microsoft Windows" с официального сайта корпорации. В июне 2022 г. и июле 2022 г. в сети "Интернет" появлялись новости и официальные заявления официальных представителей корпорации "Microsoft" о предстоящем полном закрытии бизнеса в России.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078 (далее - Правила ведения реестра), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
Антимонопольный орган не уполномочен давать оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства (данный вывод подтверждается судебной практикой: Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу NА73-4467/2019, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу NА40-184406/2019 и др.).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- причинами не оказания Обществом услуг по Контракту стали меры ограничительного характера в отношении операционных систем корпорации "Microsoft", которая используется при оказании услуг по Контракту, при этом данное обстоятельство не зависит от воли Общества,
- доказательств наличия недобросовестного поведения Общества при исполнении Контракта либо умысла Общества на уклонение от исполнения Контракта, не имеется.
В связи с вышеизложенным, оснований для включения в РНП сведений об Обществе не установлено, так как недобросовестное поведение со стороны ООО "Сфера СОФ" не допущено.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Сфера СОФ" (ИНН 6658549457) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N зз-06084-2022 "Услуги по предоставлению (передаче) неисключительных прав (простых неисключительных лицензий) на использование программного обеспечения Операционная система Microsoft Windows 11 Professional" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122002283), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.