Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 10-00 осуществлено проведение внеплановой проверки, при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа N 21 - *
- заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 52 - *
- в отсутствие представителей уполномоченного органа в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга, уведомленного надлежащим способом о месте и времени заседания Комиссии,
проведя внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика в Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа N 21, заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 52, уполномоченного органа в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся в МБОУ СОШ Чкаловского района г. Екатеринбурга в 2022 году (извещение N 0162300005321002428) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N 1576),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС России) поступила информация от Прокуратуры Верх-Исетского района г. Екатеринбург (вх. 149-С/22 от 18.07.2022 г.) о нарушениях законодательства о контрактной системе заказчиком в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа N 21, заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 52, уполномоченного органа в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся в МБОУ СОШ Чкаловского района г. Екатеринбурга в 2022 году (извещение N 0162300005321002428).
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1576.
По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее:
10.12.2021 г. года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении процедуры конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0162300005321002428 и конкурсная документация на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся в МБОУ СОШ Чкаловского района г. Екатеринбурга в 2022 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 33 758 977.40 рублей.
Изучив имеющиеся доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе в ред. от 02.07.2021 г. под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
В соответствии ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе в ред. от 02.07.2021 г. при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно ч. 6 ст. 56.1 Закона о контрактной системе в ред. от 02.07.2021 г. извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно ч. 5 ст. 56.1 Закона о контрактной системе в ред. от 02.07.2021 г. в отношении участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в ред. от 02.07.2021 г. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Указанные дополнительные требования к участникам закупки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - постановление Правительства N 99).
Таким образом, при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме в отношении участников закупки устанавливаются дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства N 99. При этом дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.
В соответствии с п. 6 Приложения 2 постановления Правительства N 99 при проведении закупки на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей, к участникам закупки предъявляются дополнительные требования к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Документом, подтверждающим наличие вышеуказанного опыта, является копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
Комиссией установлено, что наименованием рассматриваемой закупки выступает "Оказание услуг по организации горячего питания обучающихся в МБОУ СОШ Чкаловского района г. Екатеринбурга в 2022 году" с начальной (максимальной) ценой контракта - 33 758 977.40 руб.
Подпунктом 4 пункта 14 Информационной карты конкурса с ограниченным участием в электронной форме установлено требование, предусмотренное частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, к предоставлению участниками в составе второй части заявки следующих документов: копии ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
Заслушав пояснения представителей заказчика, изучив закупочную документацию, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчиков, уполномоченного органа нарушений норм Закона о контрактной системе в части формирования дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства N 99.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе в ред. от 02.07.2021 г. конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктами 3, 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о контрактной системе сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе).
Указанный порядок устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 Правил: "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
На основании п. 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла" (п. 8 Правил).
В силу п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Исходя из смысла п. 11 Правил следует, что заказчик самостоятельно определяет используемые нестоимостные критерии оценки и их показатели и предусматривает формулу либо шкалу расчета количества баллов с учетом положений Закона о контрактной системе, Правил, а также особенностей объекта закупки.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе содержится в Приложении 1 к Информационной карте конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0162300005321002428. Оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки:
- цена контракта;
- квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется по следующим показателям:
2.1 Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, значимость показателя -100% состоит из подпоказателей:
2.1.1 Наличие опыта оказания услуг по организации питания учащихся общеобразовательных учреждений с использованием автоматизированной информационной системы учета питания ("АИС-Питание" или подобной), (подтверждается предоставлением копий договорных отношений (контрактов, договоров или соглашений о взаимодействии) между участником и образовательным учреждением на оказание услуг по организации питания (срок действия каждого договора, контракта, соглашения должен составлять не менее двух календарных месяцев), отчетов по расходованию средств на питание детей за последние 5 лет, начиная с 01.01.2017 года, сформированных в системе учета питания ("АИС-Питание" или подобной) и заверенных участником, и копий актов об оказании услуг (значимость подпоказателя -100%).
Отсутствие |
0 |
от 1 до 2 000 000 дето-дней (включительно) |
30 |
от 2 000 001 до 4 000 000 дето-дней (включительно) |
60 |
от 4 000 001 и более дето-дней |
100 |
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Итоговый рейтинг по нестоимостному критерию:
Для получения итогового рейтинга заявки по критерию, рейтинг, присуждаемый этой заявке, умножается на соответствующую указанному показателю значимость.
Ксi = НКО1 х 0,40 где:
НКО1 - рейтинг по показателю 1 нестоимостного критерия;
Ксi - рейтинг по критерию;
0,40 - коэффициент значимости нестоимостного критерия.
Для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке установил количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации." определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному показателю.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Заслушав пояснения представителей заказчиков, проанализировав документацию конкурса с ограниченным участием в электронной форме, Комиссия приходит к выводу, что организатором закупки неправомерно установлен порядок оценки заявок по показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку в закупочной документации установлена шкала оценки и формула расчета количества баллов одновременно, что противоречит требованиям Правил и не позволяет определить порядок расчета количества баллов по каждой заявке. В вышеуказанных действиях заказчика содержится нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В данных действиях организатора торгов усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с этим, Комиссией установлено, что контракт с победителем конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0162300005321002428 заключен и находится на стадии исполнения.
Согласно п. 35 постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:
а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021 г.).
В соответствии с вышеуказанными нормами закона у Комиссии отсутствуют правовые основания по выдаче заказчику предписания об устранении выявленных нарушений в связи с наличием заключенного контракта.
В связи с изложенным, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях организатора закупки в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 52 выявлено нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа N 21, уполномоченного органа в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Организатору закупки в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 52, заказчику в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа N 21, уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга, закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с наличием заключенного контракта
4. Обязать организатора закупки обеспечить явку должностного лица, ответственного за утверждение (разработку) документации N 0162300005321002428 с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж, с объяснением по факту выявленного нарушения ______________ 20__ г. В ____________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
||
Члены Комиссии |
* |
||
|
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.