Резолютивная часть решения оглашена 02.08.2022
В полном объеме решение изготовлено 04.08.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
|
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Медицинская компания Апельсин" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0369100008522000189), при дистанционном участии представителя ФГБУЗ ЦМСЧ N 15 ФМБА России (далее - заказчик) Худышкина А.А., действующего на основании доверенности от 29.07.2022,
в отсутствие представителей ООО "Медицинская компания Апельсин" (далее - заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 26.07.2022 поступила жалоба ООО "Медицинская компания Апельсин" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0369100008522000189) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 15.07.2022 объявил о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 95 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 20.07.2022 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе заявитель указывает на неправомерность действий комиссии по осуществлению закупок в части указания в протоколе подведения итогов аукциона, в качестве основания отклонения заявки ООО "Медицинская компания Апельсин" пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, а не пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
Таким образом, неправомерное отклонение ведет к необоснованным финансовым убыткам, поскольку каждое третье такое отклонение влечет потерю суммы обеспечения заявки.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, согласился и на заседании Комиссии пояснил, что при формировании протокола подведения итогов аукциона комиссией по осуществлению закупок допущена техническая ошибка в части указания основания отклонения заявки ООО "Медицинская компания Апельсин".
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Как установлено материалами дела, заказчиком осуществляется закупка перчаток смотровых/процедурных из латекса гевеи, неопудренных, нестерильных (код 22.19.60.119).
Данные товары включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Информация об установлении предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, содержится в извещении о проведении аукциона.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Согласно материалам дела в аукционе участвовало пять участников.
В заявках участников с идентификационными номерами 1, 2, 3 содержатся предложения о поставке товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (Российская Федерация), о чем свидетельствуют предусмотренные пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 документы, подтверждающие страну происхождения товаров.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 21.07.2022 заявки участников закупки с идентификационными номерами 1, 2, 3 признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
Заявки с идентификационными номерами 4 (ООО "Медицинская компания Апельсин"), 5 отклонены комиссией по осуществлению закупок на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В заявках с идентификационными номерами 4 (ООО "Медицинская компания Апельсин"), 5 указано следующее наименование страны происхождения предлагаемого к поставке товара: Малайзия.
Таким образом, заявки с идентификационными номерами 4 (ООО "Медицинская компания Апельсин"), 5 содержат предложение о поставке товара иностранного происхождения.
В данном случае, принятие решения о несоответствии заявок участников требованиям извещения о проведении аукциона осуществляется на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Следовательно, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о некорректности указания комиссией по осуществлению закупок в протоколе подведения итогов определения поставщика от 21.07.2022, в качестве основания отклонения заявок участников с номерами 4 и 5, пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что указание в протоколе, в качестве основания отклонения заявок участников закупки, пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе может привести к неблагоприятным последствиям, предусмотренным частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, а именно к списанию денежных средств, заблокированных на специальном счете участника в размере обеспечения каждой третьей заявки на участие в закупках, в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, действия комиссии по осуществлению закупок в части указания в протоколе основания отклонения заявок участников закупки с номерами 4, 5 не соответствуют подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Медицинская компания Апельсин" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (извещение N 0369100008522000189) обоснованными.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.