Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора, Хусаинова И.И. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителя заказчика ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З.Сигала" - Павлова Р.И. (доверенность от 06.08.2021 г. N01ю-08/21), представителя заявителя ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" - Леоновой М.М. (доверенность от 15.03.2022 г. Nб/н), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (вх. N9435/ж от 20.07.2022 г.) на действия заказчика ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З.Сигала" при проведении закупок N0711200008322000181 на предмет: "Поставка расходных материалов к электрохирургическим генераторам для нужд ГАУЗ "РКОД МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала" на 2022 год",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200008322000181 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 08.07.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 29 806 911,12 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя о неправомерном объединении в один лот продукции различных производителей.
Статьей 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с техническим заданием на поставку расходных материалов к электрохирургическим генераторам для нужд ГАУЗ "РКОД МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала" на 2022 год заказчиком установлены следующие требования:
1. Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования: совместимость с электрохирургическим генератором Gen 11, имеющимся в наличии у Заказчика.
2. Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования: принцип совместимости с рукоятью лапаросонической HP054 для электрохирургического генератора Gen 11, имеющихся в наличии у Заказчика.
3. Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования: совместимость с рукоятью лапаросонической HP054 для электрохирургического генератора Gen 11, имеющихся в наличии у Заказчика.
4. Держатель/электрод эндоскопический электрохирургический, биполярный, одноразового использования: совместима с генератором высокочастотным для системы диатермической электрохирургии общего назначения GN200, имеющимся у Заказчика.
5. Держатель/электрод эндоскопический электрохирургический, биполярный, одноразового использования: совместима с генератором высокочастотным для системы диатермической электрохирургии общего назначения GN200, имеющимся у Заказчика.
6. Держатель/электрод эндоскопический электрохирургический, биполярный, одноразового использования: совместима с генератором высокочастотным для системы диатермической электрохирургии общего назначения GN200, имеющимся у Заказчика.
7. Держатель/электрод эндоскопический электрохирургический, биполярный, одноразового использования: совместима с генератором высокочастотным для системы диатермической электрохирургии общего назначения GN200, имеющимся у Заказчика
8. Держатель/электрод эндоскопический электрохирургический, биполярный, одноразового использования: совместима с генератором высокочастотным для системы диатермической электрохирургии общего назначения GN200, имеющимся у Заказчика
9. Держатель электрода электрохирургический, одноразового использования: совместима с монополярным разъемом электрохирургического аппарат BOWA ARC 400, имеющегося на балансе Заказчика.
Согласно доводам заявителя, закупаемые заказчиком товары указывают на товарные знаки конкретных производителей - Johnson & Johnson, Aesculap B. Braun, Bowa. Объединение продукции разных производителей в один единый лот несет за собой ограничение круга потенциальных участников закупки, так как представленные виды медицинских изделий являются представителями различных функционирующих рынков сбыта, а также неизбежно ведет к отказу от участия в закупке участников, заинтересованных в поставке определенных товаров и ограничивает конкуренцию участников закупки.
Согласно пояснениям заказчика, техническое задание вопреки утверждениям заявителя не содержит указания на товарные знаки подлежащих поставке товаров. Закупаемые товары представляют собой расходные материалы, применение которых возможно не самостоятельно, а исключительно с аппаратами (электрохирургическими высокочастотными генераторами), эксплуатируемыми заказчиком. При этом техническое задание не содержит требования о поставке товаров каких-либо конкретных производителей. Участники закупки по каждому пункту технического задания имеют возможность предложить товары различных производителей, в том числе отечественных.
Закупаемые товары относятся к медицинским изделиям согласно статье 38 Федерального закона N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан". Поставка указанных товаров не требует наличия лицензий или каких-либо иных специальных разрешений и участником закупки может быть любое лицо, соответствующее единым требованиям к участникам закупки, установленных извещением в соответствие с положениями статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ.
Закупаемые товары также имеют единый источник финансирования (за счет средств федерального бюджета, выделенных на 2022 год: субсидии в целях приобретения объектов особо ценного движимого имущества), их приобретение объединено единой хозяйственной целью обеспечения медицинской организации медицинским оборудованием согласно стандартов оснащения, утвержденных порядками оказания медицинской помощи, принятыми в соответствие с положениями части 1 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан".
Закупаемые товары имеют общую группу кодов по классификатору ОКПД2 - ОКДД 2: 32.50 - "Инструменты и оборудование медицинские". При этом наименование, код по ОКПД2 и описание объекта закупки составлено с применением каталога товаров, работ, услуг (КТРУ), то есть стандартизировано. Технологическая и функциональная взаимосвязь закупаемых товаров определяется их принадлежностью к медицинским изделиям (в данном случае медицинскому оборудованию), необходимому для диагностики и лечения заболеваний Учреждением, согласно профилям деятельности заказчика.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что целью закупок Заказчика является удовлетворение его потребностей как медицинского учреждения для поддержания непрерывного и высокоэффективного лечебного процесса.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям.
Формирование состава лота по обжалуемой закупке обусловлено потребностями ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З.Сигала".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что исходя из установленных заказчиком требований к техническим характеристикам товара, участниками закупки могут быть предложены расходные материалы любого производителя.
Законом не установлено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не установлены какие-либо запреты на установление характеристик товара, ни по функциональным качествам, ни по техническим характеристикам. Все функциональные, технические и качественные характеристики указаны в документации об электронном аукционе, и любой участник при желании, мог свободно принять участие в данном аукционе.
Требования к расходным материалам, как условие участия в аукционе были адресованы неограниченному кругу потенциальных участников, что исключает ограничение конкуренции при проведение аукциона.
Учитывая, что расходные материалы находятся в свободном обращении на российском рынке и аукцион объявлен на поставку товара, а не на его производство, в аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить к поставке медицинское изделие, соответствующее заявленным техническим характеристикам.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар в соответствии с требованиями, установленными заказчиком, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Заказчик формирует аукционную документацию в соответствии с собственными потребностями, устанавливая необходимые ему требования к объекту закупки.
Кроме того, действующее законодательство о закупках не ограничивает право заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок.
Согласно статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Указанные принципы предусматривают, по сути, необходимость установления единых требований ко всем участникам одной закупки и недопустимость использования разных требований или критериев оценки заявок участников.
Преимущественных условий для участия в конкурентной закупке в электронной форме для иных участников заказчиком не создавалось.
Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2022 г. N 374 приостановлено действие постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Постановление N 620), в связи с чем правила объединения в одном лоте (контракте) разных видов медицинских изделий в настоящее время приостановлены.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в деле доказательств, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя. Заказчиком при описании объекта закупки соблюдены требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Относительно довода заявителя о невнесении заказчиком изменений в извещение о проведении закупки после дачи ответа на разъяснения.
Частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Комиссией установлено, что 13 июля 2022 года в адрес заказчика от заявителя поступил запрос разъяснений, содержащий доводы, указанные в настоящей жалобе, а также в части внесения изменений в описание технических характеристик требуемых товаров по позициям 1, 2 технического задания.
15 июля 2022 года заказчиком дан ответ на запрос разъяснений следующего содержания: "будут внесены соответствующие изменения".
Согласно доводам заявителя, заказчик не внес изменения по доводу жалобы.
В соответствии с пояснениями заказчика, запрос участника закупки от 13 июля 2022 года N177838 содержал утверждение о необходимости внесения изменений в описание технических характеристик требуемых товаров по позициям 1, 2 технического задания. Изменения по позициям 1, 2 технического задания были внесены. По позиции N1 установлено требование: "покрытие ствола - антибликовое". По позиции N2 формулировка "с рукоятью лапаросонической (п.1 данного Технического задания)" была заменена на формулировку "с рукоятью лапаросонической HP054 для электрохирургического генератора Gen 11, имеющихся в наличии у Заказчика".
Документ, поименованный заявителем как "Запрос о даче разъяснений положений извещения об электронном аукционе", в действительности не содержал в себе запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона. Из документа усматривается, что составитель "запроса" не нуждался в разъяснении извещения об электронном аукционе, в запросе была лишь выражена позиция его составителя о необходимости отменить электронный аукцион и провести несколько электронных аукционов. Составитель запроса не просил объяснить, сделать ясным, яснее, понятным извещение об электронном аукционе. Следовательно, у заказчика не возникла обязанность по его разъяснению.
Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что указание заказчиком в ответе на разъяснения "будут внесены соответствующие изменения" ввело заявителя в заблуждение, так как участником в запросе было указано в том числе на неправомерное объединение в один лот товаров различных производителей.
Однако, изменения в данной части заказчиком не внесены. Более того, на указанный вопрос от заказчика ответ не поступил. Сведения о внесении изменений касались технических характеристик товаров по позициям 1 и 2 технического задания.
Следовательно, заказчиком при даче ответа на запрос разъяснений положений извещения не соблюдены требования части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе в части дачи разъяснений о неправомерности формирования лота.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком не дан ответ на первую часть запроса разъяснений положений извещения, так как ответ заказчика о дальнейшем внесении изменений относился ко второй части запроса заявителя.
Довод заявителя признан обоснованным.
Заказчиком нарушены требования части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия Татарстанского УФАС России принимает решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (вх. N9435/ж от 20.07.2022 г.) на действия заказчика ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З.Сигала" при проведении закупок N0711200008322000181 на предмет: "Поставка расходных материалов к электрохирургическим генераторам для нужд ГАУЗ "РКОД МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала" на 2022 год" частично обоснованной в части недачи ответа на запрос разъяснений положений извещения.
2. Признать заказчика ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З.Сигала" нарушившим требования части 5 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
А.С. Кучеева |
|
И.И. Хусаинов |
Исп. Кучеева Алина Сергеевна,
тел. 8 (843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.