Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела; Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора, |
проведя внеплановую документарную проверку в отношении заказчика Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (ИНН 1660061210, 420073, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Шуртыгина, д.15) о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг при проведении закупки N0311100007222000051 на предмет: "Осуществление строительного контроля за объектом: Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Реконструкция мостового перехода через реку Свияга на км 757 автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, Республика Татарстан. Дополнительные работы",
УСТАНОВИЛА
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311100007222000051 было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов https://zakupki.gov.ru/ 28.06.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 953 820,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок 18.07.2022 09:00 (МСК)
Дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок 20.07.2022
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта 21.07.2022
Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок 25.07.2022
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 26.07.2022
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.07.2022 NИЭОК1 на участие в закупке было подано 2 заявки, победителем закупки признано "АО "ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ" с предложением о цене контракта 11 900 000,00 рублей.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участи ев закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Согласно пункту 3 Правил для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Пунктом 16 Правил установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с пунктом 17 Правил для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пунктом 19 Правил установлено, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Согласно пункту 22 Правил в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Пунктом 23 Правил установлено, что если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Приложением N5 к извещению об осуществлении закупки заказчиком установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. По нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрены следующие показатели:
1) Качественные характеристики объекта закупки:
Характеристика N1 (Описание процесса осуществления строительного контроля). Оценка заявок осуществляется в соответствии с пунктом 22 Положения по следующей шкале оценке:
Детализирующий показатель по показателю оценки |
Свойство, подлежащее оценке |
Значение и количество баллов |
Описание процесса осуществления строительного контроля |
1.Описание порядка проведения строительного контроля |
При отсутствии информации, либо при наличии информации, не соответствующей требованиям действующей нормативно-технической документации, требованиям, установленным Извещением, в том числе Проектной документацией, Техническим заданием, или не соответствующей условиям, изложенным в проекте государственного контракта и его приложениях, либо в предложении участника представлены только скопированные положения (пункты) государственного контракта и Технического задания, либо в предложении содержатся логические или методические ошибки, противоречия и (или) недостоверная информация, либо предоставлены неактуальные сведения информация), либо при предоставлении информации без привязки к Объекту закупки, видам и объемам работ -0 баллов |
При наличии информации, соответствующей требованиям действующей нормативно-технической документации, требованиям, установленным Извещением, в том числе Проектной документацией, Техническим заданием, соответствующей условиям, изложенным в проекте государственного контракта и его приложениях, с привязкой к Объекту закупки - 30 баллов | ||
2.Организация лабораторного контроля |
При отсутствии информации, либо при наличии информации, не соответствующей требованиям действующей нормативно-технической документации, требованиям, установленным Извещением, в том числе Проектной документацией, Техническим заданием, или не соответствующей условиям, изложенным в проекте государственного контракта и его приложениях, либо в предложении участника представлены только скопированные положения (пункты) государственного контракта и Технического задания, либо в предложении содержатся логические или методические ошибки, противоречия и (или) недостоверная информация, либо предоставлены неактуальные сведения(информация), либо при предоставлении информации без привязки к Объекту закупки, видам и объемам работ -0 баллов |
|
При наличии информации, соответствующей требованиям действующей нормативно-технической документации, требованиям, установленным Извещением, в том числе Проектной документацией, Техническим заданием, соответствующей условиям, изложенным в проекте государственного контракта и его приложениях, с привязкой к Объекту закупки - 45 баллов | ||
3.Организация контроля мероприятий по выполнению геодезических работ и своевременному оформлению результатов геодезического контроля |
При отсутствии информации, либо при наличии информации, не соответствующей требованиям действующей нормативно-технической документации, требованиям, установленным Извещением, в том числе Проектной документацией, Техническим заданием, или не соответствующей условиям, изложенным в проекте государственного контракта и его приложениях, либо в предложении участника представлены только скопированные положения (пункты) государственного контракта и Технического задания, либо в предложении содержатся логические или методические ошибки, противоречия и (или) недостоверная информация, либо предоставлены неактуальные сведения(информация), либо при предоставлении информации без привязки к Объекту закупки, видам и объемам работ -0 баллов |
|
При наличии информации, соответствующей требованиям действующей нормативно-технической документации, требованиям, установленным Извещением, в том числе Проектной документацией, Техническим заданием, соответствующей условиям, изложенным в проекте государственного контракта и его приложениях, с привязкой к Объекту закупки - 15 баллов | ||
4.Организация контроля выполнения мероприятий по технике безопасности и охране труда службой строительного контроля |
При отсутствии информации, либо при наличии информации, не соответствующей требованиям действующей нормативно-технической документации, требованиям, установленным Извещением, в том числе Проектной документацией, Техническим заданием, или не соответствующей условиям, изложенным в проекте государственного контракта и его приложениях, либо в предложении участника представлены только скопированные положения (пункты) государственного контракта и Технического задания, либо в предложении содержатся логические или методические ошибки, противоречия и (или) недостоверная информация, либо предоставлены неактуальные сведения(информация), либо при предоставлении информации без привязки к Объекту закупки, видам и объемам работ -0 баллов |
|
При наличии информации, соответствующей требованиям действующей нормативно-технической документации, требованиям, установленным Извещением, в том числе Проектной документацией, Техническим заданием, соответствующей условиям, изложенным в проекте государственного контракта и его приложениях, с привязкой к Объекту закупки - 10 баллов |
Характеристика N 2 (Описание имеющейся у участника закупки системы контроля качества). Оценка заявок осуществляется в соответствии с пунктом 22 Положения по следующей шкале оценке:
Детализирующий показатель по показателю оценки |
Свойство, подлежащее оценке |
Значение и количество баллов |
Описание имеющейся у участника закупки системы контроля качества |
1.Сведения об имеющейся системе менеджмента качества, в том числе о разработанных и утвержденных соответствующих программах, положениях
|
При отсутствии информации, либо при наличии информации, не соответствующей требованиям действующей нормативно-технической документации, требованиям, установленным Извещением, в том числе Проектной документацией, Техническим заданием, или не соответствующей условиям, изложенным в проекте государственного контракта и его приложениях, либо в предложении участника представлены только скопированные положения (пункты) государственного контракта и Технического задания, либо в предложении содержатся логические или методические ошибки, противоречия и (или) недостоверная информация, либо предоставлены неактуальные сведения(информация), либо при предоставлении информации без привязки к Объекту закупки, видам и объемам работ -0 баллов |
При наличии информации, соответствующей требованиям действующей нормативно-технической документации, требованиям, установленным Извещением, в том числе Проектной документацией, Техническим заданием, соответствующей условиям, изложенным в проекте государственного контракта и его приложениях, с привязкой к Объекту закупки - 100 баллов |
2) Экологические характеристики объекта закупки
Характеристика N1 (Описание процесса осуществления контроля за соблюдением подрядной организацией мероприятий по охране окружающей среды). Оценка заявок осуществляется в соответствии с пунктом 22 Положения по следующей шкале оценке:
Детализирующий показатель по показателю оценки |
Свойство, подлежащее оценке |
Значение и количество баллов |
Описание процесса осуществления контроля за соблюдением подрядной организацией мероприятий по охране окружающей среды |
1. Организация контроля за соблюдением подрядной организацией мероприятий по охране окружающей среды, порядок выполнения контроля за проведением природоохранных мероприятий |
При отсутствии информации, либо при наличии информации, не соответствующей требованиям действующей нормативно-технической документации, требованиям, установленным Извещением, в том числе Проектной документацией, Техническим заданием, или не соответствующей условиям, изложенным в проекте государственного контракта и его приложениях, либо в предложении участника представлены только скопированные положения (пункты) государственного контракта и Технического задания, либо в предложении содержатся логические или методические ошибки, противоречия и (или) недостоверная информация, либо предоставлены неактуальные сведения(информация), либо при предоставлении информации без привязки к Объекту закупки, видам и объемам работ -0 баллов |
При наличии информации, соответствующей требованиям действующей нормативно-технической документации, требованиям, установленным Извещением, в том числе Проектной документацией, Техническим заданием, соответствующей условиям, изложенным в проекте государственного контракта и его приложениях, с привязкой к Объекту закупки - 100 баллов |
Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II документа:
N п/п |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки": 1.1.Показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки" 1.1.1. Детализирующий показатель по показателю оценки "Описание процесса осуществления строительного контроля" Перечень свойств, подлежащих оценке: 1.Описание порядка проведения строительного контроля: - подробное описание порядка оказания услуг с привязкой к Объекту и объемам услуг, в том числе состав, последовательность и сроки услуг, с учетом требований, установленных Техническим заданием, действующим законодательством Российской Федерации и проектной документацией по Объекту; - порядок взаимодействия с подрядной организацией при оказании услуг, порядок принимаемых мер и осуществления контроля за устранением подрядчиком выявленных недостатков и дефектов; - порядок взаимодействия с Заказчиком при оказании услуг, включающий порядок и сроки информирования о выполнении подрядных работ на Объекте и состоянии Объекта, порядок предоставления отчетной документации, а также, предоставление оперативной информации о ходе осуществления строительного контроля; - описание порядка контроля соблюдения подрядной организацией правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования; - порядок принимаемых мер и осуществления контроля за устранением подрядной организацией выявленных недостатков и дефектов, которые обнаружены в период действия гарантийного срока подрядных работ на Объекте; - порядок приостановки работ; - проект схемы организации осуществления строительного контроля; - требования к составу и порядку ведения исполнительной документации и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения; - регламент проверки исполнительной документации подрядной организации; - порядок осуществления контроля выполнения подрядчиком организации дорожного движения в период производства работ.
2.Организация лабораторного контроля: - сведения о наличии лаборатории, области деятельности; - сведения об обеспеченности необходимыми средствами измерения и оборудованием (с предоставлением перечня) для проведения контрольных измерений; - организация лабораторного контроля; - описание видов и объемов проводимых испытаний при оказании услуг на Объекте; - сведения о методах контрольных измерений и испытаний; - места выполнения контрольных операций, их частота, исполнители в соответствии с перечнем привлекаемых специалистов, формы записи результатов, порядок принятия решений при выявлении несоответствий установленным требованиям технологической и нормативной документации. 3.Организация контроля мероприятий по выполнению геодезических работ и своевременному оформлению результатов геодезического контроля: - проведение контрольных мероприятий по производству геодезических работ (с учётом допускаемых отклонений на конструктивные элементы по видам выполняемых работ, а также примеры исполнительных схем); - контроль за созданием геодезической разбивочной основы, разбивочными работами в процессе строительно-монтажных работ; - организация геодезического контроля точности геометрических параметров. 4.Организация контроля выполнения мероприятий по технике безопасности и охране труда службой строительного контроля: - план организации мероприятий по технике безопасности и охране труда на Объекте, закрепление ответственных; - виды инструктажей по технике безопасности и охране труда; - общие требования охраны труда; - охрана труда и техника безопасности при работе в испытательной лаборатории. 1.1.2. Детализирующий показатель по показателю оценки "Описание имеющейся у участника закупки системы контроля качества" Перечень свойств, подлежащих оценке: 1.Сведения об имеющейся системе менеджмента качества, в том числе о разработанных и утвержденных соответствующих программах, положениях: - описание системы входного, операционного и приёмочного контроля качества применяемых материалов и изделий; - описание последовательности и порядка проведения работ при сдаче результатов работ Заказчику, в том числе описание последовательности и порядка проведения работ при сдаче результатов работ Заказчику и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении работ; - сведения об имеющейся системе менеджмента качества с предоставлением разработанных и утвержденных соответствующих программ, положений, сведения об имеющемся действующем сертификате системы качества.
1.2. Показатель оценки "Экологические характеристики объекта закупки" 1.2.1. Детализирующий показатель по показателю оценки "Описание процесса осуществления контроля за соблюдением подрядной организацией мероприятий по охране окружающей среды" Перечень свойств, подлежащих оценке: 1.Организация контроля за соблюдением подрядной организацией мероприятий по охране окружающей среды, порядок выполнения контроля за проведением природоохранных мероприятий: - направления контроля за выполнением природоохранных мероприятий; - описание проведения контроля за выполнением природоохранных мероприятий на Объекте, в том числе: - визуальный контроль на Объекте; - инспекционный контроль на Объекте; - документарная проверка на Объекте. |
В соответствии с пунктами 7 и 8, подпунктами "а" и "в" пункта 16, пунктами 17,19,22 Положения.
Для оценки заявок по критерию оценки применяются показатели оценки. В отношении каждого показателя оценки устанавливается значимость показателя оценки. Сумма величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки составляет 100 процентов. Оценка заявки по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. Для оценки заявок по установленным показателям оценки применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки. В отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов. Оценка заявки по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. Устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке. Значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки, по шкале оценки. При этом устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Участник закупки представляет Предложение в отношении объекта закупки в соответствии с требованиями нормативно-технической документации(Приложение N2 к ГК), условиями проекта государственного контракта (Приложение N2 к Извещению), Технического задания (Приложение N1 к ГК) и Проектной документации (Приложение N8 к Извещению).
Предложение участника закупки в отношении объекта закупки может быть составлено с использованием примерной формы "Предложение о качественных и экологических характеристиках объекта закупки" (Приложение к порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе). |
Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России, рассмотрев критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" приходит к выводу, что установленный порядок и шкала оценки не позволяют выявить наилучшее предложение условий исполнения контракта, оставляют оценку заявок на субъективное усмотрение конкурсной комиссии.
В целях применения Закона о контрактной системе, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны закупочной комиссии в целях определения победителя проводимой закупки.
В этой связи, в извещении должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса об их соответствии и отклонения таких заявок, порядке определения победителя закупки (с указанием всех осуществляемых закупочной комиссией в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам), а также о порядке заключения контракта по результатам проведенной закупки.
Обратное неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны заказчиков, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, заключить контракты именно с заранее определенными лицами.
Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников закупки, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
При этом в силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
В соответствии со статьями 69 и 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно статье 34 Бюджетного кодекса должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно статье 6, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Руководствуясь изложенным, Комиссия приходит к выводу, что установление указанного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствует положениям части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, статьи 34 Бюджетного кодекса, поскольку не позволяет дать объективную и достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением качества и сроков.
В настоящем случае рассмотрение заявок участников закупки основано исключительно на субъективном усмотрении конкурсной комиссии и не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.
Установленный заказчиком критерий оценки предрешает исход закупки, создает преимущественные условия для определенных участников закупки.
Разработанный таким образом порядок оценки не дает возможность участникам закупки, претендующим на заключение контракта, подготовить предложение в аспекте получения по нему объективно предсказуемого количества баллов. Установление критерия подобным образом может повлечь присвоение баллов в произвольном порядке, исходя из субъективной оценки членов конкурсной комиссии заказчика, следствием чего может явиться неверное определение исполнителя по контракту и привести к неэффективности осуществленной закупки.
Данный порядок оценки препятствует выявлению лучших условий исполнения контракта, т.к. позволяет оценить одно и то же содержание заявки как в 60 баллов, так и в 40 баллов. Фактически установленный порядок оценки провоцирует произвольное толкование членами конкурсной комиссии его положений.
В рассматриваемом случае, Комиссия полагает, что предложение участника будет оценено большим количеством баллов в случае его подготовки и оформления в большем объеме (большее количество страниц). Вместе с тем, умение участника закупки наиболее правильно и объемно сформировать предложение на участие в конкурсе не свидетельствует о его способности выполнить работы качественно и своевременно.
Порядок оценки не содержит положений, которые могут улучшить качество результата работ, при этом от наличия в заявке указанных описаний зависит количество присуждаемых им баллов. Следовательно, отсутствует объективное соотношение (зависимость) как между содержанием заявки и количеством баллов, так и между содержанием заявки и качеством результата работ.
В рассматриваемом случае извещение содержит неоднозначный и необъективный порядок оценки, не позволяющий выявить лучшие условия исполнения контракта с соблюдением требований статьи 32 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия заказчика по установлению ненадлежащих критериев оценки заявок на участие в закупке нарушают требования статьи 8, пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" нарушившим требования статьи 8, пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать заказчику Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
В.Р. Амирова
А.С. Кучеева |
Исп.: Кучеева Алина Сергеевна
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.