Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: Метакса Я.К.
рассмотрев жалобу ООО "Меркурий" на действия Заказчика - ФГБУ "Южный спортивный центр спортивной подготовки" при проведении электронного аукциона: "Поставка спортивного оборудования и инвентаря для нужд филиала в г. Кисловодске" (извещение N 0318100072222000059) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует "Описание объекта закупки", а именно: Заказчиком в техническом задании установлены избыточные характеристики к поставляемому товару, которые ограничивают Участников закупки.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБУ "Южный спортивный центр спортивной подготовки" проводился электронный аукцион: "Поставка спортивного оборудования и инвентаря для нужд филиала в г. Кисловодске" (извещение N 0318100072222000059).
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 810 019,53 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заявитель указывает, что Заказчиком по позиции 5 приложения N1 к "Описанию объекта закупки" установлены требования, которые вводят в заблуждение Участников закупки.
В п.5 приложения N1 к "Описанию объекта закупки" установлено:
Единое описание |
Наименование показателя, единица измерения показателя |
Минимальные значения показателя |
Максимальные значения показателя |
Варианты значений показателя с возможностью выбора одного или нескольких значений |
Значение показателя, которое не может меняться, в том числе диапазон значений |
Длина места в собранном виде, м 6 Ширина места в собранном виде, м 3 |
Длина места в собранном виде, м |
|
6 |
|
|
Ширина места в собранном виде, м |
3 |
|
|
|
Требования, установленные Заказчиком, противоречат друг другу.
В едином описании, а также в наименовании товара заказчик указывает конкретный размер 6*3 метра. Также Заказчик устанавливает требование для длины в максимальном столбце, позволяющем указать значение менее 6 метров, а требование к ширине в минимальном столбце, позволяющем указать значение более 3 метров.
Таким образом, требования заказчика вводят в заблуждение Участников закупки. Заказчику необходимо было указать значения в силу их неизменности в столбец "Значение показателя, которое не может меняться, в том числе диапазон значений".
Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к "Весу стоек, кг 350 400", что вводит в заблуждение Участников закупки.
Представитель Заказчика на Комиссии пояснил, что при составлении "Описания объекта закупки" была допущена техническая ошибка и пропущен символ "-".
Заявитель указывает, что Заказчиком по поз.5 "Описания объекта закупки" установлен "Тип 9", а в извещении "Тип 11".
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Исходя из пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Заказчиком по данной позиции применен КТРУ 32.30.14.113-00000017.
В данном КТРУ имеется характеристика обязательная для применения.
В п.5 "Описания объекта закупки" указано:
Тип мата (характеристика является обязательной для применения) |
Для прыжков в высоту (в образовательных учреждениях, при тренировках) (Тип 9) |
|
Для прыжков в высоту (на соревнованиях) (Тип 10) |
|
|
Для прыжков с шестом (Тип 11) |
|
Позиция перечня поставляемого товара N5: Место приземления для прыжков в высоту размером 6 х 4. х 0,70-м 32.30.14.113-00000017-КТРУ
N товара |
Наименование показателя |
Требования к показателям характеристик товара |
Группа показателя |
5 |
Тип мата |
Для прыжков в высоту (в образовательных учреждениях, при тренировках) (Тип 9) |
Обязательные характеристики по КТРУ |
В извещении электронного аукциона указано:
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
||
Зона приземления для прыжков в высоту |
32.30.14.113-00000017 |
|
||
Вид спорта |
Прыжки в высоту |
|
||
Материал лицевой поверхности |
ПВХ ткань |
|
||
Высота зоны приземления |
700 |
Миллиметр |
||
Тип мата |
Для прыжков с шестом (Тип 11) |
|
Представитель Заказчика на Комиссии пояснил, что при составлении "Описания объекта закупки" была допущена техническая ошибка.
Однако данные нарушения на результат рассмотрения заявок при определении поставщика не повлияли. Запросов о разъяснении положений извещения по данным нарушениям в адрес Заказчика не поступали.
Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к весу, 320 кг; вес стоек - 350-400 кг; вес места - 640 кг.
Заказчик на Комиссии пояснил, что данные к весу требования к закупаемому товару не нарушают законодательство о контрактной системе, а обеспечивают удовлетворение индивидуальной потребности заказчика, распространяются на всех участников закупки и не ставят кого-либо в преимущественное положение.
Таким образом, Заказчиком нарушены ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Заявитель указывает, что Заказчиком установлено ограничение по Приказу N126н, однако товаров Российского происхождения не имеется в наличии.
В силу п.15) ч.1ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Ч.1 ст.14 Закона о контрактной системе гласит, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
На основании ч.2 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.42 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Заказчиком в извещении электронного аукциона установлены следующие ограничения:
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ | ||||
Дополнительная информация к ограничению отсутствует | ||||
|
Заказчиком использованы коды ОКПД2/КТРУ 32.30.14.113.
В силу ч.1 Приказа 126н установлены следующие условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу.
Код 32.30.14 входит в перечень Приказа 126н:
|
Таким образом, ограничения о допуске товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 г. установлены Заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком установлено требование о сертификате соответствия Федерации легкой атлетики России в соответствиями с правилами проведения соревнований по легкой атлетике Международной федерации легкой атлетики наличие, а также установлено требование "Фланцы для тренировочного сектора" Ограждение сектора тренировочного".
Заказчик на комиссии пояснил, что данные требования обусловлены спецификой его учреждения и для безопасности спортсменов и данное оборудование подготавливает спортсменов к соревнованиям по легкой атлетике для участия в соревнованиях по Международной федерации легкой атлетике.
Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования: "Конструкция стоек из алюминия, трос из нержавеющей стали, дают высокую степень защиты от коррозии" и "Ручки изготовлены из очень прочного жаккарда".
Данные требования установлены для нужд Заказчика в связи с его спецификой учреждения, так как учреждение специализируется на подготовку к спортивным соревнованиям.
Заказчик на Комиссии пояснил, что "Конструкция из стоек алюминия" и "трос из нержавеющей стали" - являются материалами, которые имеют высокую степень защиты от коррозии. Алюминий благодаря соотношению плотности и механической прочности, а также достаточно высокой стойкости к коррозии, алюминий является металлом, который имеет коррозионную стойкость. Поэтому данное требование обусловлено защитой поставляемого товара, который имеет больший срок эксплуатации для спортсменов.
Заказчик пояснил, что требование о том, что "Ручки изготовлены из очень прочного жаккарда" обусловлено тем, что жаккард - это плотная ткань (материал), который существенно продлевает срок жизни материала, а перекручивание отдельных нитей препятствует распусканию петель. Изготовление ручки из жаккардовой ткани, считаются износоустойчивыми. Они выдерживают многочисленные внешние воздействия, а также резкие перепады температуры.
Заявителем не представлены доказательства, что данные требования к весу, к изготовлению ручек из жаккарда, а также, что конструкция стоек должна быть изготовлена из алюминия ограничивает его право подать заявку, также Заявителем не направлены запросы о разъяснении положений извещения о закупке.
Заказчиком при составлении НМЦК получено 3 коммерческих предложения от разных поставщиков.
Кроме того, "Описание объекта закупки" в составе извещения электронного аукциона не ограничивает участников закупки предложить к поставке эквивалент или улучшенные технические и функциональные характеристики, соответствующие потребностям заказчика.
Установленные данных требований обусловлено спецификой данного учреждения и являются значимыми для заказчика.
Согласно ч.2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа, которым его жалоба признана необоснованной. По мнению общества, заказчик незаконно включил в документацию о проведении электронного аукциона на поставку медикаментов требования к товару, которым соответствует лекарственный препарат конкретного производителя. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что заказчик вправе был установить требования к закупаемому лекарственному средству, определяющие форму таблетки, способ ее деления, фасовку. Арбитражный суд округа судебные акты отменил, заявленные требования удовлетворил исходя из того, что заказчик включил в аукционную документацию требования к закупаемому товару (лекарственная форма, дозировка, форма выпуска), которые не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата, но прямо свидетельствовали о единственном производителе данного лекарственного средства. Кроме того, документально не подтверждено, что любой из участников аукциона имел возможность приобретать лекарственные средства этого производителя в целях поставки их для нужд заказчика. Вследствие чего суд пришел к выводу о злоупотреблении заказчиком правил размещения заказа, которое привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции. С учетом указанного суд признал решение антимонопольного органа незаконным".
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 "_Основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге_".
Предметом закупки является поставка товара, а не его изготовление.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при наличии вышеуказанных требований к предмету закупки, а так же доказательств того, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими и являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Запросов на разъяснении положений извещения закупки в адрес Заказчика не поступали.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Меркурий" обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБУ "Южный спортивный центр спортивной подготовки" (комиссии) нарушения ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100072222000059).
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 июля 2022 г. N 616/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2022