Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова" Шмагиной В.Г. (доверенность от 10.01.2022 б/н) и в присутствии представителей заявителя ООО "Техноимпорт" Сухачевой Е.В. (доверенность от 17.09.2022 б/н), Старотиторова Е.Н. (доверенность от 24.10.2019 б/н), рассмотрев жалобу ООО "Техноимпорт" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку кровати с электроприводом адаптационная (номер извещения: 0325500000122000026), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 22.07.2022 поступила жалоба ООО "Техноимпорт" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова" (далее также Заказчик) при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку кровати с электроприводом адаптационная (номер извещения: 0325500000122000026) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного запроса котировок на поставку кровати с электроприводом адаптационная (номер извещения: 0325500000122000026) (далее - Извещение) не соотвествует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
18.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок, с начальной (максимальной) ценой контракта 5 445 000 руб.
Частью 10 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок:
1) в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей. Правительство Российской Федерации вправе принять решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий;
2) независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, в случае осуществления:
а) закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
б) закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 настоящего Федерального закона. При этом такая закупка осуществляется с учетом положений части 18 статьи 95 настоящего Федерального закона;
в) закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
г) закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений. Количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения;
д) закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации к спортивным соревнованиям и для участия в них;
е) закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
ж) закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
з) закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 06.03.2022 N297 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения запроса котировок" (далее - Постановление N297), при закупке медицинских изделий в части медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации инвалидов (за исключением медицинских изделий одноразового применения, адсорбирующего белья, подгузников, противопролежневых матрасов и подушек) заказчик вправе проводить электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 50 млн. рублей. При этом годовой объем закупок таких медицинских изделий, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 750 млн. рублей.
При этом, Заявитель считает, что Заказчик в нарушение пункта 1 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе проводит на закупку на поставку кровати с электроприводом адаптационная в форме запроса котировок, поскольку объект закупки относится к коду ОКПД2 32.50.30.110 - "Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части" и не является медицинским изделием.
Комиссия считает данный двод Заявителя необоснованным по следующим основания.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила N145), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В рассматриваемом случае в Извещении объект закупки отнесен к коду ОКПД2 32.50.30.110 - "Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части" по КТРУ 32.50.30.110-00000052 "Кровать с электроприводом адаптационная".
Согласно КТРУ позиция 32.50.30.110-00000052 "Кровать с электроприводом адаптационная" имеет код вида медицинского изделия согласно Номенклатурой классификации медицинских изделий 290200 "Кровать с электроприводом адаптационная".
Одновременно следует отметиnь, что в файле "Описание объекта закупки" к Извещению указано, что Заказчик проводит оснащение согласно требованиям Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых". Вид медицинского изделия согласно Номенклатурной классификации медицинских изделий и коды видов медицинских изделий, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 года N4н.
При этом, в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по группам и подгруппам медицинских изделий, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 N4н, предмет закупки имеет код вида медицинского изделия 290200 "Кровать с электроприводом адаптационная".
Следовательно, объекта закупки "Кровать с электроприводом адаптационная" относится к видам медицинского изделия.
В связи с учетом пункта 1 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе и пункта 1 Постановления N297, выбор Заказчиком способа определения поставщика в виде электронного запроса котировок не нарушает действующее законодательство о контрактной системе, так как НМЦК по закупке не превышает 50 млн. рублей.
Кроме того, Заявитель указывает, что в Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых" указано 2 кода вида медицинского изделия 290200 "Кровать с электроприводом адаптационная" и 136210 "Кровать больничная стандартная с электроприводом". При этом, Заказчик закупает только медицинское изделие по коду 290200 "Кровать с электроприводом адаптационная".
Комиссия считает данный довод необоснованным, поскольку Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых" не обязывает заказчиков закупать дновременно все виды медицинских изделий, указанных в данном приказе, ви одной закупке.
Также, согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчиком в Извещении установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соотвествии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102).
При этом, по мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Извещении требования к товару, ограничивающие количество участников закупки, поскольку товар Российского происхождения не подхотит под описание объекта закупки, в связи с чем, считает, что поставка товара в рамках данной закупки может быть только иностранного происхождения.
Комиссия считает данный довод Заявителя необоснованным по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 24, части 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчику предоставлено право самостоятельно принимать решение о способе определения поставщиков, содержании объекта закупки, установления функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, соответствующих потребностям Заказчика.
Кроме того, объектом закупки является поставка товаров, а не их изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Таким образом, Заказчиком в Извещении установлены требования к характеристикам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности (лечения пациентов).
Кроме того, Комиссия отмечает, Заказчиком в Извещении установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, а не запрет на поставку товара, происходящего из иностранных государств.
Кроме того, в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, разъясняется, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к объекту закупки.
В рассматриваемом деле в материалах дела отсутствуют доказательства того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку на участие в ней было подано 2 заявки.
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований, значимых для Заказчика. Таким образом, действия Заказчика, установившего в Извещении требования исходя из целей медицинских манипуляций медицинского учреждения, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
Из совокупности обстоятельств Комиссия пришла к выводу, что Заявитель не приводит конкретных аргументов, в которых установлены ненадлежащие требования документации, препятствующие участию или заполнению заявки.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к поставляемому товару в равной степени распространялись на всех участников закупки, ввиду чего любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемый товар. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техноимпорт" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку кровати с электроприводом адаптационная (номер извещения: 0325500000122000026) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 28 июля 2022 г. N 030/06/42-866/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2022