Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя - директора ООО "Протон-Электро" Норкиной М.С. и в присутствии представителей государственного заказчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области Белова А.М. (доверенность от 13.05.2022 N17), Большакова И.В. (доверенность от 29.07.2022 N21), рассмотрев жалобу ООО "Протон-Электро" на действия государственного заказчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплектов аккумуляторных батарей для источников бесперебойного питания (номер извещения: 0225100000222000022), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 26.07.2022 поступила жалоба ООО "Протон-Электро" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области (далее также - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплектов аккумуляторных батарей для источников бесперебойного питания (номер извещения: 0225100000222000022) (далее - электронный аукцион).
Уведомлением от 27.07.2022 N04/4546 рассмотрение жалобы было назначено на 29.07.2022 на 11 час.30 мин.
В указанный срок жалобу рассматривала Комиссия в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя - директора ООО "Протон-Электро" Норкиной М.С. и в присутствии представителей государственного заказчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области Белова А.М. (доверенность от 13.05.2022 N17).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 01.08.2022.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
29.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе.
01.07.2022 Заказчиком внесены изменения в Извещение, о чем было размещено на официальном сайте (данная редакция является предметом проверки).
Согласно протоколу подведения итогов от 12.07.2022, на участие в электронном аукционе было подано 7 аукционных заявок, под реестровыми NN245, 126, 148, 18,33,153,86.
По результатам аукциона победителем было признано ООО "Протон-Электро", заявка которого зарегистрирована под N245.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Извещением установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N52516) (далее -приказ Минфина России N126н).
В соответствии с пунктом 1.3 приказа Минфина России N126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Пунктом 2 приказа Минфина России N126н установлено, что положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 приказа N 126н не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики;
в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
На основании пункта 1.6 приказа Минфина России N126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
Частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
На участие в электронном аукционе было подано 7 (семь) заявок, из которых в 1 (одной) задекларирована страна производитель - Россия.
По мнению Заявителя, Заказчиком незаконно применены к Победителю аукциона положения Приказа Минфина N126н и снижение цены контракта на 15% от цены, предложенной победителем, поскольку участник закупки под N126 представил недостоверные сведения о стране происхождения товара.
Однако письмом Министерство финансов РФ от 18.01.2019 N 24-01-07/2281 разъяснило, что на основании приказа N 126н никаких дополнительных, подтверждающих документов, прикреплять не нужно, для выполнения требований достаточно указания страны в составе заявки.
Комиссия Астраханского УФАС России обращает внимание, что комиссия по осуществлению закупок при принятии решения о признании заявок соответствующими требованиям извещения исходит из документов, содержащихся в заявке участника закупки, само по себе предложение к поставке товара, страной происхождения которого является - Россия, не свидетельствует о предоставлении недостоверной информации.
При этом, представителем Заявителя не представлено документального доказательства того, что на территории Российской Федерации не производятся аккумуляторные батареи для источников бесперебойного питания.
В тоже время представителями Заказчика на рассмотрение жалобы представлены распечатки с сети "Интернет", согласно которым аккумуляторные батареи для источников бесперебойного питания производятся на территории России.
Проведя анализ заявки победителя аукциона (Заявитель) с N245, Комиссией Астраханского УФАС России установлено, что заявка содержит предложение о поставке товара, страной происхождения которого является иностранное государство - Китай.
При этом, положения приказа N 126н применяются на этапе заключения контракта. С учетом того, что победителем аукциона, в заявке предложены товары иностранного происхождения, при заключении контракта Заказчиком были применены положения пункта 1.3 Приказа N 126н.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Протон-Электро" на действия государственного заказчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплектов аккумуляторных батарей для источников бесперебойного питания (номер извещения: 0225100000222000022) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.