Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя ГУ - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Добрыниной Т.П. (действующий по доверенности N7 от 10.01.2022), и в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Техника и Технологии", надлежащим образом извещенного, рассмотрев заявление ГУ - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о внесении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Техника и Технологии" (ИНН 7720490009; 111394, г.Москва,ул.Мартеновская,д.5, пом I, комн.8 офис 193) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.07.2022 года поступило заявление ГУ - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее - Заказчик) о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Техника и Технологии" (далее также Исполнитель, Общество, ООО "Техника и Технологии") в реестр недобросовестных Поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним расторжением государственного контракта от 10.01.2022 N008 на выполнение работ по изготовлению туторов на нижние конечности для обеспечения инвалидов в 2022 году (ИКЗ: 211301501094530150100100441023250323), (реестровый номер извещения: 0225100000121000289), (реестровый номер контракта: N 1301501094522000055) (далее - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления было назначено Управлением на 03.08.2022 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.505.
В указанное время для рассмотрения заявления прибыл представитель ГУ - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Добрынина Т.П. (действующая по доверенности N7 от 10.01.2022). Общество участие своих представителей не обеспечило, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Управлением 03.08.2022 в рассмотрении заявления был объявлен перерыв до 04.08.2022 до 10 час. 30 мин.
В указанное время для рассмотрения заявления прибыл представитель ГУ - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Добрынина Т.П. (действующая по доверенности N7 от 10.01.2022). Общество участие своих представителей не обеспечило, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
29.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на инвалидов в 2022 году (ИКЗ: (реестровый номер извещения: 0225100000121000289) (далее -электронный аукцион).
По результатам электронного аукциона победителем было признано ООО "Техника и Технологии" (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.12.2021).
10.01.2022 года между Заказчиком и Обществом был заключен контракт N008 (далее также - контракт), по условиям которого исполнитель обязуется в течение срока, установленного п. 8.1 Контракта выполнить работы по изготовлению туторов на нижние конечности для обеспечения инвалидов в 2022 году (изделие) получателям, предусмотренные техническим заданием, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Цена контракта составляет 273 116,94 рублей.
Согласно пункту 4.1.1 контракта Исполнитель обязан выполнить работы в полном объеме и в срок, предусмотренный настоящим контрактом, в полном соответствии с техническим заданием.
В соответствии с п 4.1.5 Контракта исполнитель обязан предоставить Заказчику график командировок в районы Астраханской области в течение 3 рабочих дней с даты получения реестра получателей.
Пункт 4.1.6 контракта исполнитель обязан письменно уведомлять получателей о вызове их на заказ, примерку, получение готового изделия.
В соответствии с п.4.1.7 Исполнитель обязан передать изделие непосредственно получателю в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с момента получения направления от получателя по месту их жительства либо по месту нахождения исполнителя (соисполнителя) в зависимости от выбора получателя, в соответствии с количеством, комплектностью и качеством товара, указанными в техническом задании.
В соответствии с пунктом 4.1.22 Контракта Исполнитель обязуется выполнять работы своими силами и средствами. Работы должны быть выполнены Исполнителем лично. Все материалы соответствуют единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к Изделиям, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Из представленного решения о расторжении контракта от 30.06.2022 N11-17/3011-3315 следует следующее: 28.06.2022 в ходе выборочной приемки Исполнителем по контракту были представлены паспорта на изготовленные изделия, договор N1-2022 ТТ-33 от 01.03.2022 на оказание услуг по изготовлению ортопедических изделий. Согласно паспортам, на изготовленные изделия и договору N1-2022 ТТ-33 от 01.03.2022 изготовителем ортопедических изделий является ООО "Интра".Изготовление изделий в рамках исполнения Контракта не должно проходить с привлечением третьих лиц, так как это противоречит положениям Контракта.
Таким образом, Исполнителем нарушены условия Контракта, а именно положения пунктов 2.1, 4.1.1, 4.1.22.
В соответствии с пунктом 10.1 Контракта, контракт может быть расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, по основаниям предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно Решению, об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.06.2022 N11-17/3011-3315 Заказчик решил расторгнуть Контракт в связи с неисполнением Обществом обязательств по контракту.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 10.1 Контракта, контракт может быть расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, по основаниям предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик 30.06.2022 года принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Согласно статье 12.2. Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение размещено Заказчиком в Единой информационной системе 30.06.2022 года в 14 час. 57 мин.
Решение было направлено Исполнителю 30.06.2022 заказным почтовым отправлением по адресу, указанному в контракте: 111394, г.Москва,ул.Мартеновская,д.5, пом I, комн.8 офис 193 (почтовое отправление N82900002336227).
С учетом того, что у Заказчика отсутствовали сведения о доставке почтового отправления, датой надлежащего уведомления Поставщика о Решении является 16.07.2022, Решение вступило в силу 27.07.2022.
Нарушения порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, его направления Исполнителю и размещения в ЕИС не установлены.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Обществом недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия отмечает, что при проведении первичной приемки 28.06.2022 Исполнителем представлены сведения о выполнении части работ соисполнителем ООО "Интра" по договору N 1-2022 ТТ-33 от 01.03.2022, так как использовалось частичное сырье ООО "Интра", также был представлен сертификат соответствия. Данные сведения заранее сообщались Исполнителем письмом от 11.01.2022, однако никаких возражений от Заказчика не последовало.
Однако при приемке от 28.06.2022 Заказчик отказался принимать работы, по той причине, что они выполнены не Исполнителем. Причем претензий к качеству изделий не поступало.
Письмом от 21.07.2022 Общество сообщило о выполнении работ своими силами и из своего сырья, в качестве подтверждения представило сертификат соответствия N РОСС RU.АМ05.Н16197 от 20.07.2022 на все произведенные изделия. А также просило провести повторную приемку.
Письмом от 25.07.2022 N1295 Общество отозвало представленные ранее в адрес Заказчика паспорта на изготовленные изделия, договор N1-2022 ТТ-33 от 01.03.2022.
Между тем Заказчик повторную приемку изделий не произвел.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения Обществом умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения контракта N008 от 10.01.2022 года на выполнение работ по изготовлению туторов на нижние конечности для обеспечения инвалидов в 2022 году (ИКЗ: 211301501094530150100100441023250323), (реестровый номер извещения: 0225100000121000289), (реестровый номер контракта: N 1301501094522000055), отсутствуют.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ООО "Техника и Технологии" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления государственного заказчика ГУ - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о включении сведений об ООО "Техника и Технологии" (ИНН 7720490009; 111394, г.Москва,ул.Мартеновская,д.5, пом I, комн.8 офис 193) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения государственным заказчиком ГУ - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт N008 от 10.01.2022 года на выполнение работ по изготовлению туторов на нижние конечности для обеспечения инвалидов в 2022 году (ИКЗ: 211301501094530150100100441023250323), (реестровый номер извещения: 0225100000121000289), (реестровый номер контракта: N 1301501094522000055), отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии Балтыкова Е.М.
Умерова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.