Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____..>
<____..>
<____..>
<____..>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - Управление по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска (ИНН: 8905018351) обращение о включении информации об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, поставщиков) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на автотранспортные услуги для управления по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска на легковом автомобиле, цена контракта 115 996 рублей 00 копеек, (извещение N 0190300003722000346), с ООО "ВДОРОГЕ" (ИНН: 8603234155),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России Заказчиком направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и объяснения, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения о Поставщике не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу пункта 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
15.06.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт N 0190300003722000346 на автотранспортные услуги для управления по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска на легковом автомобиле.
Согласно п. 1.1 Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, указанные в п. 1.2. настоящего контракта в порядке и сроки согласно требованиям технического задания, графику предоставления услуг (приложения N 1,2 к контракту), а Заказчик обязуется эти услуги оплатить.
Согласно п. 1.2 Исполнитель обязуется оказать Заказчику автотранспортные услуги для управления по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска на легковом автомобиле (далее по тексту "услуги") со дня заключения контракта, но не ранее 01 июля 2022 года по 31 августа 2022 года, на легковом автомобиле марки "Gelly Atlas", 2019 года выпуска, регистрационный знак "А727ОО186".
Согласно п. 2.1.2 Контракта оказывать услуги лично либо привлекать к их оказанию третьих лиц. В случае, когда при оказании услуг Исполнитель привлекает к их исполнению третьих лиц, он самостоятельно несет связанные с этим расходы, а также несет ответственность за их действия при оказании услуг как за свои собственные.
Согласно п. 2.1.7 Контракта обеспечить соблюдение требований в соответствие с Техническим заданием (приложение N 1 к контракту)
Согласно п. 2.1.10 Контракта в случае если транспортное средство не может быть введено в эксплуатацию в результате поломки, то Исполнитель должен предоставить в течение одного часа другое транспортное средство в рабочем состоянии и готовое к эксплуатации.
Согласно п.4 Контракта ответственность Сторон:
4.1 Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Согласно п.7 Контракта порядок разрешения споров и расторжения муниципального контракта:
7.1. Все споры или разногласия, возникающие между Сторонами по настоящему контракту или в связи с ним, разрешаются путем переговоров между ними.
7.3. В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7.4. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
7.5. О решении расторгнуть контракт по соглашению сторон Сторона обязана письменно уведомить другую Сторону не позднее, чем за 5 дней до предполагаемой даты расторжения с указанием причин.
Согласно п. 8.5 Контракта приложения N 1, 2 являются неотъемлемой частью настоящего контракта.
Из Решения заказчика от 07.07.2022 г. В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) извещение N 0190300003722000346 содержало информацию о сроках оказания услуг, документы с описанием объекта закупки, обоснованием начальной (максимальной) цены, проект контракта. В указанной закупке приняло участие два исполнителя, победителем, по итогам рассмотрения поступивших заявок, на основании протокола подведения итогов определения исполнителя от 09.06.2022 признано ООО "ВДОРОГЕ" (далее - исполнитель). На основании части 5 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку (ООО "ВДОРОГЕ") на оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. К основным параметрам, характеризующим автомобиль, предназначенный для оказания услуг в соответствии с приложением N 1 к извещению N 0190300003722000346 относятся: "транспортное средство предназначено для перевозки людей, должно находиться в технически исправном состоянии, объем двигателя - не менее 1.8 л., мощность - не менее 128 л.с., но не более 200 л.с., категория транспортного средства "В", тип автомобиля - легковой, автотранспортное средство, прошедшее в установленные сроки государственный технический осмотр".
По условиям муниципального контракта от 15.06.2022 N 0190300003722000346 на оказание автотранспортных услуг для нужд управления по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска (далее - контракт), заключенного между управлением и исполнителем, последний взял на себя обязательства по оказанию автотранспортных услуг на легковом автомобиле марки "Gelly Atlas", 2019 года выпуска, регистрационный знак "А727ОО186" в срок с 01.07.2022 по 31.08.2022.
Для проверки соответствия автомобиля, включенного в заключенный между управлением и исполнителем 15.06.2022 муниципальный контракт N 0190300003722000346 (далее - контракт), заказчик неоднократно до начала оказания услуг связывался посредством телефонной связи с исполнителем с просьбой предоставить подробную информацию об автомобиле. По результатам переговоров в адрес управления 30.06.2022 поступило письмо N ВД-193 с предложением расторгнуть контракт, так как исполнитель не может за предложенную им при подаче заявки цене предоставить автомобиль, соответствующий условиям контракта, в свою очередь заказчик не имеет права менять существенные условия заключенного контракта или допускать оказание ненадлежащих услуг.
Таким образом, исполнитель еще до заключения контракта имел информацию о необходимых характеристиках автотранспортных услуг, но намеренно давал заведомо недостоверную информацию о своем соответствии.
По состоянию на 06.07.2022 исполнитель не приступил к исполнению обязательств по контракту, в соответствии с пунктом 4.5 контракта, пеня на текущую дату составляет 220,40 рублей. Также условиями контракта за каждый факт неисполнения Исполнителем условий контракта предусмотрен штраф в размере 1 000,00 рублей.
04.07.2022 исполнителю было направлено письмо с предложением устранить нарушения условий контракта, однако исполнитель на него не отреагировал.
В связи с длящимся неисполнением условий контракта и получением от исполнителя письма, свидетельствующего о его недобросовестности, руководствуясь пунктом 7.5 контракта управлением принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 22.07.2022 NАР/2753, представил пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из пояснений Исполнителя следует, что перед подписанием Контракта, Заказчик направил в адрес Исполнителя проект договора, для внесения данных об автомобиле, на котором будут оказываться услуги, при этом никаких документов, подтверждающих факт наличия данного транспортного средства, не затребовал. Пояснив это тем, что эти данные не имеют абсолютно никакого значения и несут исключительно формальный характер.
В связи с ремонтом АКПП данный автомобиль не смог приступить к обязанностям в срок с 01.07.2022 г., и в замену данного автомобиля, в срочном порядке, был предоставлен Toyota RAV4 2020г.в, соответствующий всем техническим характеристикам, о чем по средствам телефонной связи Исполнитель уведомил заказчика. На что Заказчик отреагировал агрессивно, не пошел на контакт как с менеджером Андрощук Ириной Сергеевной, так и с водителем, который приехал на объект и простоял там в течении всего рабочего дня (согласно ТЗ).
Далее, 30.06.2022 г в адрес Заказчика Исполнителем было направленно уведомление N ВД-193. О том, что на данный момент предоставление Geely Atlas 2019 г невозможно, а от Toyota RAV4 2020г.в по средствам телефонного разговора заказчик отказался, в связи с чем, было предложено расторгнуть данный контракт по соглашению сторон.
На данное уведомления отказа или согласия от Заказчика не поступило, более того, на телефонный контакт Заказчик так же не выходили.
22.07.2022 г от исполнителя в адрес заказчика поступило уведомление о том, что мы согласны с суммой штрафа и готовы ее возместить и так же, готовы предоставить автомобиль 2019 г.в и в период с 22.07.2022 по 26.07.2022 предоставим конкретную информацию. На данное уведомление от заказчика так же не поступило никакого ответа.
Далее 25.07.2022 г Исполнитель направил в адрес Заказчика еще одно письмо, с прописанными характеристиками и данными транспортного средства, которое было найдено и было предоставлено на объект с 26.07.2022 г. По средствам телефонии сотруднику исполнителя от лица заказчика было высказано нецензурной лексикой, что им ничего от Исполнителя не нужно и расторжение уже вступило в силу. Несмотря на это, 26.07.2022 автомобиль, прописанный в последнем уведомлении, был предоставлен на объект в положенное время, но Заказчик по-прежнему не шел на контакт, разговаривал неадекватно, грубо и с применением нецензурной лексики.
После этого в адрес Исполнителя поступило письмо от Заказчика о том, что решение о расторжении Контракта вступило в силу и на основании вышеизложенного исполнителю необходимо произвести оплату штрафа. Просим принять во внимание, что Заказчик изначально не шел на контакт, что затруднило исполнение контракта надлежащим образом.
Согласно части 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.7.4 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
07.07.2022 г. Заказчик принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0190300003722000346 от 15.06.2022 года.
07.07.2022 г. Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.07.2022 - Дата расторжения контракта.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Изучив представленные документы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Из материалов обращения Заказчика следует, что причина расторжения контракта неисполнение Исполнителем обязательств по договору. Основание расторжения контракта: односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, на взаимодействие с заказчиком.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Поставщика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в поведении Поставщика таких признаков недобросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем основания для включения Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого контракта может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого, могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия Сторон на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
В рассмотренном случае Ямало-Ненецкое УФАС России считает нецелесообразным принятие решения о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, неизбежно нанесёт значительный ущерб деятельности индивидуального предпринимателя, который является субъектом малого предпринимательства.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ВДОРОГЕ" (ИНН: 8603234155), представленную - Управлением по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска (ИНН: 8905018351) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на автотранспортные услуги для управления по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска на легковом автомобиле, цена контракта 115 996 рублей 00 копеек, (извещение N 0190300003722000346) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.