Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
При участии:
<__.> - представитель заказчика, по доверенности;
<__.> - представитель заявителя, по доверенности,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО ЧОО "Север-Безопасность" (ИНН: 8604054980) на действия заказчика - МКУ "Дирекция муниципального заказа" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению общественного порядка и безопасности на территории Детского парка, начальная (максимальная) цена контракта - 1 816 735,55 рублей (извещение N 0190300003722000434) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. N 4494 от 25.07.2022) на действия аукционной комиссии.
Заявитель считает, что в действиях заказчика имеется нарушение норм Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган, Заказчик с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении закупки комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
2) дата и время начала срока подачи заявок - 08.07.2022 14:34 (МСК+2);
3) дата и время окончания подачи заявок - 19.07.2022 09:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 19.07.2022;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 21.07.2022.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует,
1) на ЭТП размещен проект контракта для подписания победителем закупки, форма которого не соответствует типовому контракту на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг (утвержден приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 01.06.2020 N 149);
2) в нарушение описания объекта закупки (ст. 33 Закона о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки, документы приложения к извещению, проект контракта не содержали информацию об объеме услуг;
3) выбранное заказчиком значение ОКПД2 - 84.24.19.000 не относятся к предмету закупки, так как вся группа 84.2, 84.24 (Услуги государства обществу в целом) не относится к деятельности частных охранных организаций;
4) согласно техническому заданию заказчика общий период охраны: 01.08.2022-31.12.2022. Внутри указанного периода выделяются только "летний", "зимний" периоды. Обязанность осуществлять охрану объекта в периоды сентябрь-ноябрь в тексте проекта контракта и требуемое количество сотрудников охраны не предусмотрено.
Указанное в п.17 технического задания усиление постов охраны до 6 сотрудников охраны во время проведения массовых мероприятий, по заявлению заказчика, без увеличения стоимости услуг по муниципальному контракту, указывает на нарушение при формировании НМЦК;
5) в адрес Заказчика, посредством электронной почты dmz-2018@yandex.ru, 21.07.2022 года был направлен запрос о согласовании режима охраны объекта. Ответа на указанный запрос не получено, в проекте контракта, информация об объеме требуемых услуг отсутствует, что указывает на несогласованность существенных условий контракта и влечет невозможность его исполнения (статья 432 Гражданского кодекса РФ);
6) 25.07.2022 (посредством электронной почты) заказчику был направлен проект протокола разногласий, для его согласования и размещения на ЭТП. Указанное письмо также было проигнорировано заказчиком. Что указывает на недобросовестное поведение заказчика при согласовании условий контракта;
7) начальная (максимальная) цена контракта сформирована с нарушением требований статьи 22 Закона о контрактной системе и положений Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 15.02.2021 N 45 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг". Цена стоимости единицы услуги сформирована, как среднее значение на основании представленных коммерческих предложений потенциальных участников закупки.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования КТРУ).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции)
Согласно п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системы, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
1. Рассмотрев доводы 1 - 6 жалобы Комиссия управления установила, что заявителем обжалуются положения извещения об осуществлении закупки. В извещении об осуществлении закупки указан срок окончания подачи заявок на участие в закупке 19.07.2022.
Таким образом, Комиссия управления установила, что заявителем жалоба подана после окончания срока подачи заявок на участие в закупке, что противоречит требованиям пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в доводе 7 жалобы участник закупки сообщает, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована с нарушением требований статьи 22 Закона о контрактной системе и положений Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 15.02.2021 N 45.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги с осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России.
На основании изложенного Комиссия управления оставляет доводы жалобы заявителя без рассмотрения.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено следующее.
Как следует из описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению) потребностью Заказчика является оказание услуг по обеспечению общественного порядка и безопасности на территории Детского парка.
Проанализировав описание объекта закупки, установлено:
- цели оказания услуг: обеспечение целостности и сохранности имущества парка, защита и охрана объекта от противоправных действий. Виды оказываемых услуг: круглосуточная охрана.
- общие требования к оказанию услуг: (п.6.1) Наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности. Требование установлено в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст.11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
- обязанности Исполнителя (п.7): 1. Организовать и обеспечить охрану всего имущества на территории Детского парка находящегося в ведении Заказчика. 2. Обеспечить патрулирование территории Детского парка с интервалом не более 1 (одного) часа. Во время обхода должно быть проверено состояние всего имущества, переданного под охрану.
При этом, Заказчиком использован код ОКПД2 84.24.19.000 "Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что заказчик самостоятельно определил указанный код ОКПД путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД и КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара.
Изучив содержание Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 04.02.2022), Комиссия установила, что группировка кода ОКПД2 84.24.19 включает:
- услуги, связанные с общими административными услугами, услугами по регулированию и дополнительными услугами по поддержанию общественного порядка и обеспечению безопасности, и разработке, связанной с этим общей политики;
- услуги, связанные с обеспечением домашних хозяйств запасами для потребления в чрезвычайных обстоятельствах в случае бедствий в мирное время;
- услуги по распространению информации по вышеназванным вопросам.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в КТРУ имеется ряд позиций с кодом ОКПД2 80.10.12.000 "Услуги охраны", (например, код позиции КТРУ 80.10.12.000-00000011 - 80.10.12.000-00000013), на оказание услуг частной охраны (патрулирование), единица измерения: человеко-час, на обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. Обязательное применение позиции кода КТРУ с 01.03.2019.
При этом группировка кода ОКПД2 80.10.12 в себя включает:
- услуги, состоящие в предоставлении наемного персонала для обеспечения безопасности населения или отдельных лиц, производственной и коммерческой собственности путем охраны от огня, воров, вандализма или несанкционированного прохода: услуги по патрулированию и наблюдению; услуги охраны для обеспечения безопасности; услуги телохранителей; услуги сторожевых собак; услуги по наблюдению за местами парковок; услуги по контролю за несанкционированным проходом на охраняемую территорию.
Указанные позиции КТРУ имеют характеристики необходимые Заказчику в соответствии с указанной в описании объекта закупки потребностью, для реализации функций и полномочий, в связи со спецификой работы заказчика и задач, для решения которых приобретается услуга. При этом в данной позиции каталога установлены обязательные для применения характеристики.
На основании изложенного Комиссия управления установила, что Заказчиком в единой информационной системе не размещена информация, предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст. 23 Закона о контрактной системе, что нарушает требования п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе. А неиспользование кода КТРУ 80.10.12.000 "Услуги охраны", обязательного к применению противоречит требованиям п.4,5,6 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований ч. 6 ст. 23 и п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания о приведении извещения в соответствие с действующим законодательством, однако, при проведении дальнейшей процедуры закупки, Заказчику необходимо использование кода КТРУ80.10.12.000 "Услуги охраны", что невозможно без аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Север-Безопасность" (ИНН: 8604054980) на действия заказчика - МКУ "Дирекция муниципального заказа" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению общественного порядка и безопасности на территории Детского парка, начальная (максимальная) цена контракта - 1 816 735,55 рублей (извещение N 0190300003722000434), необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп. 4, 5, 6 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и ч.6 ст.23, п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица действовавшего от имени заказчика при формировании с использованием единой информационной системы, подписавшего усиленной электронной подписью в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, о необходимости представить в срок до 12.08.2022 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протоколов об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица -назначается на 15.08.2022 в 16 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.