Резолютивная часть решения оглашена "01" августа 2022 г.
Решение изготовлено в полном объеме "02" августа 2022 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<_>. |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<_>. |
начальника отдела контроля в сфере закупок; главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
|
При участии посредством ВКС:
- <_>.- представителя ООО МСК "БООС ЛАЙТИНГ ГРУПП", по доверенности;
- <_>.- представителя ООО "ЕЭС-Гарант" по доверенности;
- <_>.- представителя ООО "ЕЭС-Гарант" по доверенности;
- <_>.- представителя Управления жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска, по доверенности,
рассмотрев дело N 042/06/42-926/2022, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Управлением жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска требований ФЗ N 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139300019722000124 "Энергосервисный контракт на оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации уличного освещения Прокопьевского городского округа Кемеровской области-Кузбасса", в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
27.07.2022 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО МСК "БООС ЛАЙТИНГ ГРУПП" (вх. N 4359Э от 27.07.2022) на действия заказчика - Управления жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139300019722000124 "Энергосервисный контракт на оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации уличного освещения Прокопьевского городского округа Кемеровской области-Кузбасса".
По мнению заявителя, извещение о проведении электронного аукциона противоречит требованиям закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
08.07.2022 г. в единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом - Администрацией города Прокопьевска по заявке заказчика - Управления жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139300019722000124 "Энергосервисный контракт на оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации уличного освещения Прокопьевского городского округа Кемеровской области-Кузбасса".
Начальная максимальная цена контракта - 209 107 216,64 рублей.
Согласно требованиям части 8 статьи 32 ФЗ N 44-ФЗ Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ N 2604 от 31.12.2021 утвержден порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 28 раздела V Постановления Правительства РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно пункту 24 раздела V Постановления Правительства РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В разделе Порядок рассмотрения и оценки заявок заказчиком установлено следующее:
- общая цена исполненных участником закупки договоров (контрактов).
1. Предмет оцениваемого договора (договоров), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
энергосервисных контрактов (договоров), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации систем освещения (далее - "ЭСК");
и заключенных исполнителем договоров (контрактов) на поставку товаров / выполнение работ, аналогичных поставляемым / выполняемым в рамках энергосберегающих мероприятий, исполненных в рамках энергосервисных контрактов (договоров), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации систем освещения (далее - "Иные договоры").
Предоставляемые для оценки ЭСК должны одновременно соответствовать всем следующим условиям:
- ЭСК должен быть исполнен и при исполнении которого исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
- ЭСК должны быть исполнены в полном объеме; для подтверждения этого Участник закупки должен предоставить исполненные договора, копии актов или иных документов, составленных при исполнении таких договоров;
- Предметом ЭСК является выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы освещения.
- последний акт, составленный при исполнении договоров должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- сведения об ЭСК содержатся в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов (N44-ФЗ) или реестре договоров (N223-ФЗ) на сайте www.zakupki.gov.ru
Предоставляемые для оценки исполненные Иные договоры, должны одновременно соответствовать всем следующим условиям:
- Предметом Иного договора является поставка товаров и (или) выполнение работ, аналогичных поставляемым / выполняемым в рамках энергосберегающих мероприятий;
- Под товарами, аналогичными поставляемым в рамках энергосберегающих мероприятий, понимаются светодиодные светильники освещения;
- Под работами, аналогичными выполняемым в рамках энергосберегающих мероприятий, понимаются работы по выполнению светотехнических расчетов для объектов освещения, работы по демонтажу и (или) монтажу светильников освещения, работы по монтажу линий освещения;
- Обязательства по поставке и (или) выполнению работ, предусмотренных Иным договором, должны быть исполнены в полном объеме; для подтверждения этого Участник закупки должен предоставить копии документов о приемке товаров (результатов работ), предусмотренных соответствующим Иным договором;
- последний акт, составленный при исполнении иных договоров должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- Каждый Иной договор должен быть заключен в рамках энергосберегающих мероприятий, то есть для целей выполнения контрагентом Участника закупки по соответствующему Иному договору обязательств по энергосервисному договору (контракту). Такой энергосервисный контракт (договор) должен одновременно соответствовать следующим условиям:
Предметом энергосервисного контракта (договора), заключенного контрагентом, является выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации систем освещения.
сведения о заключенном энергосервисном контракте (договоре) содержатся в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов (N44-ФЗ) или реестре договоров (N223-ФЗ) на сайте www.zakupki.gov.ru
Для подтверждения этого Участник закупки предоставляет номера сведений о заключенных контрагентом участника закупки энергосервисных контрактах (договорах), для целей выполнения которых заключались соответствующие Иные договоры (номера реестровой записи), содержащиеся в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов (N44-ФЗ), реестре договоров (N223-ФЗ) на сайте www.zakupki.gov.ru
Документы должны быть представлены в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Поскольку порядок оценки заявок содержит информацию о том, что для подтверждения опыта могут применяться договора (контракты), исполненные в рамках энергосервисных контрактов, заказчиком нарушены требования части 8 статьи 32 ФЗ N 44-ФЗ.
Довод заявителя о том, что к корпусу светильника из материала "оцинкованная сталь" установлены излишние требования, что ограничивает конкуренцию, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:
Корпуса светильников, изготовленные из оцинкованной, стали, анодированного алюминия применяются в 99% случаев производителей светильников, которые присутствуют в реестрах Постановлений Правительства РФ N 616 и N 878. В данных реестрах присутствует светодиодные светильники, соответствующее требованиям, как в качестве освещенности, так и в долговечности оборудования в том числе такого показателя как теплоотвод. Оцинкованная сталь, которая присутствует во множествах светильников различных производителей из реестров Постановлений Правительства РФ N 616 и N 878, является корпусом, который отводит тепло, прямым отводящим элементом, является алюминиевая пластина, на которой расположены сами источники тепла - светодиоды. Для светодиодов и блоков питания, корпус и алюминиевая пластина позволяют гарантированно соблюсти требования к таким факторам, как устойчивость к окружающей среде, перепады температур, теплоотвод, обледенение и не мало важный показатель гарантия до 7 лет.
Довод заявителя о том, что к массе светильника, коэффициенту пульсации светового потока, индексу цветопередачи заказчиком установлены избыточные требования, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:
Согласно требованиям части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что требования к массе светильника, коэффициенту пульсации светового потока, индексу цветопередачи установлены заказчиком с соблюдением требований части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Поскольку заказчиком при описании характеристик диапазона напряжения питания переменного тока и диапазона температуры эксплуатации допущена опечатка, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Довод заявителя о том, какой параметр необходимо обеспечить исполнителю: норму средней яркости усовершенствованных покрытий или норму средней горизонтальной освещенности покрытий, признан Комиссией Кемеровского необоснованным на основании следующего:
В Приложении N 1 Технического задания заказчиком установлено следующее: "Средний уровень освещенности Исполнитель обязан обеспечить исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий и средней горизонтальной освещенности покрытий согласно Классификации улично-дорожной сети городских поселений, определённым в СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение" при эксплуатации объектов сетей уличного освещения, в случае если достижение освещенности возможно без увеличения количества осветительных приборов и (или) без изменения расположения опор освещения".
В случае, если поставляемый светодиодный светильник соответствует техническим характеристикам согласно техническому заданию заказчика и нормируемым документам, в том числе Постановлению Правительства РФ N 2255 от 24.12.2017 нормы освещенности и яркости будут выполнены, следовательно, указание дополнительных параметров (освещенность или яркость, тип покрытия) не требуется.
Довод заявителя о том, что заказчиком установлены неразумные сроки выполнения работ, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, на основании следующего:
Согласно требованиям пункта 1 части 13 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В Приложении N 2 к техническому заданию заказчиком установлены следующие сроки выполнения работ:
N п/п |
Наименование работ (мероприятий), краткая характеристика |
Перечень оборудования, количество и объем работ |
Сроки выполнения работ |
1 |
Обследование объектов Заказчика с целью подготовки и согласования технического решения |
Обследование линий наружного освещения, сбор исходных данных, подготовка и согласование с Заказчиком технического решения. |
10 календарных дней с даты заключения контракта |
Поскольку ФЗ N 44-ФЗ не установлено требований к сроку выполнения работ, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО МСК "БООС ЛАЙТИНГ ГРУПП" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139300019722000124 "Энергосервисный контракт на оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации уличного освещения Прокопьевского городского округа Кемеровской области-Кузбасса" частично обоснованной (в части нарушения требований части 8 статьи 32, пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ).
2. Признать заказчика - Управление жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска нарушившим требование части 8 статьи 32, пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 042/06/42-926/2022 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии<_>.
Члены комиссии: <_>.
<_>.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 2 августа 2022 г. N 042/06/42-926/2022 (ключевые темы: участники закупок - энергетическая эффективность - энергосбережение - освещенность - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2022