Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - Иванова А.В. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены комиссии:
Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Чеботина М.П. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
при участии представителей:
Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "СКАЙУОКЕР" (далее - ООО "СКАЙУОКЕР", Заявитель) Алешиной Ю.В., действующей на основании доверенности N 1 от 25.07.2021 г., посредством видеоконференцсвязи с использованием системы TrueConf,
Заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Курганской области" (далее - ГКУ "УКС", Заказчик) Максимовой А.В., действующей на основании доверенности 2 от 28.03.2022 г., Предеиной С.П., действующей на основании доверенности б/н от 10.01.2022 г.,
Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" Гаева Е.Е., действующего на основании доверенности N 6 от 01.10.2021 г.,
рассмотрев жалобу ООО "СКАЙУОКЕР" на действия заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Курганской области" руководствуясь статьями 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
20.07.2022 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) поступила жалоба ООО "СКАЙОУКЕР" (вх. N ЭП-2881) на действия ГКУ "УКС" при осуществлении закупки на поставку медицинского оборудования для оснащения объекта: "Детская поликлиника" (Наркозно-дыхательный аппарат) (извещение N 0843500000222003404).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены положения статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку проанализировав описание объекта закупки (техническое задание), предоставленное в составе извещения к электронному аукциону, ООО "СКАЙУОКЕР" пришел к выводу, что описание объекта закупки, по совокупности технических характеристик соответствует только одному производителю Mindray WATO EX-35 с принадлежностями, что также прямо указано в описании закупки, а именно конкретная модель - Mindray WATO EX-35 с принадлежностями, который поставлен в необоснованное преимущественное положение.
Установление требований к характеристикам, соответствующим одному производителю, в отсутствии обоснования соответствующей потребности заказчика, является нарушением действующего законодательства, так как влечет ограничение количества участников, и не соответствует правилам описания закупки.
Просит приостановить проведение закупки до рассмотрения жалобы по существу; признать жалобу Заявителя обоснованной; провести внеплановую проверку действий Заказчика, связанных с осуществлением данной закупки и содержания документации о закупке; выдать предписание об устранении нарушений при проведении закупки.
Представители Заказчика с доводом, изложенными Заявителем в жалобе, в не согласны, по основаниям изложенных в письменных возражениях, приобщенных к материалам настоящего дела, просили признать жалобу необоснованной.
Представитель Уполномоченного учреждения также не согласился с доводом жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам настоящего дела.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 14.07.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для оснащения объекта: "Детская поликлиника" (Наркозно-дыхательный аппарат).
Размещение осуществило Уполномоченное учреждение Государственное казенное учреждение "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области".
Заказчик - Государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства Курганской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 203 333,33 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 22.07.2022 07:00 (МСК+2).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 22.07.2022.
26.07.2022 в 15:39 (МСК+2) в извещении размещен "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.07.2022 N ИЭА1", согласно которому на участие в электронном аукционе была подана 1 заявка, которая была признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком, Уполномоченным учреждением, приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно, статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, гласит, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);
2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной площадки (в случае проведения электронной процедуры), специализированной электронной площадки (в случае проведения закрытой электронной процедуры);
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
8) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
9) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
10) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
13) информация о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона);
18) информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона, о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению);
19) информация о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки с указанием количества указанных контрактов;
20) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона;
21) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день;
22) дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса, за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса), дата окончания срока рассмотрения заявок (в случае проведения закрытого аукциона), дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;
23) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) в случае проведения электронного конкурса (за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), аукционов. При проведении электронного конкурса предусмотренная настоящим пунктом дата должна приходиться на рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке. При проведении электронного аукциона предусмотренная настоящим пунктом процедура начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Кроме того, часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, прямо указывает на то, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
14.07.2022 г. Уполномоченным учреждением размещено извещение (N 0843500000222003404) на поставку медицинского оборудования для оснащения объекта: "Детская поликлиника" (Наркозно-дыхательный аппарат) в ЕИС.
В силу требований части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в составе извещения размещены следующие документы:
- Обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- Проект контракта;
- Описание объекта закупки (Техническое задание);
- Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе.
Как следует из пункта части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что предметом рассматриваемого электронного аукциона и впоследствии заключаемого контракта является осуществление поставки с доставкой и вводом в эксплуатацию медицинского оборудования - наркозно-дыхательный аппарат (код ОКПД2 - 32.50.21.121).
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в рассматриваемом случае Заказчиком указан товарный знак конкретной марки и модели товара, который нужен Заказчику, но в описании объекта закупки (техническое задание) имеется ссылка на возможность предоставления эквивалентного товара иного производителя.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении рассматриваемой закупки Заказчик самостоятельно определил и описал объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки.
В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России представители Заказчика пояснили, что закупаемый в рамках исследуемой закупки товар, необходим для установки в строящемся объекте "Детская поликлиника".
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что согласно проектной документацией на строительство объекта "Детская поликлиника", на данном объекте должно быть установлено оборудование - Mindray WATO EX-35 с принадлежностями или его эквивалент.
В техническом задании рассматриваемой закупки Заказчиком так же предусмотрен вариант предоставления эквивалентного товара.
Как следует из пояснений представителей Заказчика, данных в ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России, технические характеристики на закупаемое оборудование определены Заказчиком на основании характеристик оборудования, его функционального назначения, исходя из необходимых параметров для обеспечения дозированной подачи в дыхательные пути газообразных и жидких летучих анестетиков, кислорода или воздуха, поддержания необходимой влажности и температуры вдыхаемой смеси, удаления из дыхательных путей выдыхаемой смеси, элиминация углекислого газа из выдыхаемой смеси, обеспечения вспомогательной вентиляции легких, в целях оказания своевременной и квалифицированной медицинской помощи детскому населению Курганской области от 0 до 18 лет.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что аналогичные значения функциональных показателей наркозно-дыхательного аппарата Mindray Wato Ех-35 имеют многие наркозно-дыхательные аппараты разных производителей, например, наркозно-дыхательный аппарат Practice 3700 (подходит для взрослых, детей и новорожденных, представляет собой полноценную систему для выполнения анестезии. Аппарат в процессе работы обеспечивает пациента не только автоматической вентиляцией, но и контролирует его состояние с отображением параметров на мониторе), наркозно-дыхательный аппарат Aelita (подходит для взрослых, детей и новорожденных, предназначен для проведения ингаляционного наркоза в сочетании с управляемой и вспомогательной искусственной вентиляцией легких у взрослых и у детей с использованием всех известных газообразных и жидких испаряющихся анестезирующих веществ, в том числе в режиме низкопоточной вентиляции "Low-Flow" по полузакрытому контуру), наркозно-дыхательный аппарат Fabius plus+Vista.
Комиссия Курганского УФАС России, отмечает, что в связи с чем, заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Представители Заказчика пояснили, что по данным из открытых источников информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на рынке наркозно-дыхательной аппаратуры функционирует достаточное количество производителей, что обуславливает обширный ассортимент этого типа медицинских аппаратов.
С учетом специфики и широкого диапазона различных вариантов исполнения наркозно-дыхательных аппаратов, Заказчик на основании проектной документации в техническом задании указал требуемое к поставке оборудование - Mindray WATO EX-35 с принадлежностями или эквивалент с обозначением функциональных характеристик (потребительских свойств), качественных характеристик оборудования, которое требуется к поставке.
Комиссия отмечает, что в техническом задании Заказчик ссылается на ГОСТ Р 55953-2018 "Изделия медицинские. Аппараты наркозно-дыхательные. Технические требования для государственных закупок", утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2018 г. N 1135-ст (далее - ГОСТ Р 55953-2018).
Комиссией проанализировано техническое задание Заказчика по рассматриваемому электронному аукциону, после чего сделан вывод, что характеристики товара указаны в соответствии с ГОСТ Р 55953-2018, в котором по части характеристик приведены показатели, из которых необходимо выбрать один из вариантов, что и указано в техническом задании к извещению N 0843500000222003404, по части характеристик Заказчик используя наименование характеристики в соответствии со своим потребностями указал диапазонное значение, которому должен соответствовать товар, предлагаемый потенциальными участниками электронного аукциона.
Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару (услугам), являющихся значимыми для заказчика. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Комиссия отмечает, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе, к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства о контрактной системе.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что объектом закупки является поставка товара, следовательно, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар по характеристикам, отвечающим требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что при этом, отсутствие у возможного потенциального участника закупки товара с требуемыми Заказчику характеристиками не свидетельствует об ограничении количества участников закупки, данная позиция также отражена в судебной практике (Постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2019 года по делу N А65-33329/2018, Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 9 января 2019 года по делу N А45-33037/2018).
Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что Заявителем не представлено объективных и исчерпывающих доказательств, что по тем параметрам товара, которые Заказчик указал в техническом задании рассматриваемого электронного аукциона, можно поставить исключительно Mindray WATO EX-35.
Между тем, Заказчиком проанализирован рынок медицинского оборудования и представлены пояснения с приведением конкретных марок товара, который может быть эквивалентен Mindray WATO EX-35.
На заседание Комиссии Курганского УФАС России представители Заказчика представили копии коммерческих предложений, которые стали основанием для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, из трех коммерческих предложений следует, что два хозяйствующих субъекта предлагали Заказчику - Mindray WATO EX-35, один - Drager Fabius Plus, Vista 120, Draeger.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
В результате проведения внеплановой проверки нарушений требований законодательства о контрактной системе Комиссией Курганского УФАС России не установлено.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СКАЙУОКЕР" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя комиссии |
_________________ / А.В. Иванова |
Члены комиссии: |
_________________ / И.М. Стрижова |
|
_________________ / М.П. Чеботина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 27 июля 2022 г. N 05-02/105-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2022