Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: Иванова А.В. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Члены комиссии:
Стрижова И.М - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Чеботина М.П. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
с участием в заседании Комиссии Курганского УФАС России:
представителя Управления Федеральной службы по надзору и в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Курганской области, Заказчик) Федорова И.В., действующего на основании доверенности N 34 от 20.07.2022 г.),
представителя Индивидуального предпринимателя Ташкина Олега Ивановича (далее - ИП Ташкин О.И., Исполнитель) Погодина Д.Н., действующего на основании доверенности от 24.05.2022 г. (посредством видеоконференцсвязи),
рассмотрев обращение Управления Роспотребнадзора по Курганской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ИП Ташкине О.И., в связи с расторжением контракта в одностороннем порядке заказчиком, согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) 20.07.2022 г. поступило обращение Управления Роспотребнадзора по Курганской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации в отношении ИП Ташкина О.И. (вх. N Н-2894), в связи с расторжением Государственного Контракта N 962 от 25.04.2022 г. (далее - Контракт) на оказание услуг по комплексной уборке (клинингу) служебных помещений, территорий, прилегающих к административным зданиям Управления Роспотребнадзора по Курганской области в 2022 году, в одностороннем порядке Заказчиком (номер реестровой записи в реестре контрактов - 1450111312222000015).
В обоснование своих доводов Управление Роспотребнадзора по Курганской области указало следующее:
25.04.2022 г. между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области и Индивидуальным предпринимателем Ташкиным Олегом Ивановичем был заключен Государственный Контракт N 962 от 25.04.2022 г. на оказание услуг по комплексной уборке служебных помещений, территорий, прилегающих к административным зданиям Управления Роспотребнадзора по Курганской области на 2022 год (далее - Контракт).
Заказчиком установлены неоднократные факты неисполнения и ненадлежащего исполнения ИП Ташкиным О.И. обязательств, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктами 1.2 и 3.1 Контракта Исполнитель обязан был приступить к оказанию услуг, предусмотренных Контрактом с 01.05.2022 г., однако в период с 01.05.2022 г. по 01.07.2022 г. не приступал к оказанию услуг на объекте по адресам: г. Куртамыш, пер. Медицинский, 10, г. Шадринск, ул. Луначарского, 20.
В период с 27.06.2022 г. по 30.06.2022 г. Исполнителем не оказывались услуги, предусмотренные в Таблице 1 "Перечень и периодичность выполнения оказания услуг" Технического задания (Приложение N3 к Контракту) на объектах Заказчика, расположенных по адресам: г. Курган, ул. Куйбышева, 46 и ул. К. Мяготина,150 А.
На указанных объектах не производились:
- влажная уборка полов, покрытий и плинтусов кабинетов и помещений
(лестницы, линолеум, плитка бетон), включая мойку расположенных в них раковин;
- удаление локальных загрязнений со стен с влагостойким покрытием;
- протирка дверных блоков (панелей, дверных полотен, ручек, наличников, остекления, входных групп);
- удаление пыли с подоконников;
- протирка зеркал, табличек, стендов;
- удаление пыли и локальных загрязнений с открытых поверхностей шкафов, рабочих столов, тумбочек, стульев и кресел;
- протирка стеклянных поверхностей мебели и перегородок высотой до двух метров;
- вынос мусора в мусорные контейнеры из корзин и бумагоуничтожающих машин;
- смена полиэтиленовых пакетов в корзинах и шредерах.
Информация о невозможности оказания услуг от Исполнителя не поступала.
Вышеизложенные нарушения зафиксированы и отражены в Актах осмотра и приемки оказания услуг по комплексной уборке служебных помещений, территорий, прилегающих к административным зданиям Управления Роспотребнадзора по Курганской области.
В нарушение требований Технического задания (Приложение N3 к Контракту) на объекты Заказчика, расположенные на территории Курганской области, в период с 27.06.2022 г. по 30.06.2022 г. поставка средств гигиены (мыло, туалетная бумага, бумажные полотенца и т.п.) осуществлялась в объемах не позволяющих обеспечить соблюдение норм гигиены. Указанные факты отражены в отчетных документах территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Курганской области.
Согласно пунктам 5.1.1 и 5.1.4 Контракта, Заказчик вправе требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков, осуществлять контроль за качеством, порядком и сроками оказания Услуг.
В соответствии с пунктами 5.2.5-5.2.6 Контракта, Заказчик обязан с момента возникновения права требования, направлять Исполнителю претензионные письма с требованием оплаты неустойки (штрафа, пени), рассчитанных в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта, а также принять необходимые меры по взысканию неустойки (штрафа, пени), вплоть до направления в суд искового заявления с соответствующими требованиями.
В связи с вышеизложенным, Заказчик, руководствуясь требованиями Закона о контрактной системе, Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 г. N 1042 и пунктом 7.4 Контракта, Заказчиком предъявлены требования об уплате неустоек (штрафа).
Факты нарушений подтверждаются претензиями и информационными письмами: от 11.05.2022 г. исх. N45-00-07/09-1921-2022; от 17.05.2022 г. исх. N45-00-07/09-1999-2022; от 27.06.2022 г. исх. N45-00-07/09-2632-2022; от 30.06.2022 г. исх. N45-00-07/09-2685-2022.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь частью 1 статьи 782 ГК РФ, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пунктом 9.8 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 962 от 25.04.2022 г.
На основании вышеизложенного, Управление Роспотребнадзора по Курганской области просит внести сведения об ИП Ташкине О.И. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Курганского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
04.04.2022 г. Заказчиком - Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение N 0143100009522000013 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке зданий и прилегающей территории.
13.04.2022 г. по результатам подведения итогов аукциона в электронной форме в качестве победителя определен ИП Ташкин О.И.
25.04.2022 г. между Управлением Роспотребнадзора по Курганской области и ИП Ташкиным О.И. был заключен Контракт N 962 на оказание услуг по комплексной уборке (клинингу) служебных помещений, территорий, прилегающих к административным зданиям Управления Роспотребнадзора по Курганской области в 2022 году.
Цена контракта 962 от 25.04.2022 г. составляет 604411 рублей 60 копеек.
Комиссией Курганского УФАС России проанализировав положения Контракта, заключенного между Управлением Роспотребнадзора по Курганской области и ИП Ташкиным О.И., отмечает следующее.
Согласно пункту 1.1 Контракта, Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по комплексной уборке (клинингу) служебных помещений, территорий, прилегающих к административным зданиям Управления Роспотребнадзора по Курганской области в 2022 году в объеме, установленном в Спецификации (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В пункте 1.2 перечислены места оказания услуг по адресам Заказчика:
Курганская область, г. Курган, ул. Куйбышева, 46;
Курганская область, г. Курган, ул. К. Мяготина, 150 А;
Курганская область, г. Шадринск, ул. Луначарского, 20;
Курганская область, с. Кетово, ул. Б. Мира, 6;
Курганская область, с. Половинное, ул. Ленина, 11;
Курганская область, г. Шумиха, ул. Спартака, 1;
Курганская область, г. Щучье, ул. Калинина,35;
Курганская область, г. Петухово, ул. Советская, 61;
Курганская область, р.п. Лебяжье, ул. Первомайская, 10;
Курганская область, г. Далматово, ул. Герцена, 12;
Курганская область, г. Катайск, ул. Молодежная, 7;
Курганская область, с. Сафакулево, ул. Больничная, 19;
Курганская область, р.п. Каргаполье, ул. Гагарина, 4;
Курганская область, с. Глядянское, ул. Ленина, 69;
Курганская область, г. Куртамыш, пер. Медицинский, 10;
Курганская область, г. Макушино, ул. Ленина, 70.
Пунктом 1.3 Контракта определено, что оказываемые Исполнителем услуги должны соответствовать требованиям технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, действующих в отношении данного вида услуг, Спецификации (Приложение 1 к Контракту), Техническому заданию (Приложение N 3 к Контракту), условиям Контракта.
Пункт 3.1 Контракта определяет, что срок оказания услуг Исполнителем по Контракту в полном объеме: с 01.05.2022 г. - 31.12.2022 г. (с периодичностью выполнения работ - согласно Приложению N 3 к Контракту).
Разделом 4 Контракта установлен порядок и сроки осуществления приемки услуг.
Так, пункт 4.1 Контракта предусматривает, что приемка оказанных услуг (отдельных этапов) в части соответствия их объема и качества требованиям, установленным в Контракте, производится Заказчиком по окончании срока оказания услуг (либо поэтапно в соответствии с Техническим заданием (Приложение 3 к Контракту).
После завершения оказания услуг (отдельных этапов), предусмотренных Контрактом, Исполнитель письменно уведомляет Заказчика о факте оказания услуг (отдельных этапов) не позднее рабочего дня, следующего за днем завершения оказания услуг (отдельных этапов), предусмотренных Контрактом (пункт 4.2 Контракта).
Рассматриваемым Контрактом в пункте 4.5 предусмотрено, что для приемки результата оказанных услуг Заказчиком может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек. В случае создания приемочной комиссии, приемка результата оказанных услуг осуществляется приемочной комиссией и утверждается Заказчиком.
Для проверки представленных Исполнителем результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании Контрактов, заключенных между Заказчиком и экспертом, экспертной организацией в соответствии с Законом о контрактной системе (пункт 4.6 Контракта).
Пункт 4.7 Контракта прописывает, что по итогам приемки результата оказанных услуг (отдельных этапов) при отсутствии претензий относительно качества услуг, Заказчик подписывает соответствующий акт сдачи-приемки услуг (Приложение 2 к Контракту) в 2 (двух) экземплярах и не позднее дня со дня проверки результатов исполнения Исполнителем обязательств по Контракту Заказчик направляет 1 (один) экземпляр Исполнителю. В случае привлечения эксперта, экспертной организации Заказчик подписывает со своей стороны акт сдачи-приемки услуг (Приложение 2 к Контракту) в 2 (двух) экземплярах на основании полученного от эксперта, экспертной организации соответствующего заключения, и не позднее дня со дня получения соответствующего заключения Заказчик направляет 1 (один) экземпляр Исполнителю. Либо Исполнителю в те же сроки Заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа с указанием выявленных недостатков, необходимых доработок и сроков их устранения, в соответствии со статьей 11 Контракта.
Разделом 5 Контракта предусмотрены права и обязанности сторон, в соответствии с пунктами 5.1.1 - 5.1.5 Заказчик вправе требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков; представления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к Контракту) и Контрактом; запрашивать у Исполнителя информацию о ходе оказываемых услуг; осуществлять контроль за качеством, порядком и сроками оказания услуг; отказаться от приемки результата услуг в случаях, предусмотренных Контрактом и законодательством Российской Федерации, в том числе в случае обнаружения неустранимых недостатков.
Кроме того, в силу пункта 5.1.6 Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения ущерба, если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает услуги настолько медленно, что окончание их к сроку, указанному в Контракте, становится явно невозможным.
В рассматриваемом Контракте предусмотрены и обязанности Заказчика.
Так в силу пункта 5.2.1 Заказчик обязан обеспечить своевременную приемку оказанных услуг и провести экспертизу для проверки представленных Исполнителем результатов оказанных услуг, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта.
Заказчик обязан сообщать в письменной форме Исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг, в течение 3 рабочих дней после обнаружения таких недостатков, согласно пункту 5.2.2 Контракта.
Пункт 5.2.3 Контракта предусматривает, что Заказчик обязан своевременно принять и оплатить надлежащим образом оказанные услуги в соответствии с Контрактом.
Пункт 5.2.4 гласит, что при получении от Исполнителя уведомления о приостановлении оказания Услуг в случае, указанном в подпункте 5.4.5 Контракта, Заказчик обязан рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке продолжения оказания услуг.
В пункте 5.2.8 Контракта прописано, что в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, такое решение не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия этого решения размещается в единой информационной системе и направляется Исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Исполнителя, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Исполнителю. Выполнение Заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Исполнителю указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Исполнителя по его адресу, указанному в Контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в единой информационной системе.
Согласно пунктам 5.3.1 - 5.3.4 Контракта Исполнитель вправе требовать своевременного подписания Заказчиком акта сдачи-приемки услуг по Контракту на основании представленных Исполнителем отчетных документов и при условии истечения срока, указанного в пункте 4.3 Контракта; своевременной оплаты оказанных услуг в соответствии с пунктом 2.9 Контракта; уплаты неустоек (штрафов, пеней) в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней); пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
В силу пунктов 5.4.1 - 5.4.7 Исполнитель обязан: своевременно и надлежащим образом оказать услуги и представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения Контракта; оказать услуги самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту; предоставить по письменному запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта; обеспечить соответствие оказываемых услуг требованиям качества и безопасности, предусмотренным техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, техническими условиями, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, действующими в отношении данного вида услуг, Спецификацией (Приложение 1 к Контракту), условиям Контракта; обеспечить устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке результатов оказанных услуг в установленный срок, за счет собственных сил и средств; приостановить оказание услуг в случае обнаружения не зависящих от Исполнителя обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на годность или прочность результатов оказываемых услуг или создать невозможность их завершения в установленный Контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 2 рабочих дней после приостановления оказания услуг; предоставить обеспечение исполнения Контракта в случаях, установленных Законом о контрактной системе; в течение 1 (одного) рабочего дня информировать Заказчика о случаях невозможности оказать услуги в надлежащем объеме, предусмотренные сроки и надлежащего качества, с указанием причин.
Пункт 5.4.11 Контракта гласит, что в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта такое решение не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Исполнителем подтверждения о его вручении Заказчику. Выполнение Исполнителем требований настоящей части считается надлежащим уведомлением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Исполнителем подтверждения о вручении Заказчику указанного уведомления.
Рассматриваемым Контрактом в пункте 7.1 предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом.
Пункты 9.1, 9.2 Контракта предусматривают, что Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до 31.12.2022 г., но в любом случае до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту в полном объеме.
В пункте 9.4 стороны определили, что Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта;
- по решению суда.
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (пункт 9.8 Контракта).
Кроме того в рассматриваемом Контракте прописано в пункте 9.9, что Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Односторонний отказ Стороны от исполнения Контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе (пункт 9.10 Контракта).
Рассматриваемым документом предусмотрен претензионный порядок разрешения споров, а в пункте 11.3.1 указано, что претензия должна быть направлена в письменном виде. По полученной претензии Сторона должна дать письменный ответ по существу в срок не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней с даты ее получения. Оставление претензии без ответа в установленный срок означает признание требований претензии.
Стороны также предусмотрели порядок переписки между ними, так пункт 12.1 Контракта гласит, что все уведомления Сторон, связанные с исполнением Контракта, направляются в форме электронных документов в соответствии с пунктами 12.7-12.9 Контракта, либо в установленных Контрактом случаях в письменной форме по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Стороны, указанному в Контракте, или с использованием факсимильной связи, электронной почты с последующим представлением оригинала.
Анализируемый Комиссией Курганского УФАС России Контракт имеет следующие приложения:
- Приложение 1 "Спецификация";
- Приложение 2 "Форма акта сдачи-приемки услуг";
- Приложение 3 "Техническое задание".
Пункт 12.7 Контракта предусматривает, что Стороны Контракта осуществляют направление друг другу документов, связанных с исполнением Контракта, (акт приема-передачи, универсальный передаточный документ, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, счет, письма, претензии и другие документы) на бумажном носителе либо в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронные документы), посредством электронного документооборота.
Электронные документы, направленные Сторонами через системы электронного документооборота, имеют равную юридическую силу с документами на бумажных носителях информации, подписанными собственноручными подписями Сторон (пункт 12.8 Контракта).
Комиссией проанализированы и приложения к Контракту N 962 от 25.04.2022 г., так в Спецификации расписаны наименования оказываемых услуг, а именно оказание услуг по комплексной уборке служебных кабинетов и помещений и оказание услуг по комплексной уборке прилегающих к административным зданиям территорий, с приведением площади, на которой каждая из услуг должна быть оказана.
Техническое задание содержит перечисление объектов, где должны быть оказаны услуги и их характеристики (количество окон, площадь помещений и прочее).
Кроме того в Техническом задании прописаны общие требования к услугам, а также требования к качеству, условия оказания услуг, требования к Исполнителю по оказанию услуг по комплексной уборке служебных помещений, территорий, требования при оказании услуг к уборщикам.
Техническое задание также содержит перечень и периодичность выполнения оказания услуг, содержание каждой из услуг.
Исходя из вышеперечисленных пунктов Контракта, Комиссия Курганского УФАС России установила, что его условиями предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения Контракта, как со стороны Заказчика, так и со стороны Исполнителя.
Исходя из фактических обстоятельств дела, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в материалы дела сторонами представлена переписка, касающаяся исполнения принятых на себя обязательств, которая свидетельствует о том, что между Управлением Роспотребнадзора по Курганской области и ИП Ташкиным О.И. имеется гражданско-правовой спор, который не урегулирован ими в досудебном порядке.
Данный вывод Комиссии основывается на следующем.
Как следует из Решения Заказчика от одностороннем отказе от исполнения Контракта N 962 от 04.07.2022 г. в нарушение пунктов 1.2 и 3.1 Контракта Исполнитель не приступил к оказанию услуг в период с 01.05.2022 г. по 01.07.2022 г. по адресам: г. Куртамыш, пер. Медицинский, 10, г. Шадринск, ул. Луначарского, 20, в период с 27.06.2022 г. по 30.06.2022 г. Исполнителем не оказывались услуги, предусмотренные в Таблице 1 "Перечень и периодичность выполнения оказания услуг" Технического задания (Приложение N3 к Контракту) на объектах Заказчика, расположенных по адресам: г. Курган, ул. Куйбышева, 46 и ул. К. Мяготина,150 А.
Данные нарушения зафиксированы представителями Заказчика и отражены в Актах осмотра и приемки оказания услуг по комплексной уборке служебных помещений, территорий, прилегающих к административным зданиям Управления Роспотребнадзора по Курганской области (копии имеются в материалах дела).
Также Заказчик указывает, что в нарушение требований Технического задания, являющегося согласно пункту 12.6 его неотъемлемой частью, на объекты Заказчика, расположенные на территории Курганской области, в период с 27.06.2022 г. по 30.06.2022 г. поставка средств гигиены (мыло, туалетная бумага, бумажные полотенца и т.п.) осуществлялась в объемах не позволяющих обеспечить соблюдение норм гигиены. Указанные факты отражены в отчетных документах территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Курганской области (копии имеются в материалах дела).
Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что согласно пунктам 5.1.1 и 5.1.4 Контракта, Заказчик вправе требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков, осуществлять контроль за качеством, порядком и сроками оказания Услуг.
Вместе с тем, как следует из пояснений ИП Ташкина О.И. за весь период действия Контракта представители Заказчика препятствовали оказанию услуг по уборке помещений.
Свою позицию Исполнитель подтверждает направлением писем в адрес Заказчика (исх. N 68 от 02.06.2022 г., N 80 от 07.06.2022 г., N 85 от 13.06.2022 г., N 89 от 22.06.2022 г.).
Кроме того, на адрес электронной почты Заказчика были направлены акт N 2 от 07.06.2022 г., из содержания которого следует, что комиссией в составе менеджера и третьего, незаинтересованного лица в ходе проверки оказания услуг по Контракту N 962 от 25.04.2022 г. по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, 46, установлено, что сотрудники Заказчика препятствуют оказанию услуг - "говорят, что им не нравится инвентарь, моющие и расходные материалы не устраивают".
В материалы дела представлен акт N 3 от 13.06.2022 г. из содержания, которого следует, что комиссией в составе менеджера и третьего, незаинтересованного лица в ходе проверки оказания услуг по Контракту N 962 от 25.04.2022 г. по адресу: г. Шадринск, ул. Луначарского, 20, установлено, что сотрудники Заказчика препятствуют оказанию услуг - "до уборки помещений не допускают без присутствия менеджера".
В материалы дела представлен акт N 4 от 22.06.2022 г. из содержания, которого следует, что комиссией в составе менеджера и третьего, незаинтересованного лица в ходе проверки оказания услуг по Контракту N 962 от 25.04.2022 г. по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, 46, установлено, что сотрудники Заказчика "не дают в полном объеме выполнить услуги по уборке, не предоставляют доступ в некоторые помещения".
Комиссией установлено, что вышеназванные документы направлены в адрес Заказчика посредством электронной почты, указанной в Контракте (скриншоты имеются в материалах дела).
Исходя из положений пунктов 12.7, 12.8 Контракта ведение документооборота посредством электронной почты является допустимым способ переписки между Сторонами.
Как следует из пояснений Исполнителя, поскольку Исполнителем направлялись письменные обращения о необходимости переговоров и содействия со стороны Заказчика, но данные письма были проигнорированы Заказчиком и оставлены без ответа, Исполнителем 24.06.2022 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 962 от 25.04.2022 г., в соответствии с частью 19 статьи Закона о контрактной системе, а также частью 2 статьи 782 ГК РФ.
Из пояснений ИП Ташкина О.И. следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта с Заказчиком было направлено в адрес последнего посредством почтового отправления Спецсвязь экспресс, согласно реестру отслеживания отправлений данное решение было получено Заказчиком 01.07.2022 г., данный факт представителем Заказчика в ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России не опровергался, более того, представитель Заказчика также представил заверенную копию вышеназванного решения Исполнителя с оттиском входящего штампа Управления Роспотребнадзора по Курганской области (вх. N 45-5240-2022 от 01.07.2022 г.).
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России пояснил, что Заказчик с данным решением не согласен и 04.07.2022 г. (исх. N 45-00-07/09-2725--2022) Управление Роспотребнадзора по Курганской области направило ответ в адрес ИП Ташкина О.И., в котором указано, что письма и акты Исполнителя, перечисленные в решении, посредством способов связи, определенных в пунктах 12.1, 12.7-12.9 Контракта Заказчику не поступали.
Кроме того, Заказчик указывает, что доступ сотрудникам Исполнителя обеспечен, однако, "по информации сотрудников, осуществляющих оказание клининговых услуг на объектах, Исполнитель "не предоставляет инвентарь и моющие средств"".
Заказчик пишет, что считает решение N 98 Исполнителя необоснованным, что объективные причины препятствующие исполнению обязательств со стороны Исполнителя, отсутствуют.
Вместе с тем, как пояснил представитель Заказчика, данное решение Исполнителя от 24.06.2022 г. в судебном порядке Заказчиком не обжаловалось.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что на момент рассмотрения обращения Заказчика о включении информации об ИП Ташкине О.И. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) вышеназванное решением Исполнителя не является предметом рассмотрения в судебном порядке.
Проанализировав все документы и сведения, пояснения сторон и фактические обстоятельства рассматриваемого дела, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 9.4 Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании пункта 9.8. Контракта, Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из представленных Заказчиком документов, 04.07.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 962 от 25.04.2022 г.
05.07.2022 г. Заказчиком направлено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в адрес ИП Ташкина О.И. по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Исполнителя, определенному в Контракте, а также посредством электронной почты.
Указанное решение 05.07.2022 г. размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления Исполнителя является - 05.07.2022 г.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу 16.07.2022 г.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Курганского УФАС России решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 962 от 25.04.2022 г. Исполнитель принял 24.06.2022 г.
Датой надлежащего уведомления Заказчика является 01.07.2022 г., поскольку данное решение не обжаловано Заказчиком в судебном порядке и не отменено Исполнителем, датой вступления его в законную силу является - 14.07.2022 г.
Таким образом, Решение Исполнителя об отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу ранее решения Заказчика, Контракт считается расторгнутым по решению Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 962.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с положениями части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Курганского УФАС России в установленный законом срок - 20.07.2022 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении Контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения Контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий Контракта.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с частью 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно части 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
Комиссия отмечает, что согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России, отмечает, что в силу положений части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая гласит, что с 1 января до 1 июля 2022 года положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, не применяются.
На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что поскольку И Ташкиным О.И. решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 24.06.2022 г., положения части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в данном случае не применяются, порядок направления решения Исполнителем соблюден.
Изучив представленные сторонами документы, Комиссия Курганского УФАС установила, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 962 от 25.04.2022 г. вступило в законную силу после того, как Контракт был расторгнут по инициативе Исполнителя.
В рассматриваемом случае, Комиссия считает необходимым отметить, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Исполнителя, направленном на намеренный срыв исполнения Контракта. Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Более того, наличие подобных разногласий свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
С момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа Заказчика либо Исполнителя от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной законом во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным Законом.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа сторон от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора, по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Исходя из прямого толкования части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На момент вступления в законную силу Решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, обязательства сторон по Контракту были прекращены, а Контракт прекратил свое действие в связи с вступлением в законную силу решения Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
При таких обстоятельствах, оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации в отношении ИП Ташкина О.И. у Комиссии Курганского УФАС России не имеется.
Кроме того, в силу положений пункта 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия Курганского УФАС России, отмечает, что в рассматриваемом случае имеются подтверждения того, что Исполнителем были предприняты меры для надлежащего исполнения принятых на себя обязательств, поскольку согласно сведениям, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком были приняты и фактически оплачены без штрафов и пени услуги на сумму 60 551,45 рублей, сам факт того, что Исполнитель приступил к оказанию услуг Заказчику представителем Управления Роспотребнадзора по Курганской области не отрицался.
Причины, которые могли послужить, основанием для оказания услуг не в полном объеме и не по всем адресам Заказчика, по мнению Комиссии, находятся в поле гражданско-правовых отношений сторон.
Таким образом, на основании частей 2, 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, информация об ИП Ташкине О.И. не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами N 1078, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 г. N 1576, приказом ФАС России от 27.08.2007 г. N 267,
РЕШИЛА:
Информацию в отношении Индивидуального предпринимателя Ташкина Олега Ивановича (ИНН 615018574600) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11ст.104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Иванова
Члены Комиссии: И.М. Стрижова
М.П. Чеботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.