Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством плагина "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО "МД-Консалтинг" на действия заказчика Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности Администрации города Тобольска при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ликвидации свалок отходов на территории города Тобольска (объем 2758 тонн) (реестровый номер закупки 0167300000822000202),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 27.07.2022 поступила жалоба ООО "МД-Консалтинг" на действия заказчика Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности Администрации города Тобольска при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ликвидации свалок отходов на территории города Тобольска (объем 2758 тонн).
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Первый довод. Заказчиком объект закупки неправомерно отнесен к коду ОКПД2 - 81.29.13.000 "Услуги санитарно-гигиенические прочие", поскольку по мнению заявителя, объект закупки относится к общему коду ОКПД2 - 38 "Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья", что в свою очередь повлияло на неправильно выбранный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в данном случае, проводится открытый конкурс в электронной форме, вместо электронного аукциона.
Второй довод. По мнению заявителя в извещении об осуществлении закупки неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности.
Заказчиком и уполномоченным органом представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление закупок Администрации города Тобольска являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ликвидации свалок отходов на территории города Тобольска (объем 2758 тонн), с начальной (максимальной) цена контракта 8 862 313,20 рублей, в интересах заказчика Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности Администрации города Тобольска.
По первому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.
Частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень), при этом, в указанный перечень включен общий код ОКПД 2 - 38 "Услуги по сбору, обработке и удалению отходов; услуги по утилизации отходов".
Учитывая, что вышеуказанный Перечень содержит наименования объектов закупок, кодов ОКПД 2, заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки применительно к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки и области применения закупаемых товаров (работ, услуг).
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода ОКПД 2.
Вместе с тем, не допускается выбор заказчиком кода ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода, поскольку в силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены следующие понятия:
- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
- обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
- удаление (обезвреживание отходов) - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно был определен код 81.29.13.000 "Услуги санитарно-гигиенические прочие", по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения закупаемых товаров (работ, услуг).
При этом, согласно пункту 2 приложения N 1 к извещению об осуществлении закупки подрядчик обеспечивает сбор, погрузку и транспортировку отходов техникой и рабочей силой в количестве, достаточном для вывоза объемов, определенных техническим заданием.
Согласно локальным-сметным расчетам (приложение N 3 к извещению об осуществлении закупки) (далее - ЛСР) подрядчику надлежит выполнить следующие работы: уборка строительного мусора, погрузо-разгрузочные работы, перевозка грузов автомобилями-самосвалами, утилизация.
Довод заявителя о том, что объект закупки должен быть отнесен к коду ОКПД 2 - 38 "Услуги по сбору, обработке и удалению отходов; услуги по утилизации отходов" по мнению Комиссии Тюменского УФАС России является несостоятельным, поскольку при выполнении работ по ликвидации свалок отходов на территории города Тобольска подрядчиком не осуществляются работы по обработке и удалению отходов, что прямо следует из содержания ЛСР и технического задания (приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки). Кроме того, код группы ОКПД 2 - 38 не содержит услуг по транспортированию отходов, являющихся одним из основных видов выполнения работ по данной закупке.
Вышеизложенное указывает на то, что заказчиком правильно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде открытого конкурса в электронной форме.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
По второму доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности относится к лицензируемому виду деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" установлен порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами). Деятельность в области обращения с отходами составляют работы по перечню согласно приложению к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании и размещению отходов I-IV классов опасности.
Представитель заказчика пояснил, что на указанные в извещении об осуществлении закупки объекты у заказчика имеются паспорта оформленные в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности" с IV классом опасности. Указанные документы будут предоставлены исполнителю после заключения контракта. При этом, в случае выявления отходов иных классов при фактическом выполнении работ, согласно статье 716 ГК РФ исполнитель приостановит работы, а заказчик, сделает паспорта.
С учетом изложенного заказчик при проведении данной закупки должен был установить требование в соответствии со статьёй 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии.
Как установлено Комиссией Тюменского УФАС России заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии требованиями Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать необоснованным.
С учетом изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" на действия заказчика Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности Администрации города Тобольска при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ликвидации свалок отходов на территории города Тобольска (объем 2758 тонн) (реестровый номер закупки 0167300000822000202) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 августа 2022 г. N 072/06/44/125/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2022