Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ИП Тужина С.В. (вх. 10937) от 25.07.2022 года на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Кигинская центральная районная больница при осуществлении закупки N 0301300002122000029 "Поставка медицинских изделий: перчатки".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком и Уполномоченным учреждением была представлена информация по электронному аукциону N 0301300002122000029.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что наличие требований по п.1-7,8,10 Технического задания в регистрационном удостоверении нарушают нормы Закона о контрактной системе.
На заседании комиссии было установлено, что по позиции N 10 Описания объекта закупки (Технического задания) к поставке требуются "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные. Для операций, где риск инфицирования хирурга либо механического повреждения перчаток достаточно высок, неопудренные для снижения риска развития контактного дерматита. Состоят из комплекта, который содержит 2 пары (4 штуки) стерильных перчаток в одной стерильной упаковке для одномоментного использования в системе индикации проколов при работе с пациентами группы риска и повышенной вероятности инфицирования. Информация о медицинском изделии, в том числе об индикации прокола, в регистрационном удостоверении РЗН должна позволять осуществлять однозначную идентификацию медицинского изделия".
По позиции N 6 Описания объекта закупки (Технического задания) указано:
"Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные. Информация о наличие внутреннего и внешнего антиаллергенного покрытия, а также наличие увлажнителя, преимущественно Алоэ Вера, (указать), должна быть указана на упаковке и/или в Регистрационном удостоверении для однозначной идентификации медицинского изделия".
По позиции N 8 Описания объекта закупки (Технического задания) указано: "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, стерильные. Информация о медицинском изделии, в том числе информация о длине, в регистрационном удостоверении РЗН должна позволять осуществлять однозначную идентификацию медицинского изделия для однозначной идентификации медицинского изделия".
По позиции N 10 Описания объекта закупки (Технического задания) указано:
"Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные. Информация о медицинском изделии, в том числе об индикации прокола, в регистрационном удостоверении РЗН должна позволять осуществлять однозначную идентификацию медицинского изделия".
По позициям N 1-7 Описания объекта закупки (Технического задания) указано: "Информация о медицинском изделии в регистрационном удостоверении РЗН должна позволять осуществлять однозначную идентификацию медицинского изделия".
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Так, например, по п.6 требований Технического задания указано: Информация о наличие внутреннего и внешнего антиаллергенного покрытия, а также наличие увлажнителя, преимущественно Алоэ Вера, (указать), должна быть указана на упаковке и/или в Регистрационном удостоверении, для однозначной идентификации медицинского изделия.
Вместе с тем, в жалобе Заявитель указывает: Согласно пункту 56 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" в регистрационном удостоверении указываются следующие сведения:
а) наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению);
б) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер;
в) в отношении лица, на имя которого выдано регистрационное удостоверение, - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица и адрес места его нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;
г) в отношении производителя (изготовителя) - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и адрес места нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;
д) место производства медицинского изделия;
е) номер регистрационного досье;
з) класс потенциального риска применения медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации;
и) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Данный перечень является закрытым. Внесение иных сведений в регистрационное удостоверение не предусмотрено. При этом в наименовании медицинского изделия данная информация включается исключительно по усмотрению производителя.
Таким образом, включение в описание объекта закупки требований о наличии определенных характеристик в Регистрационных удостоверениях нарушают нормы Закона о контрактной системе.
Следовательно, в действиях Заказчика устанавливается нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в жалобе указывает, что п.9 требований Технического задания нарушают положения действующего законодательства.
На заседании комиссии было установлено, что Заказчику требуется:
9.Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные
|
Соответствие КТРУ 22.19.60.113-00000001 Стерильное изделие из натурального латекса, которое используется как защитный барьер на руках медицинского работника в хирургическом поле; внутренняя поверхность неопудрена, перчатки не обладают антибактериальными свойствами. Перчатки используются в основном как двухсторонний барьер для защиты пациента и медперсонала от различных загрязнений микроорганизмами. Имеют соответствующие характеристики по тактильности и комфортности применения и должны иметь соответствующие физические свойства (например, прочность на растяжение, эластичность) и однотипные размеры. Изделие имеет анатомическую форму, что предотвращает преждевременную усталость руки при длительных операциях. Использована специальная интенсивная технология очистки - хирургические перчатки производятся с минимальным содержанием протеинов и аллергенов, снижая тем самым риск раздражения. Поверхность перчатки полностью текстурирована и обеспечивает надежный захват медицинских инструментов. Прочная манжета, с закатанным вовнутрь валиком, обеспечивает отличное облегание при этом не сдавливая запястье. Перчатки должны соответствовать и быть маркированы в соответствии с ГОСТ Р 52238-2004. Материал: натуральный латекс Обработка внутренней поверхности перчатки: хлоринация Длина перчатки 6олее 340 мм и не 6олее 380 мм при манипуляциях, требующих стерильности, не относящихся к акушерству и гинекологии, для дополнительной усиленной защиты предплечья до локтевого сгиба. Установление верхнего предела длины перчаток обусловлено тем, что перчатки большей длины будут передавливать локтевой сустав или плечо, и способствовать парастезиям и онемению руки. Толщина одной стенки в ладони (центр), мм: не менее 0,13 Толщина одной стенки в пальце (13_3 мм от вершины среднего пальца), мм: 6олее 0,14 и менее 0,20 Ширина ладони должна быть: для размера 6.0 - 77 _ 5 мм, для размера 6.5 - 83 _ 5 мм, для размера 7.0 - 89 _ 5 мм, для размера 7.5 - 95 _ 5 мм, для размера 8.0 - 102 _ 6 мм, для размера 8.5 - 108 _ 6 мм. Прочность при растяжении (МПа): до старения - минимально 24 МПа; после старения - минимально 18 МПа. Удлинение к разрыву: до старения - минимально 750%; после старения -минимально 560%. Перчатки должны быть упакованы в индивидуальную двойную (внутреннюю и внешнюю) упаковку. Внутренняя индивидуальная упаковка имеет четкую маркировку, включающую в себя: размер обозначение "левая" (Л), "правая" (П). Приемлемый уровень качества (AQL): не 6олее 1,5. Перчатки должны быть стерильными, метод стерилизации преимущественно - газовый. Класс потенциального риска: не ниже 2а для возможности работы с поврежденной кожей и ранами в соответствии с регистрационным удостоверением РЗН. Информация о материалах изготовления и соответствие ГОСТ Р 52238-2004 должна быть указана на упаковке изделия для однозначной идентификации при приемке товара. Информация о длине должна быть указана на упаковке и/или в Регистрационном удостоверении, для однозначной идентификации медицинского изделия. Информация о медицинском изделии в регистрационном удостоверении РЗН должна позволять осуществлять однозначную идентификацию медицинского изделия. Для проверки регистрации заявляемого изделия на территории России указать номер и дату выдачи регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Срок годности: не менее 5 лет. Срок годности на дату поставки: не менее 18 месяцев. Размер по заявке заказчика |
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пояснениям Заказчика: "Требования к техническим параметрам, в том числе к весу, к цвету, к длине, к ширине и т.д. не нарушают положений каких-либо стандартов, регламентов или иных нормативных документов, предоставляя участнику закупки вариативность в выборе товара. В ГОСТе указаны общие положения и минимальные значения, соответственно требование к длине Заказчик вправе установить в соответствие со спецификой применения и является обязательным для Заказчика. Выбор диапазона длины перчатки обусловлен спецификой использования и анатомической особенностью специалиста, работающего в данных перчатках. Длина перчатки более 340 мм и не более 380 мм необходима при манипуляциях, требующих стерильности, и глубоких полостных операций, а также при работе с пациентами с повышенным показателем ИМТ, не относящихся к акушерству и гинекологии, для дополнительной усиленной защиты предплечья до локтевого сгиба. Установление верхнего предела длины перчаток обусловлено тем, что перчатки большей длины будут передавливать локтевой сустав или плечо, и способствовать парастезиям и онемению руки. Исходя из пояснений, очевидно, что Заказчику необходима удлинённая манжета, не переходящая в область акушерства, с целью экономии бюджетных средств и удобства использования. Перчатки с запрашиваемыми Заказчиком характеристиками наиболее полно отвечают его потребностям. Такие перчатки широко используется в учреждениях на всей территории России. Основной целью Закона является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определённых, установленных этим законом ограничений".
Согласно п. 6 постановления Правительства N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией установлено, что Заказчик указал характеристики по п. 9 Технического задания в соответствии с КТРУ 22.19.60.113-00000001. В качестве обоснования в Техническом задании указано "Длина перчатки 6олее 340 мм и не 6олее 380 мм при манипуляциях, требующих стерильности, не относящихся к акушерству и гинекологии, для дополнительной усиленной защиты предплечья до локтевого сгиба. Установление верхнего предела длины перчаток обусловлено тем, что перчатки большей длины будут передавливать локтевой сустав или плечо, и способствовать парастезиям и онемению руки".
Следовательно, Заказчик вправе установить требования к поставляемым товарам таким образом, чтобы они соответствовали его потребностям.
Довод признается необоснованным.
Жалоба признается частично обоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясьст.99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тужиной С.В. частично обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.