Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 2 августа 2022 г. N ТО002/06/106-1353/2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ИП Каримова Л.М. (вх. 11090) от 27.07.2022 года на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Башкирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации при осуществлении закупки N 0301100049622000311 "Поставка медицинских изделий для отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения Клиники БГМУ".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0301100049622000311.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что по позиции 1 Технического задания установлены противоречивые требования, которые соответствуют товару единственного производителя, а именно только кардиомонитор, имплантируемый с функцией детекции фибрилляции предсердий варианты исполнения: Confirm Rx (модель: DM3500) Производитель: "Сент Джуд Медикал, Кардиак Ритм Менеджмент Дивижн. По позиции 3 Технического задания установлены противоречивые требования, которые соответствуют товару единственного производителя, а именно электрокардиостимулятор имплантируемый с принадлежностями варианты исполнения: 1. Endurity Core PM1152. Производитель: "Сент Джуд Медикал Кардиак Ритм Менеджмент Дивижн". По позиции 12 Технического задания установлены противоречивые требования, которые соответствуют товару единственного производителя, а именно электрокардиостимулятор имплантируемый Esprit с принадлежностями варианты исполнения: 1. Esprit DR Производитель: "МайкроПорт СиАрЭм С.р.л.".
В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п.5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пояснениям Заказчика: "описание изделий медицинского назначения для отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения Клиники БГМУ, содержит, в том числе, дополнительные параметры, не предусмотренные соответствующими позициями КТРУ, с обоснованием необходимости их использования. Обоснование применения дополнительной информации в техническом задании Заказчиком было размещено. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. В зависимости от своих потребностей Заказчик в описание объекта закупки вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. На сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. Задачей Заказчика при проведении закупки является, в первую очередь, удовлетворение собственных потребностей. Кроме того, Заказчик не обязан в силу положений Закона о контрактной системе формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы указанным в нем параметрам соответствовал товар различных производителей. Указание Заказчиком на необходимость поставки медицинского изделия с установленными характеристиками обусловлено спецификой назначения и способа его применения. Указанная выше позиция также подтверждается сложившейся судебной практикой. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 07.10.2021 по делу N А21-6250/2021, вступившим законную силу, оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2022 N 13АП-38073/2021, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.05.2022 N Ф07-3513/2022, установлено следующее: "При описании объекта закупки Заказчик исходил из того, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на жизнь и здоровье пациента, Установление требований к медицинским изделиям обусловлено достижением наилучшего терапевтического эффекта и исключение негативных реакций и отрицательных последствий для пациентов". В соответствии со статьей 34 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Техническая часть извещения подготовлена с учетом специфической потребности заказчика - медицинского учреждения с учетом особенностей конкретных пациентов и клинической картины их заболевания, а также с учетом принципов доказательной медицины. Доказательная медицина - это использование результатов лучших клинических исследовании* для выбора лечения конкретного пациента, интеграция лучших научных доказательств с клиническим опытом и ожиданиями пациентов, надлежащее, последовательное и осмысленное использование современных наилучших доказательств (результатов клинических исследований) в процессе принятия решений о состоянии здоровья и лечении пациента. Требования, установленные к закупаемым расходным материалам в Технической части, обусловлены потребностью Учреждения на основе терапии, предусмотренной лечащими врачами, в целях достижения максимально возможного терапевтического эффекта при достижении оптимальных значений эффективности проведения процедуры аритмологии. Таким образом, технические характеристики выбраны Заказчиком исходя из необходимости максимального обеспечения безопасности пациентов при проведении процедуры аритмологии, сохранения жизни и здоровья пациентов, переносящих указанную операцию. Учитывая, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий. Отдельно необходимо отметить, что отделение рентгенохирургии Заказчика выполняет высокотехнологичные операции на сосудах сердца при лечении острых, неотложных состояний, таких как инфаркт миокарда, являющимся социально значимым заболеванием. Выбор необходимого инструмента производится с учетом принципов доказательной медицины, опираясь на данные клинических исследований с одной стороны, а также с учетом практики, навыков, опыта оперирующих хирургов с другой стороны, и при этом соблюдая нормы антимонопольного законодательства РФ. 3. Действующее законодательство не возлагает на Заказчика обязанности при определении характеристик закупаемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим: типам, видам, моделям товара или закупать товар, отдельные компоненты которого который производится не менее чем двумя производителями. Отсутствие у каких-либо лиц (в данном случае у Заявителя), заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить интересующий Заказчика товар, соответствующий его потребностям, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки. Требование в техническом здании к имплантируемому кардиомонитору - возможность подключения к смартфону пациента через защищенный канал Bluetooth и соответственно передача диагностических данных в систему удаленного мониторинга через смартфон пациента обусловлено текущими потребностями клиники. Во-первых, мобильные приложения с возможностью передачи данных через персональные смартфоны позволяют добиться большей комплаентности пациентов с имплантированными устройствами. Имплантируемые петлевые регистраторы (НИР), использующие технологию BluetoothR для связи с мобильными телефонами, активно используются. В недавно проведенном исследовании реальной клинический практики с использованием НИР с передачей данных через мобильное приложение телефона, участвовало 5666 американских пациентов. 97% пациентов, зарегистрировали свое приложение для пациентов, а 92% передали самостоятельно данные хотя бы один раз. Среди тех, кто использовал удаленный мониторинг (возраст 66 15 лет; 49% женщины), подключение происходило каждые 1,5 (1,2; 2,4) дня или 4,7 раза в неделю. Симптомы, о которых сообщал пациент, передавались в сеть мониторинга (сеть для оценки данных авторизированным медицинским персоналом) в течение короткого промежутка времени - 2,9 (2,1; 3,8) минут после начала передачи события и оценивались врачом в течение 0,9 (0,4; 3,1) дня, в то время как эпизоды, обнаруженные устройством, передавались в течение 18,5 (11,2; 36,5) часов, а затем изучались медицинским персоналом в течение 0,8 (0,3; 2,5) дней. Данное исследование продемонстрировало отличную приверженность (комплаентность) пациентов к удаленному мониторингу и взаимодействию с мобильными приложениями на основе смартфонов, обеспечивающих связь с НИР (Tilz R. R., 2021). Во-вторых, авторы другого проспективного рандомизированного клинического исследования, сравнивающего точность определения аритмии с помощью кардиомонитора с возможностью передачи данных через мобильное приложение и без такой возможности с включением 142 пациентов и рандомизацией 1:1 пришли к выводу, что реализация данной технологии связана с более коротким временем передачи данных, более коротким интервалом времени по диагностике истинных событий и более частым обнаружением событий, т.е. выше % пациентов с диагностированными нарушениями ритма за 6 месяцев наблюдения (P = 0.006) (Ip J., 2020). В заключение требование в техническом здании к имплантируемому кардиомонитору - возможность подключения к смартфону пациента через защищенный канал Bluetooth и соответственно передача диагностических данных в систему удаленного мониторинга через смартфон пациента, с одной стороны, обоснованно позволяет добиться улучшения приверженности пациента к динамическому наблюдению и назначенному лечению. С другой стороны, позволяет сократить время постановки диагноза и принятия клинического решения врачами. Требование в техническом задании по ограничению веса устройства (кардиостимулятора) не является ограничивающим участие других производителей устройств, так как на основании ряда исследований обнаружена взаимосвязь с частотой развития послеоперационных осложнений (пролежней) с размером, формой и массой имплантата. Чем меньше масса и физиологичнее форма имплантируемого устройства, тем меньше частота развития пролежней. Современные кардиостимуляторы являются технически сложными устройствами, которые созданы для лечения медленных нарушений ритма сердца и улучшения качества жизни пациентов. Однако, с точки зрения клинициста, для кардиостимулятора важно иметь не только полный набор функций и алгоритмов для коррекции брадикардий, но также иметь небольшие габариты для минимизации пери- и постоперационных осложнений. Это особенно важно для тех пациентов, которые не имеют достаточно развитых слоев подкожно-жировой клетчатки и/или мышц. Избыточные габариты устройства в этом случае часто могут перевести к перетиранию кожных покровов о корпус кардиостимулятора, что ведет к развитию пролежней и гнойно-септических осложнений. Учитывая тенденции к старению населения, количество таких пациентов ежегодно увеличивается, что приводит к повышенному риску развития подобных осложнений. Профилактика таких осложнений является важной задачей современной аритмологии. Одним из способов профилактики является выбор устройств с минимальными габаритами, так как в этом случае риск развития пролежней, а также болевых ощущений со стороны пациента, уменьшается. Таким образом выбор устройств с наименьшими габаритами продиктован современными потребностями медицинского учреждения. Указанное в описании объекта закупки обоснование особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы медицинским учреждениям с учетом специфики использования такого товара не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (письмо Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5 и Обзор судебной практики от 28.06.2017). Системное толкование приведенных нормативных положений обязывает к следующему выводу: при формировании документации о закупке заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, при описании объекта закупки заказчику надлежит таким образом прописать требования к закупаемым товарам (работам, услугам), чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара (работы, услуги) именно с такими характеристиками, которые ему объективно необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При описании объекта закупки Учреждением в Техническом задании в целях необходимости обеспечения необходимого терапевтического эффекта приведено соответствующее обоснование необходимости именно такого медицинского оборудования. Означенное обоснование особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы медицинским учреждениям с учетом специфики использования такого товара не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (письмо Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5 и Обзор судебной практики от 28.06.2017).
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений п. 1 ст. 1 Закона о Контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Системное толкование приведенных нормативных положений обязывает к следующему выводу: при формировании документации о закупке заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, при описании объекта закупки заказчику надлежит таким образом прописать требования к закупаемым товарам (работам, услугам), чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара (работы, услуги) именно с такими характеристиками, которые ему объективно необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Как пояснял заказчик, необходимые медицинскому учреждению характеристики объекта закупки формировались на основании клинических данных с учетом особенностей конкретных пациентов, обусловлены потребностью Учреждения на основе терапии, предусмотренной лечащими врачами, в целях достижения максимально возможного терапевтического эффекта при достижении оптимальных значений эффективности проведения процедуры, а также максимального исключения нежелательных последствий для пациентов.
Следует согласиться с выводами судов о том, что при описании объекта закупки Учреждением в Техническом задании в целях необходимости обеспечения необходимого терапевтического эффекта приведено соответствующее обоснование необходимости именно такого медицинского оборудования.
Означенное обоснование особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы медицинским учреждениям с учетом специфики использования такого товара не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (письмо Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5 и Обзор судебной практики от 28.06.2017).
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений п. 1 ст. 1 Закона о Контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки, поскольку объектом закупки является поставка товара, а не его производство (т.е. Общество не было лишено возможности закупить и поставить заказчику необходимый ему товар).
Во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе жалобы потенциальных участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количество участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара соответствующего потребностям заказчика.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в извещение особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в извещение требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
На участие в электронном аукционе поданы 3 заявки.
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС нарушений Закона о контрактной системе не установила.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясьст.99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Каримова Л.М. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 5 апреля 2013 г. N ТО002/06/106-1353/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2022