Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградская областная клиническая больница
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области
от Заявителя - ООО "01-Сервис"
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 9432 от 21.07.2022) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса на оказание услуг по техническому обслуживанию, планово-предупредительному и аварийно-восстановительному ремонту систем автоматической противопожарной защиты и охранной сигнализации.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 393 000,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащих требований к участникам закупки. По мнению Заявителя, Заказчиком предусмотрены ненадлежащие требования к исполнителю требуемых работ.
Комиссия установила, что разделом 3 описания объекта закупки определены требования к исполнителю, в соответствии с которыми:
"3.1. Наличие у Исполнителя действующей лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на следующие виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности, а именно:
3.1.1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3.1.2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3.1.3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3.2. Наличие у Исполнителя оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности и необходимых для осуществления деятельности согласно настоящему Описанию объекта закупки.
3.3. Соответствие сотрудников Исполнителя требованиям п. 4 "Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", (Постановление Правительства РФ от 28 июля 2020 г. N 1128), а именно:
3.3.1. Наличие высшего или среднего профессионального образования в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности;
3.3.2. Наличие минимального стажа работы в области лицензируемой деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не менее, чем 3 года.
3.3.3. Прохождение сотрудниками, выполняющими работы по техническому обслуживанию, планово-предупредительному и аварийно-восстановительному ремонту на Объекте, не реже 1 раза в 5 лет обучения в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам) по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - повышения квалификации рабочих и служащих.
3.3.4. Наличие у сотрудников Исполнителя, выполняющих работы по ТО, ППР и АВР, следующих документов:
3.3.4.1. Удостоверений по электробезопасности в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 15.12.2020 года N 903н.
3.3.4.2. Удостоверений о проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 года N 1/29, Приложение 2 (в действующей редакции).
3.3.4.3. Удостоверений на право производства работ на высоте в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 16.11.2020 года N 782н.
3.4. Привлечение к оказанию услуг при исполнении п. 7.1 настоящего Описания объекта закупки, разработке исполнительной документации на обслуживаемые системы, предусмотренные п.6 настоящего Описания объекта закупки, а в случае выявления на Объекте изменений архитектурно-планировочных решений, замены оборудования, выслужившего установленный срок службы и т.д. - также и при оценке необходимости внесения изменений в проектную документацию, определению состава таких изменений, лиц, обладающих необходимыми и достаточными знаниями в области указанных видов услуг, в том числе соответствующих следующим критериям:
3.4.1. Членство организации разработчика проектной документации в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования;
3.4.2. Наличие специалиста ответственного за подготовку проектной документации включенного в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.
3.4.3. Наличие специалиста по организации архитектурно-строительного проектирования (главного инженера проекта).
3.4.4. Наличие у сотрудников организации разработчика проектной документации высшего или среднего образования;
3.4.5. Наличие минимального стажа работы в области проектирования систем противопожарной защиты: для главного инженера проектов - не менее 5 лет; для остальных специалистов - не менее 3 лет.
3.4.6. Прохождение сотрудниками, выполняющими работы по проектированию систем противопожарной защиты на Объекте, не реже 1 раза в 5 лет обучения в области осуществляемой деятельности применительно к оказываемым услугам по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - повышения квалификации рабочих и служащих.
3.5. Исполнитель должен быть аккредитован производителем установленного на объекте оборудования АУПС и уполномочен им осуществлять следующие виды работ:
3.5.1. пусконаладка,
3.5.2. техническое обслуживание.
3.6. Способ подачи заявки Заказчиком Исполнителю на выполнение внеплановых работ: по телефону с дублированием по электронной почте.
3.7. При оказании услуг необходимо применять современные запасные части, материалы, оборудование и другие установочные изделия.
3.8. Исполнитель несёт ответственность за сохранность всех поставленных для реализации контракта материалов и оборудования.
3.9. Исполнитель имеет подменный фонд оборудования для оперативного восстановления вышедших из строя систем. Подменный фонд формируется и хранится на складе Исполнителя, либо по согласованности с Заказчиком - на территории Заказчика. Подменный фонд должен составлять не менее 10% от общего количества каждой единицы оборудования и материалов, представленных в ведомости Заказчика".
По мнению Заявителя, установление требований к исполнителю о наличии членства организации разработчика проектной документации в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, является ограничивающим общее число участников закупки условием, поскольку существо требуемых работ (объект закупки) не подразумевает выполнение работ по архитектурно-строительному проектированию.
Комиссия установила, что объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию, планово-предупредительному и аварийно-восстановительному ремонту систем автоматической противопожарной защиты и охранной сигнализации.
Комиссия установила, что пунктом 3.4 описания объекта закупки предусмотрено, что привлечение к оказанию услуг при исполнении п. 7.1 настоящего Описания объекта закупки, разработке исполнительной документации на обслуживаемые системы, предусмотренные п.6 настоящего Описания объекта закупки, а в случае выявления на объекте изменений архитектурно-планировочных решений, замены оборудования, выслужившего установленный срок службы и т.д. - также и при оценке необходимости внесения изменений в проектную документацию, определению состава таких изменений, лиц, обладающих необходимыми и достаточными знаниями в области указанных видов услуг.
Пунктом 7.1 описания объекта закупки предусмотрено - разработка и утверждение у Заказчика документации и мероприятий по техническому обслуживанию оборудования противопожарных систем в соответствии с Руководствами по эксплуатации на противопожарные системы и оборудование, утверждёнными регламентами и требованиями нормативных документов, перечисленных в п. 5 настоящего Описания объекта закупки.
Исходя из положений описания объекта закупки следует, что, в случае, если при разработке и утверждении у Заказчика документации и мероприятий по техническому обслуживанию оборудования противопожарных систем будет, в том числе выявлено изменение архитектурно-планировочных решений, замена оборудования, выслужившего установленный срок службы и т.д., а также при оценке необходимости внесения изменений в проектную документацию, определению состава таких изменений, потребуется привлечение исполнителем по контракту лиц, обладающих необходимыми и достаточными знаниями в области указанных видов услуг, по установленным, отвечающим потребности Заказчика, критериям.
Таким образом, требований, указанных в пункте 3.4 описания объекта закупки, к участникам закупки Заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлено.
В связи с указанным выше, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "01-Сервис" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.