Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
в присутствие представителей по доверенностям:
от Заказчика - Ленинградское областное государственное стационарное бюджетное учреждение социального обслуживания "Всеволожский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 463 от 26.11.2021 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
08.07.2022 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении закупки N 0345200007722000018 на поставку дезинфицирующих средств для нужд ЛОГБУ "Всеволожский ДИ" в 2022 году.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно обращению в извещении об осуществлении закупки, в частности, в описании объекта закупки и обосновании начальной (максимальной) цены контракта указаны некорректные данные.
Инспекция установила, что в описании объекта закупки в графе "Ед. изм." указан "литр".
N п/п |
Наименование объекта закупки |
КТРУ ОКПД2 |
Описание согласно КТРУ |
Описание объекта закупки* |
Еед. изм. |
Ккол-во |
2 |
Средство дезинфицирующее |
20.20.14.000-00000005 20.20.14.000 |
Форма выпуска: Жидкость. |
Режимы дезинфекции - дезинфекция биоматериалов, дезинфекция воздуха, дезинфекция ИМН, не совмещенная с ПСО, дезинфекция ИМН, совмещенная с ПСО, дезинфекция поверхностей, дезинфекция поверхностей, пораженных плесенью, предстерилизационная очистка (ПСО). Область применения - дезинфекция мест и средств общественного пользования , детские учреждения, инфекционные очаги, лаборатории, ЛПУ, предприятия общественного питания, учреждения соцобслуживания. Тип активности - бактерии, вирусы, возбудители паразитарных болезней, дезодорирующий эффект, моющие свойства, патогенные грибы. Содержит - амин, гуанидин, ПАВ, ЧАС. Подходит для использования в детских учреждениях - да. Биоразлагаемое средство - да. Эффективен в воде любой жесткости - да. Требуется использовать средства индивидуальной защиты при обработке - да. Соответствует требованиям ГОСТа - ГОСТ 12.1.007-76 п.1.2, 1.3, ГОСТ Р 56990-2016, ГОСТ Р 58151.1-2018. Дозатор - отсутствует. Упаковка - канистра. Вес/объем - не менее 5 кг/л Описание Дезинфицирующее средство в качестве действующих веществ содержит синергетическую смесь ЧАС, гуанидина и амина (суммарно) - не менее 9%, моющий и обезжиривающий компонент, активаторы формулы, дезодорирующий компонент, отдушка, вода, ингибиторы коррозии Содержит синергетическую смесь четвертичных аммониевых соединений алкилдиметилбензиламмоний хлорида и алкилдиметилэтилбензиламмоний хлорида (ЧАС) с полигексаметиленгуанидин гидрохлоридом (ПГМГ) и N,N-бис(3- аминопропил) додециламином: (суммарно) - не менее 9% и не более 12%, в состав средства также входят моющий и обезжиривающий компонент (алкилполиглюкозид), активаторы формулы, дезодорирующий компонент - для связывания посторонних запахов, отдушка, вода дистиллированная или вода деминерализованная (подготовленная), ингибиторы коррозии - для предотвращения коррозии инструментов из металлов, включая углеродистые стали и сплавы, сплавов титана и цветных металлов (латунь, медь). Средство полностью биоразлагаемо и экологически безопасно. Средство обладает антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных (включая микобактерии туберкулеза) микроорганизмов, вирусов (в отношении всех известных вирусов-патогенов человека, в том числе вирусов энтеральных и парентеральных гепатитов (в т.ч. гепатита А, В и С), ВИЧ, полиомиелита, аденовирусов, вирусов "атипичной пневмонии" (SARS), "птичьего" гриппа H5N1, "свиного" гриппа, гриппа человека, герпеса и др.), грибов рода Кандида, Трихофитон и плесневых грибов, возбудителей внутрибольничных инфекций, анаэробной инфекции; средство обладает овоцидными свойствами в отношении возбудителей паразитарных болезней (цист и ооцист простейших, яиц и личинок гельминтов, остриц). Пролонгированный антимикробный эффект сохраняется не менее 1 суток после обработки на обработанной поверхности. Объекты обработки: - анестезиологическое оборудование, аптечная посуда, баки накопительные автономных туалетов, белье нательное, белье постельное, бытовые кондиционеры, вентиляционные фильтры, воздух в помещениях, воздуховоды, вращающиеся стоматологические инструменты, выделения больного (моча, фекалии, мокрота), гибкие эндоскопы, датчики диагностического оборудования (УЗИ и т.д.), донорская кровь и препараты крови с истекшим сроком годности, жесткая мебель, жесткие эндоскопы, заполнение дезбарьеров, дезматов, дезковриков, ИМН из металлов, резин на основе натурального и силиконового каучука, стекла, пластмасс, ИМН обычные, ИМН одноразовые перед утилизацией, инструменты к эндоскопам, инструменты парикмахерских, массажных, кровь,крышные кондиционеры, медицинские отходы из текстильных материалов (ватные и марлевые тампоны, марля, бинты), мокрота, моча, мусоросборочное оборудование, мусоропроводы, мягкая мебель, напольные покрытия,наркозно-дыхательная аппаратура, ножи, разделочные доски, разделочные столы, тара, обивочные ткани, обувь из кожи, тканей, кожзаменителей, обувь из пластика, резины, одноразовая посуда, пищевые отходы, поверхности в помещениях, поверхности приборов и аппаратов, посуда из-под выделений, предметы для мытья посуды, предметы личной гигиены, предметы обстановки, предметы ухода за больными, приспособления к кювезам, раковины, ванны (фарфоровые, эмалированные, акриловые), рвотные массы, резиновые и полипропиленовые коврики, санитарно-техническое оборудование, санитарный транспорт, системы вентиляции и кондиционирования воздуха, слюноотсосы, смывные воды, спецодежда, сплит-системы, мультизональные сплит-системы, спортивный инвентарь, столовая посуда, стоматологические материалы (оттиски из альгината, силикона, полиэфирной смолы, зубопротезные заготовки, артикуляторы), стоматологические отсасывающие системы, транспорт для перевозки пищевых продуктов, уборочный инвентарь, фекалии, эндоскопические смывные воды. Срок годности средства в невскрытой упаковке производителя составляет не менее 5 лет. Срок годности рабочих растворов - не менее 30 и не более 60 суток. |
литр;^кубический дециметр |
225 |
Также в Приложении N 2 Обоснование НМЦК установлено:
N п/пнаименование товараКоличество (V)Единица измКоличество источников информации (N)123451Средство дезинфицирующее 20кг32Средство дезинфицирующее 25л;дм333Средство дезинфицирующее 20л;дм33ИТОГО
В ходе рассмотрения обращения Заказчик пояснил, что в разделе "единица измерения" проставлено "литр", а к поставке необходимы канистры с объемом не менее 5 литров, соответственно, в разделе "единица измерения" необходимо указать "штук". При формировании и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) использовался метод сопоставимых цен (анализ рынка), при этом учитывалась цена за канистру объемом 5 литров, а не цена за 1 литр.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу, что описание объекта закупки составлено некорректно. В действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Выявить в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение о проведении закупки;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.