Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителей по доверенностям:
от Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление по обеспечению деятельности муниципального образования" муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области,
от Заявителя - ООО "Тайм", извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 9727 от 27.07.2022) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по расширению системы видеонаблюдения.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 06.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 000 000 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления Правительства N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В первом доводе жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки, а именно невключение проектной документации в описание объекта закупки.
Комиссия установила, что согласно пункту 1.1 проекта контракта подрядчик обязуется в сроки и на условиях настоящего Контракта выполнить работы по расширению системы видеонаблюдения (далее по тексту - Работы) в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять надлежащим образом выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно техническому заданию (Приложение N 1 - Описание объекта закупки (Тех. задание):
"1.Наименование объекта закупки: выполнение работ по расширению системы видеонаблюдения (далее по тексту - Работы).
2. Целью проведения работ является: расширение системы видеонаблюдения в целях предотвращения, выявления и пресечения угроз и преступлений террористического характера, повышения надежности охраны объектов, обнаружения и предотвращения фактов совершения криминальных действий, оперативного просмотра видеоинформации об обстановке на территории г.п.им.Свердлова.
3. Место выполнения Работ: Ленинградская область Всеволожский муниципальный район, территория МО "Свердловское городское поселение", в местах, указанных Заказчиком, а именно:
- Пос. им. Свердлова, 1 микрорайон, Западный проезд дом N12
- Пос. им. Свердлова, 1 микрорайон, Западный проезд дом N11к 1;
- Пос. им. Свердлова, 1 микрорайон, Западный проезд дом N11к 2;
- Пос. им. Свердлова, 1 микрорайон дом N5;
- Пос. им. Свердлова, 1 микрорайон дом N37;
- Пос. им. Свердлова, 1 микрорайон дом N38;
- Пос. им. Свердлова, 1 микрорайон дом N39;
- Пос. им. Свердлова, 1 микрорайон дом N41;
- Пос. им. Свердлова, 2 микрорайон, дом N23;
- Пос. им. Свердлова, 2 микрорайон дом N35;
- Пос. им. Свердлова, 2 микрорайон, дом N47;
- Пос. им. Свердлова, 2 микрорайон, дом N44А;
- Пос. им. Свердлова, 2 микрорайон, дом N48;
- Пос. им. Свердлова, 2 микрорайон, дом N49;
- Пос. им. Свердлова, 2 микрорайон дом N53;
- Пос. им. Свердлова, 2 микрорайон дом N54;
- Пос. им. Свердлова, 2 микрорайон дом N35;
- Пос. им. Свердлова, 2 микрорайон дом N21;
- Новосаратовка въезд-выезд, координаты места установки: 59.845309, 30.519797;
- Общественное место, пляж, координаты места установки: 59.842047, 30.517821;
- Остановка Новосаратовка, координаты места установки: 59.840383, 30.539943;
- Отворот на Superwave, координаты места установки:59.840070, 30.558542;
- Красная заря, координаты места установки:59.833620, 30.567159;
- Магазин Светофор, координаты места установки:59.808754, 30.614725;
- Опора со скоростной камерой, координаты места установки:59.803697, 30.628397;
- Овцинская улица, координаты места установки:59.803697, 30.628397;
- Овцинская улица напротив дома 23, координаты места установки:59.794494, 30.639557;
- Напротив ВОС 2, координаты места установки: 59.793034, 30.649702;
- Перекрёсток щербинки и октябрьской улиц, координаты места установки:59.792084, 30.656072;
- Выезд с щербинки на региональную дорогу, координаты места установки:59.792084, 30.656072;
- Улица Старая дача выезд на региональную дорогу, координаты места установки:59.787832, 30.718823".
Комиссия установила, что извещением об осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для объекта закупки установлено наименование работ - "Работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки" с кодом позиции N 43.21.10.290 (согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сноса объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанное положение применяется в случаях проведения закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сноса объекта капитального строительства, в рассматриваемом случае, объектом закупки является выполнение работ по расширению системы видеонаблюдения, что не является работами по строительству. Следовательно, за Заказчиком не закреплена обязанность размещать проектную документацию в описание объекта закупки.
Согласно второму доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащего описания объекта закупки. По мнению Заявителя, Заказчиком предусмотрены требования к показателям поставляемых товаров в нарушение Закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что согласно разделу 8 технического задания (Приложение N 1 - Описание объекта закупки (Тех. задание) предусмотрено следующее:
"8. Требования к качеству применяемых материалов при выполнении Работ.
- Оборудование и материалы, изделия и конструкции, используемые при выполнении Работ, должны иметь соответствующие сертификаты, паспорта, иные документы, подтверждающие их качество. В документах должно быть указано: наименование предприятия-изготовителя и его товарный знак; наименование и марка материала; номер партии и дата изготовления; обозначение стандарта; результаты испытаний и подтверждение о соответствии материалов требованиям стандартов.
- Применяемые материалы, оборудование должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.
- Применяемые в процессе работ материалы и оборудование должны быть новыми. Применение материалов и оборудования, бывших в употреблении, недопустимо.
- При проведении Работ Подрядчик должен использовать оборудование, материалы и комплектующие изделия, сертифицированные на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ.
- Подрядчик несет ответственность за соответствие используемых материалов государственным стандартам и техническим условиям, за достоверность сведений о стране происхождения, за сохранность всех поставленных для реализации контракта материалов и оборудования до сдачи готового Работ. Документы должны быть представлены на русском языке и надлежащим образом заверены.
- В случае если Заказчик запретил использование материалов и/или оборудования из-за их несоответствия стандартам качества или ранее утвержденным образцам, Подрядчик обязан за свой счет и своими силами произвести их замену. При применении материалов, не соответствующих указанным нормам и требованиям, Заказчик оставляет за собой право предъявить претензии к Подрядчику с наложением штрафных санкций при выполнении Контракта. При выполнении Работ Подрядчик несет все расходы по закупке необходимого количества оборудования и материалов, достаточного для бесперебойного выполнения Работ".
Таким образом, на основании вышеприведенных положений, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком не установлено условий о том, что используемые при выполнении работ материалы и оборудования должны точно соответствовать товарным знакам, указанных в сметной документации.
Следовательно, эквивалентность применяемого оборудования, по мнению Заказчика, предполагается при выполнении работ, поскольку отсутствуют какие-либо положения, обязывающие поставить (использовать) товары определенных товарных знаков.
Согласно третьему доводу жалобы, Заявитель считает, Заказчиком в извещении неправомерно не представлена проектно-сметная документация.
Комиссия установила, предметом закупочной процедуры не являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ввиду чего Заказчик не обязан размещать проектную документацию в составе извещения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Тайм" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.