Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РАМКОВКА" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения городского округа Домодедово "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения городского округа Домодедово "Дирекция единого заказчика" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Обеспечение дорожной и инженерной инфраструктуры поселка для лучших по профессии медицинских работников по адресу г.о. Домодедово, д. Курганье." (извещение N 0848300047122000305 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 15.07.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 12 000 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 26.07.2022;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлена информация о критериях оценки заявок участников закупки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено в том числе следующее:
"Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом "б" пункта 20 Положения".
Вместе с тем, в извещении о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее:
"Порядок оценки по показателю: Оценка производится по шкале оценки или как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению)".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в извещении о проведении Конкурса информации о критериях оценки заявок подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является "Разработка проектно-сметной документации по объекту: "Обеспечение дорожной и инженерной инфраструктуры поселка для лучших по профессии медицинских работников по адресу г.о. Домодедово, д. Курганье" с начальной (максимальной) ценой контракта 12 000 000,00 руб.
В Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в рамках детализирующего показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Наличие исполненных контрактов/договоров, предусматривающих работы по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Техническом задании извещения о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее:
Линейные объекты автомобильной дорожной сети | |
Объемы проектирования |
Автомобильная дорога категории IV, с дорожной одеждой капитального типа с асфальтобетонным покрытием (2-полосная), протяженность определить проектом. Категория дороги - IV. Ширина проезжей части - не менее 6 метров. Устройство водоотводных и дренажных систем определить проектом. Выполнить разработку проектной документации по строительству: - линейного объекта автомобильной дороги сети. Подрядчик должен в составе разработанного проекта предоставить согласование мест прохождения линейного объекта с организациями ЖКХ и прочими заинтересованными лицами. Разработать схему границ и получить разрешение на размещение линейного объекта. Проектируемый объект увязать с окружающей застройкой и ландшафтом. Проектом предусмотреть восстановление благоустройства. |
Состав основных сооружений |
1. Линейные объекты автомобильной дорожной сети; 2. Тротуары; 3. Площадки. |
| |
Сети водоотведения | |
Объемы проектирования |
Выполнить разработку проектной документации по строительству: - наружных канализационных сетей от 125 участков (диаметр и протяженность уточнить проектом); Поступающий расход от одного участка 1 м3/сут. (ТУ на Водоотведение ООО "Южный Водоканал" от 31.03.2022 г. N б/н) Подрядчик должен в составе разработанного проекта предоставить согласование мест прохождения трубопроводов с организациями ЖКХ и прочими заинтересованными лицами. Разработать схему границ и получить разрешение на размещение линейного объекта. Проектируемый объект увязать с окружающей застройкой и ландшафтом. Проектом предусмотреть восстановление благоустройства. Материал трубопроводов и наружный диаметр сети определить проектом. Выбор марки оборудования и арматуры обосновать проектом и согласовать с Заказчиком. |
Состав основных сооружений |
1. Канализационная сеть 2. Канализационные колодцы |
Сети водоснабжения | |
Объемы проектирования |
Разработать схему водоснабжения с предоставлением гидравлического расчета для подбора оборудования, марки и диаметров инженерных сетей, прибора учета и пр. Выполнить разработку проектной документации по строительству новых сетей водоснабжения, в т.ч.: - Строительство наружных сетей от 125 участков (диаметр и протяженность уточнить проектом; Водопотребление на один участок 1 м3/сут; Обеспечить выполнение требований, предъявляемых к централизованной системе водоснабжения первой категории. Прокладку сетей предусмотреть преимущественно открытым способом, при пересечении с а/дорогами прокладку сетей осуществить закрытым способом с устройством защитных футляров. Подрядчик должен в составе разработанного проекта предоставить согласование мест прохождения трубопроводов с организациями ЖКХ и прочими заинтересованными лицами. Разработать схему границ и получить разрешение на размещение линейного объекта. Проектируемый объект увязать с окружающей застройкой и ландшафтом. Проектом предусмотреть восстановление благоустройства. Использовать сертифицированное оборудование заводской готовности. Выбор марки оборудования и арматуры обосновать проектом и согласовать с Заказчиком. (ТУ на Водоснабжение ООО "Южный Водоканал" от 31.03.2022 г. N б/н) |
Состав основных сооружений |
1. Водопроводные сети 2. Водопроводные камеры и колодцы |
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление сопоставимого характера подобным образом, не соответствует предмету закупки так как исключает возможность представить контракты, договора, на разработку проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, в том числе на линейных объектах, что необоснованно ограничивает количество участников закупки, противоречит положениям Закона о контрактной системе
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с Извещением о проведении Конкурса объектом закупки является разработка проектно-сметной документации по объекту: "Обеспечение дорожной и инженерной инфраструктуры поселка для лучших по профессии медицинских работников по адресу г.о. Домодедово, д. Курганье".
Так, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий.
В соответствии с частью 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по проектированию и изыскательские работы представляют собой единый комплекс подрядных работ, неразрывно связанных между собой.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ, работы по договорам о выполнении инженерных изысканий должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов).
Кроме того, согласно части 4 статьи 48 ГрК, работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов).
Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее:
"2) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
- Выписка из реестра членов саморегулируемой организации (по форме утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N86), выданная не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок, подтверждающая, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ)".
Вместе с тем, учитывая, что результатом выполнения работ по контракту является разработка проектно-сметной документации, участник закупки в силу требований Закона о контрактной системе, должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, Комиссия приходит к выводу о том, что требование Извещения о проведении конкурса о том, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации одновременно в области архитектурно-строительного проектирования и в области инженерных изысканий не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РАМКОВКА" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 11 части 1 статьи 42, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дел от 01.08.2022 N 050/06/105-27303/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.