Резолютивная часть решения объявлена 29.07.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03.08.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии:
"_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от государственного заказчика - Министерства образования Республики Тыва:
- "_", действующая на основании доверенности от 29.04.2022 года б/н,
при участии в рассмотрении жалобы путем использования сеанса видеоконференцсвязи "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующая на основании доверенности от 11.01.2022 года N 8,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Ленком" (далее - ООО "Ленком"):
- "_", действующая на основании доверенности от 28.07.2022 года б/н,
рассмотрев жалобу (вх. N 3004 от 26.07.2022 г.) ООО "Ленком" (186350, Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. М. Горького, д. 16, кв. 20) на действия аукционной комиссии электронного аукциона N 0112200000822002801 "Приобретение мебели (химия, физика, столовая) 2022 г.", и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в разделе "Реестр жалоб".
Согласно письменным доводам жалобы ООО "Ленком" комиссией по осуществлению закупки было неправомерно принято решение о признании заявки победителя электронного аукциона N 0112200000822002801 соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
В ходе рассмотрения представитель заявителя поддержала доводы жалобы в полном объеме.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась и пояснила, что заявка участника закупки N 112285823 (ООО "Селера-Т") соответствует требованиям извещения электронного аукциона N 0112200000822002801.
Представитель государственного заказчика не согласилась с доводами жалобы и поддержала доводы уполномоченного органа.
До рассмотрения жалобы в адрес Тывинского УФАС России поступило возражение (вх. N 3029 от 27.07.2022 года) участника закупки N 112285823 (ООО "Селера-Т"), согласно которому заявка общества соответствует требованиям извещения электронного аукциона N 0112200000822002801, так как расположение полок во внутреннем пространстве шкафа не указано.
Рассмотрев жалобу и возражение к ней, а также выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения электронного аукциона N 0112200000822002801 "Приобретение мебели (химия, физика, столовая) 2022 г.", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (подпункт 2 пункта 5.2), уполномоченный орган формирует состав комиссии по осуществлению закупок. Состав комиссии утверждается руководителем уполномоченного органа (подпункт 9 пункта 5.1).
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС 08.07.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822002801 "Приобретение мебели (химия, физика, столовая) 2022 г.", начальная (максимальная) цена контракта: 32 095 461,77 рублей.
Извещение электронного аукциона N 0112200000822002801 "Приобретение мебели (химия, физика, столовая) 2022 г." утверждено приказом от 07.07.2022 года N 2022.005473 Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений электронного аукциона N 0112200000822002801 от 19.07.2022 года от участников закупки поступили следующие ценовые предложения.
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Ценовое предложение, поданное участником закупки |
Время подачи ценового предложения |
Вид аукциона |
1 |
112289431 |
9 628 636,83 руб. |
19.07.2022 07:37:19.997 (по московскому времени) |
понижение |
2 |
112284015 |
9 789 114,14 руб. |
19.07.2022 07:37:07.301 (по московскому времени) |
понижение |
3 |
112285153 |
27 999 000,00 руб. |
19.07.2022 07:51:16.959 (по московскому времени) |
понижение |
4 |
112285823 |
28 244 004,79 руб. |
19.07.2022 06:18:53.834 (по московскому времени) |
понижение |
5 |
112289623 |
31 934 984,46 руб. |
19.07.2022 06:00:12.796 (по московскому времени) |
понижение |
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0112200000822002801 от 21.07.2022 года членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены все заявки, поданные на участие в закупке, и приняла решение отклонить заявки участников закупки N 112289431, N 112284015 и N 112285153.
Заявке участника закупки N 112289431 членами комиссии по осуществлению закупок отказано в допуске к участию в электронном аукционе N 0112200000822002801 по следующим основаниям: "Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно участником закупки предложен к поставке товар, не соответствующий требованиям заказчика. П. 2 "Стол ученический", в заявке участника указано: "Радиус гиба опорной части ноги 27 мм", тогда как заказчиком требовалось "Не менее 270 мм"".
Заявке участника закупки N 112284015 членами комиссии по осуществлению закупок отказано в допуске к участию в электронном аукционе N 0112200000822002801 по следующим основаниям: "Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ), участником закупки не предоставлены конкретные значения товара, предложенного к поставке. П. 15 "Стол ученический лабораторный для оборудования кабинетов физики", в заявке участника указано: "Материал надстройки труба прямоугольного или квадратного сечения"".
Заявке участника закупки N 112285153 членами комиссии по осуществлению закупок отказано в допуске к участию в электронном аукционе N 0112200000822002801 по следующим основаниям: "Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно участником закупки не предоставлены конкретные характеристики товара. П. 8 "Стул ученический лабораторный (КТРУ 31.01.11.150-00000014) химия" в заявке участника указано: "Высота общая 750 - в нижнем положении 900 - в верхнем положении мм", при этом в технических характеристиках товара установлено требование: "Высота общая не менее 750 не более 900 мм"".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0112200000822002801 от 21.07.2022 года заявки участников закупки N 112285823 и N 112289623 признаны членами комиссии по осуществлению закупок, соответствующими требваниям извещения электронного аукциона N 0112200000822002801 и законодательству о контрактной системе.
По итогам электронного аукциона N 0112200000822002801 на основании протокола от 21.07.2022 года победителем настоящей закупки признан участник закупки N 112285823 (ООО "Селера-Т").
1.) В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно извещению об осуществлении закупки и описанию объекта закупки электронного аукциона N 0112200000822002801 объектом закупки является приобретение мебели (химия, физика, столовая).
Пунктами 7 и 15 технического задания извещения электронного аукциона N 0112200000822002801 государственным заказчиком установлены следующие требования к столам.
7 |
Стол ученический лабораторный для оборудования кабинетов физики, химии и биологии (КТРУ 31.01.12.129-00000006) |
Материал надстройки |
труба прямоугольного или квадратного сечения |
|
Дополнительные характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
27 |
Размер трубы надстройки: |
Не менее 20х20 |
Мм. |
Дополнительные характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
|||
15 |
Стол ученический лабораторный для оборудования кабинетов физики (КТРУ 31.01.12.129-00000006) |
Материал надстройки |
труба прямоугольного или квадратного сечения |
|
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
26 |
Размер трубы надстройки: |
Не менее 20х20 |
Мм. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
Участником закупки N 112285823 (ООО "Селера-Т") представлено в своей заявке следующие показатели в отношении пунктов 7 и 15 описания объекта закупки извещения электронного аукциона N 0112200000822002801, а именно:
7 |
Стол ученический лабораторный для оборудования кабинетов физики, химии и биологии (КТРУ 31.01.12.129-00000006) |
Материал надстройки |
труба прямоугольного |
|
Дополнительные характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
27 |
Размер трубы надстройки: |
20х20 |
Мм. |
Дополнительные характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
|||
15 |
Стол ученический лабораторный для оборудования кабинетов физики (КТРУ 31.01.12.129-00000006) |
Материал надстройки |
труба прямоугольного |
|
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
26 |
Размер трубы надстройки: |
20х20 |
Мм. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
Согласно "ГОСТ 8645-68. Трубы стальные прямоугольные. Сортамент", утвержденный и введенный в действие Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при совете Министров СССР от 25.04.68, настоящий стандарт распространяется на трубы стальные бесшовные горячедеформированные и холоднодеформированные, трубы электросварные, электросварные холоднодеформированные, электросварные горячекалиброванные, а также трубы, изготовленные методом печной сварки.
Изучив ГОСТ 8645-68, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что форма и размеры прямоугольных труб со значением 20х20 отсутствуют.
Кроме того, Комиссия Тывинского УФАС России отмечает, что прямоугольником является четырехугольник, у которого две противоположные стороны равны и все четыре угла одинаковы.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что участник закупки N 112285823 (ООО "Селера-Т") предлагая к поставке стол с материалом надстройки "труба прямоугольного сечения" и одновременно указывает его размеры "20х20", что характерно для геометрической фигуры квадрат (то есть все стороны равны), свидетельствует о предоставлении недостоверных сведений в отношении характеристик предлагаемого к поставке товара.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупки, признав заявку участника закупки N 112285823 (ООО "Селера-Т") соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822002801, нарушили требования подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод ООО "Ленком" о неправомерном признании заявки участника закупки N 112285823 (ООО "Селера-Т") соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822002801 является обоснованным.
2.) Государственным заказчиком в отношении шкафов деревянных в описании объекта закупки извещения электронного аукциона N 0112200000822002801 установлены следующие требования.
5 |
Шкаф деревянный для документов (КТРУ 31.01.12.139-00000001) Химия |
Количество полок |
не менее 4 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
26 |
Количество ниш |
не более 6 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
|||
6 |
Шкаф деревянный для документов (КТРУ 31.01.12.139-00000001)Химия |
Количество полок |
не менее 4 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
26 |
Количество ниш |
не более 6 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
|||
13 |
Шкаф деревянный для документов (КТРУ 31.01.12.139-00000001)физика |
Количество полок |
не менее 4 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
26 |
Количество ниш |
не более 6 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
|||
14 |
Шкаф деревянный для документов (КТРУ 31.01.12.139-00000001физика |
Количество полок |
не менее 4 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
26 |
Количество ниш |
не более 6 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
Участник закупки N 112285823 (ООО "Селера-Т") предлагает к поставке шкафы деревянные со следующим количеством полок и ниш, а именно:
5 |
Шкаф деревянный для документов (КТРУ 31.01.12.139-00000001) Химия |
Количество полок |
4 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
26 |
Количество ниш |
6 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
|||
6 |
Шкаф деревянный для документов (КТРУ 31.01.12.139-00000001)Химия |
Количество полок |
4 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
26 |
Количество ниш |
6 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
|||
13 |
Шкаф деревянный для документов (КТРУ 31.01.12.139-00000001)физика |
Количество полок |
4 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
26 |
Количество ниш |
6 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
|||
14 |
Шкаф деревянный для документов (КТРУ 31.01.12.139-00000001физика |
Количество полок |
4 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
26 |
Количество ниш |
6 |
Шт. |
характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
Как следует из возражения (вх. N 3029 от 27.07.2022 года) ООО "Селера-Т" и пояснений уполномоченного органа следует, что расположение полок во внутреннем пространстве шкафа не указано, так, при количестве полки 4 шт. в связи с тем, что полка может иметь перегородку, количество ниш может увеличиться.
В свою очередь, в материалы жалобы заявитель не представил доказательства подтверждающие свои доводы.
Таким образом, ссылка жалобы о том, что участником закупки N 112285823 (ООО "Селера-Т") представлена недостоверная информация о количестве ниш, образованных полками, является необоснованным.
Однако, указанное обстоятельство не свидетельствует о правомерности действий комиссии по осуществлению закупки, так как по иным основаниям указанная заявка не соответствует требованиям извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822002801.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
1.) Согласно пункту 2 описания объекта закупки извещения электронного аукциона N 0112200000822002801 государственным заказчиком установлено следующее требование к стулу ученическому, а именно: "Радиус гиба опорной части ноги не менее 270 мм.".
Кроме того, по пункту 8 технического задания установлено требование к весу стула ученического "не менее 6 кг".
Как следует из инструкции по заполнению заявки приложения к извещению электронного аукциона N 0112200000822002801, в случае наличия в описании объекта закупки значения "не менее", участником закупки надлежит указать значение больше установленного значения и включить крайнее минимальное значение, при этом в заявке необходимо указать конкретное значение.
Вместе с тем, участником закупки N 112289623 (ООО "Ленком") предложены по указанным выше пунктам технического задания товары со следующими характеристиками: "Радиус гиба опорной части ноги - 27 мм." и вес стула ученического в заявке не указан.
Характеристика, представленная участником закупки N 112289623 (ООО "Ленком") в отношении радиуса гиба опорной части ноги 27 мм. имеет меньшее значение, чем необходимо, то есть заказчику требуется стул ученический с радиусом гиба опорной части ноги больше 270 мм.
На основании изложенного, в действиях комиссии по осуществлению закупки уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок установлено нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, в части неправомерного признания заявки участника закупки под N 112289623 (ООО "Ленком") соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822002801.
2.) В соответствии с пунктом 8 технического задания извещения электронного аукциона N 0112200000822002801 государственным заказчиком установлены следующие требования к стулу.
8 |
Стул ученический лабораторный (КТРУ 31.01.11.150-00000014)химия |
Регулировка по высоте: |
Да |
|
В соответствии с КТРУ |
27
|
Высота общая |
не менее 750 не более 900 |
Мм. |
Дополнительные характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Таким образом, заявка на участие в закупке должна содержать требования, установленные в том числе подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае, если объектом закупки является поставка товара.
Участником закупки N 112285153 (ООО "Ника") представлено в своей заявке следующие показатели в отношении пункта 8 описания объекта закупки извещения электронного аукциона N 0112200000822002801, а именно:
8 |
Стул ученический лабораторный (КТРУ 31.01.11.150-00000014) химия
Товарный знак отсутствует Российская Федерация |
Регулировка по высоте: |
Да |
|
В соответствии с КТРУ |
27
|
Высота общая |
750 - в нижнем положении 900 - в верхнем положении |
Мм. |
Дополнительные характеристики, требуемые заказчиком, для более подробного описания требуемого товара |
Вместе с тем, из содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при разработке документации (извещения) об аукционе должен четко и однозначно сформулировать все ее условия. Документация (извещение) об аукционе не должна содержать возможность ее вариативного понимания, соответственно, субъективного толкования предложений, указанных в заявках участников аукциона, комиссией заказчика или уполномоченного органа.
Наличие же в требованиях заказчика каких-либо разночтений приводит (может привести) последующем возможность отклонения заявок участников со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.
Поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, в целях определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика в зависимости от своих потребностей заказчик должен установить конкретные (четкие и недвусмысленные) требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара.
Согласно разделу 4 приложения к извещению об осуществлении закупки электронного аукциона N 0112200000822002801 установлены правила чтения символов, согласно которому установлены следующие требования.
7 |
"не более", "не выше" |
означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение |
В заявке необходимо указать конкретное значение |
8 |
"не менее", "не ниже" |
означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение |
В заявке необходимо указать конкретное значение |
Как указано выше и следует из пункта 8 описания объекта закупки (техническое задание), заказчиком установлено требование к регулировке стула по высоте (то есть с возможностью изменения стула по его высоте) и одновременно установлено требование к высоте стула ("не менее 750 не более 900 мм").
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки (техническое задание) с учетом положений инструкции по заполнению заявки сформулировано некорректно (необъективно), поскольку приведенные в описании объекта закупки характеристики товара приводят (могли привести) к тому, что участники закупки (в том числе и потенциальные участники) лишены четкого понимания того, какое именно значение необходимо указать по высоте стула (диапазон значений или конкретный показатель) с учетом того, что заказчику необходимо стул, регулируемый по высоте, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что характеристики, приведенные в описании объекта закупки (техническое задание), предоставляют аукционной комиссии возможность при рассмотрении заявок участников закупки вариативно толковать положения извещения электронного аукциона N 0112200000822002801, что в свою очередь привело к необоснованному признанию заявки участника закупки под N 112285153 (ООО "Ника") несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822002801.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона
Таким образом, в действиях комиссии по осуществлению закупки уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок установлено нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, в части неправомерного признания заявки участника закупки под N 112285153 (ООО "Ника") несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822002801 по основаниям указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.07.2022 года.
3.) Как указано выше и следует из пункта 8 описания объекта закупки (техническое задание), заказчиком установлено требование к регулировке стула по высоте (то есть с возможностью изменения стула по его высоте) и одновременно установлено требование к высоте стула ("не менее 750 не более 900 мм").
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки (техническое задание) с учетом положений инструкции по заполнению заявки сформулировано некорректно (необъективно), поскольку приведенные в описании объекта закупки характеристики товара приводят (могли привести) к тому, что участники закупки (в том числе и потенциальные участники) лишены четкого понимания того, какое именно значение необходимо указать по высоте стула (диапазон значений или конкретный показатель) с учетом того, что заказчику необходимо стул, регулируемый по высоте, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В силу пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ). При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, в соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Закон о контрактной системе и Правила не содержат определенную форму описания обоснования, однако, указание в описании объекта закупки дополнительных характеристик товара, не включенные в позиции КТРУ, должно быть мотивированным, поскольку такие требования приводит к затруднению при формировании участниками закупки своих предложений, а также могут привести к необоснованному ограничению конкуренции.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что заказчиком в описании объекта закупки указаны дополнительные характеристики товара. При этом, по каждой такой позиции в качестве обоснования заказчиком приводится в целях более подробного описания требуемого товара.
Изучив описание объекта закупки Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что такое обоснование не может являться мотивированным (в частности, например, в позиции 1 описания объекта закупки "размеры трубы прямоугольного - не менее 50х20", "цвет опор - серый"), что свидетельствует о необъективности описания объекта закупки.
Более того, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что установление таких требований как к размеру труб, цвету опор, покрытии ручки (приведенные примеры не являются исчерпывающими) в отсутствие мотивированного обоснования их установления является излишними, что также свидетельствует о необъективности описания объекта закупки.
На основании изложенного, государственным заказчиком - Министерством образования Республики Тыва в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки электронного аукциона N 0112200000822002801 сформировано необъективно.
4.) Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000822002801 в разделе "Преимущества и требования к участникам" установлено дополнительное требование, предусмотренное пунктом 4 Постановления N 2571.
Как было указано выше, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Вместе с тем, извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822002801 не содержит указанные выше требования в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Министерства образования Республики Тыва установлено нарушение части 2.1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000822002801 дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 года N 2571.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ленком" обоснованной.
2. Установить в действиях комиссии по осуществлению закупки уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного признания заявки участника закупки под N 112285823 (ООО "Селера-Т") соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822002801.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить:
3.1. в действиях комиссии по осуществлению закупки уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного признания заявки участника закупки под N 112289623 (ООО "Ленком") соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822002801 и неправомерного признания заявки участника закупки под N 112285153 (ООО "Ника") несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822002801 по основаниям указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.07.2022 года;
3.2. в действиях государственного заказчика - Министерства образования Республики Тыва нарушения:
3.2.1. пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части описания объекта закупки электронного аукциона N 0112200000822002801, носящего необъективный характер;
3.2.2. части 2.1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000822002801 дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 года N 2571.
4. В связи с выдачей предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по жалобе N 017/06/105-82/2022 по настоящему делу не выдавать.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.