Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное Министерством культуры Российской Федерации, о включении информации об ООО "АСТМАЛ ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
Министерством культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) направлена в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) информация об ООО "АСТМАЛ ГРУПП" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 13.03.2020 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение работ по ремонту, реставрации и приспособлению к современному использованию объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Троицы за Волгой", XVIIIв, расположенный по адресу: Тверская область, город Тверь, улица Шевченко, дом 1 (далее - Работы) (номер извещения в ЕИС - 0373100115420000023).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 129 965 103,18 руб.
Между Заказчиком и ООО "АСТМАЛ ГРУПП" заключен государственный контракт от 24.04.2020 N 0373100115420000023, цена которого составила 57 433 338,66 руб. (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта Заказчик поручает, а ООО "АСТМАЛ ГРУПП" принимает на себя обязательства по проведению Работ, Заказчик обязуется оплатить указанные Работы в соответствии с положениями Контракта.
В силу пункта 1.4 Контракта Работы по настоящему Контракту выполняются в соответствии с техническим заданием (приложение N 2 Контракта), графиком исполнения Контракта (приложение N 3 Контракта), графиком производства работ (приложение N 10 Контракта), сметой с приложением сводки затрат и локальных смет (приложение N 4 Контракта), являющимися его неотъемлемыми частями.
В соответствии с пунктом 1.5 Контракта виды, содержание и сроки выполнения работ определяются в соответствии с согласованным сторонами графиком исполнения Контракта (приложение N 3 Контракта) и графиком производства работ (приложение N 10 Контракта), являющимися неотъемлемой частью Контракта.
Согласно пункту 11 технического задания (приложение N 2
Контракта), в редакции дополнительного соглашения от 13.07.2021 N 9 к Контракту срок выполнения работ установлен с даты заключения Контракта по 30.11.2022. Срок действия Контракта установлен с даты заключения Контракта по 30.11.2022 года.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что ООО "АСТМАЛ ГРУПП" на дату приятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта (21.06.2022) выполнено 47, 36 % от всего объема работ.
Также представитель Заказчика пояснил, что Контракт расторгнут в одностороннем порядке в связи с тем, что ООО "АСТМАЛ ГРУПП" не сможет выполнить Работы в полном объеме в предусмотренные Контрактом сроки.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.5.2 Контракта предусмотрено, что: "Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Государственного контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (пункт 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации)".
Учитывая, что ООО "АСТМАЛ ГРУПП" не выполнены Работы по Контракту в полном объеме, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 21.06.2022 N 10109-12-02 (далее - Решение).
Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021
N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе. Не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360 размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 360; в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360 21.06.2022 Заказчиком размещено Решение в ЕИС, а также направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу нахождения ООО "АСТМАЛ ГРУПП", указанному в Контракте.
Поскольку в силу пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360 в течение пятнадцатидневного срока с даты размещения Решения в ЕИС Заказчиком не получено подтверждение о вручении Решения ООО "АСТМАЛ ГРУПП" заказным письмом, датой надлежащего уведомления считается день по истечению пятнадцатидневного срока - 07.07.2022.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления ООО "АСТМАЛ ГРУПП" нарушения условий Контракта не устранены, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 19.07.2022.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе (в ред. от 16.04.2022 N 86).
Таким образом, регламентированный срок направления Обращения в ФАС России - не позднее чем через три рабочих дня с даты вступления Решения в силу, а именно 22.07.2022.
Вместе с тем Обращение Заказчика о включении информации об ООО "АСТМАЛ ГРУПП" направлено в ФАС России 03.08.2022.
На основании изложенного, действия Заказчика, несвоевременно направившего Обращение в ФАС России, нарушают часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представители ООО "АСТМАЛ ГРУПП" на заседании Комиссии пояснили, что в ходе производства работ на объекте ООО "Астма групп" выявили существенные недостатки проектной документации, а также необходимость корректировки объема и видов работ необходимых для заверения строительства по контракту.
Также на заседании Комиссии представители ООО "АСТМАЛ ГРУПП" представили следующие письма направленные в адрес Заказчика обосновывающие невозможность выполнения Работ на объекте:
- письмо от 14.01.2021 N 09/21 согласно которому в объемах производства Работ по Контракту отсутствуют работы по устройству охранно-пожарной сигнализации и устройству системы водяного пожаротушения. Кроме того, в комплекте проектной документации отсутствует проект системы охранно-пожарной сигнализации. При этом согласно действующему СП 31-103-99 (ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ и КОМПЛЕКСЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ) культовые здания подлежат обязательному оборудованию инженерными системами пожарной безопасности.
- письмо от 03.02.2021 N 35/21 согласно которому ООО "АСТМАЛ ГРУПП" уведомил Заказчика о выявлении многочисленных протечек кровли. В связи с угрозой повреждения монументальной живописи ООО "АСТМАЛ ГРУПП" просило Заказчика оказать содействие в организации производства работ по устранению протечек кровли.
- письмо от 03.02.2021 N 37/21 ООО "АСТМАЛ ГРУПП" согласно которому, с целью сохранения объекта культурного значения, несмотря на то, что проектом не предусмотрены спасательные археологические работы, экстренно произвело данные мероприятия за свой счёт. Кроме того ООО "АСТМАЛ ГРУПП" просило содействовать Заказчика в получении разрешения на врезку в тепловую сеть.
Представитель ООО "АСТМАЛ ГРУПП" на заседании Комиссии сообщил, что Заказчик согласился с необходимостью внесения изменения в проект и смету а также необходимостью проведения экспертизы сметной документации. При этом проведение проектной экспертизы занимает длительное время и не позволяет ООО "АСТМАЛ ГРУПП" выполнять Работы до получения положительного заключения Росгосэкспертизы.
При этом ООО "АСТМАЛ ГРУПП" выполнялись исключительно те Работы, которые могли быть выполнены до получения положительного заключения Росгосэкспертизы.
Также представители ООО "АСТМАЛ ГРУПП" представили положительное заключение Росгосэкспертизы от 16.09.2021 N Д-09-16-03-21.
Кроме того, представители ООО "АСТМАЛ ГРУПП" пояснили, что после получения положительного заключения Росгосэкспертизы, в ходе выполнения Работ, ООО "АСТМАЛ ГРУПП" столкнулось с некачественностью сметной документации письмо от (14.02.2022 N 74/22).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Контракт расторгнут в одностороннем порядке поскольку ООО "АСТМАЛ ГРУПП" не сможет выполнить Работы в полном объеме в предусмотренные Контрактом сроки.
Согласно подпункту "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что информация об ООО "АСТМАЛ ГРУПП" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104
Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "АСТМАЛ ГРУПП" (ИНН: 7805441603), в Реестр не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 09.08.2022 по делу N 22/44/104/270 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.