Резолютивная часть решения оглашена 08.08.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 11.08.2022.
На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: "_",
рассматривается обращение государственного учреждения здравоохранения "Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф Липецкой области" (далее также- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.02.2022 N 416/01 на поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (реестровый номер контракта 2482608530122000022), заключенного с ООО "АСВ ФАРМАЦИЯ" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346200011521000416, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями обществом условий контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена при участии представителя государственного учреждения здравоохранения "Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф Липецкой области" - "_" (по доверенности), которая сообщила, что ООО "АСВ ФАРМАЦИЯ" не исполнило свои обязательства по контракту надлежащим образом, неоднократно нарушило условие о сроке поставке товара, определенного заявками заказчика. В связи с данным обстоятельством заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 15.02.2022 в порядке, установленном ст. 104 Закона о контактной системе и Правилами от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "АСВ ФАРМАЦИЯ" (далее по тексту также - поставщик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 01.02.2022 N 416/01 на поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (реестровый номер контракта 2482608530122000022), заключенного с ООО "АСВ ФАРМАЦИЯ" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346200011521000416.
01.02.2022 заказчиком и поставщиком заключен контракт N 416/01 на поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (реестровый номер контракта 2482608530122000022) (далее -контракт; договор).
В силу п. 1.1 контракта, Поставщик обязуется передать Заказчику перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные (далее также - товар) в ассортименте, количестве, по ценам, в соответствии с характеристиками, указанными в спецификации (приложение N1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях настоящего контракта.
Так, в спецификации, в частности, обозначен следующий товар:
Наименование и характеристики товара |
Единица измерения товара |
Размер |
Количество в единицах измерения товара, в том числе |
||
итого |
за счет внебюджетных средств |
за счет средств областного бюджета |
|||
Нестерильное изделие (перчатки смотровые) из нитрила, поверхность неопудренная, используется как двухсторонний барьер для защиты пациента и персонала и при возможной аллергии на латекс. Одинарная толщина (в области пальцев) 0,10 мм для обеспечения тактильной чувствительности. На пальцах нанесен текстурный рисунок для улучшенного захвата инструментов. Длина 245 мм для фиксации на предплечье. Изделие для одноразового использования. Соответствует требованиям стандарта ASTM F1671 (метод проверки устойчивости проникновения бактериофагов) для подтверждения качества продукции. Подтверждение соответствия указано на упаковке, в декларации соответствия. |
пара |
M
L |
4990
9
1
30000 |
4990
9
1
17000 |
13000 |
Нестерильное изделие (перчатки смотровые) из нитрила, поверхность неопудренная, используется как двухсторонний барьер для защиты пациента и персонала и при возможной аллергии на латекс. На пальцах нанесен текстурный рисунок для улучшенного захвата инструментов. Одинарная толщина 0,10 мм для обеспечения механической прочности. Упакованы в гигиенический диспенсер с подачей перчаток по одной, манжетой вперед для предотвращения при извлечении перчатки контакта рук персонала с другими перчатками, диспенсером и основной поверхностью извлекаемой перчатки. Компакт-упаковка (25 пар в упаковке), размер упаковки: длина 13 см, ширина 12 см, высота 4 см, для размещения в сумке-укладке. Изделие для одноразового использования. Соответствует требованиям стандарта ASTM F1671 (метод проверки устойчивости проникновения бактериофагов) для подтверждения качества продукции. Подтверждение соответствия указано на упаковке, в декларации соответствия. |
пара |
M
L |
150000
182000 |
150000
150000 |
32000 |
Разделом 3 контракта установлено, что товар должен поставляться в период с даты заключения контракта по 30.11.2022, партиями в течение 3 рабочих дней со дня получения от Заказчика заявки на поставку товара, с указанием его ассортимента и количества, по адресу: г.Липецк, ул. Титова 6/4. Поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства силами и средствами Поставщика. Поставщик должен согласовать с Заказчиком дату и время поставки каждой партии товара.
Из представленных заказчиком документов, а также размещенных в ЕИС, Комиссией установлено, что 09.02.2022 заказчик направил поставщику заявку на поставку перчаток, как из первой, так и из второй позиции общим количеством 53 000 пар.
Однако, в течение установленного разделом 3 контракта срока поставщик товар не поставил.
24.02.2022 заказчик направил поставщику претензию, в которой потребовал осуществить поставку товара по неисполненной заявке.
01.03.2022 и 16.03.2022 заказчик принял от поставщика часть товара по заявке от 09.02.2022 в количестве 8 000 пар перчаток.
Поставщик в своем письме от 09.03.2022 сообщил, что товар, оставшийся по заявкам заказчика от 09.02.2022 и 01.03.2022 - в количестве 45 000 пар, поставщик обязуется поставить не позднее 21.03.2022.
Однако, в связи с неполучением до 21.03.2022 товара, заказчик направил претензию, в которой сообщил о не поставке поставщиком обещанного 09.03.2022 товара и потребовал исполнить принятые на себя обязательства.
Согласно счету-фактуре от 25.03.2022 поставщик поставил заказчику только 4 300 пар перчаток, которые приняты заказчиком 06.04.2022.
04.04.2022 заказчик направил поставщику заявку на поставку перчаток общим количеством 72 000 пар.
В своей претензии от 13.04.2022 заказчик уведомил поставщика о невыполнении им направленной заявки от 04.04.2022 и потребовал исполнить обязательства по контракту.
По двум счетам-фактурам от 18.04.2022 поставщик поставил 32 000 пар перчаток, принятые заказчиком 25.04.2022.
Исходя из счета-фактуры от 11.05.2022, поставщик поставил заказчику еще 2 000 пар перчаток (принято заказчиком 26.05.2022).
Также заказчик направил поставщику заявку от 30.05.2022 на поставку еще 45 000 пар перчаток.
06.06.2022 заказчик в своей претензии констатировал, что поставка всех 45 000 перчаток по соответствующей заявке не произведена и потребовал от поставщика исполнения обязательств.
Согласно счету-фактуре от 14.06.2022 поставщик поставил заказчику 12 000 пар перчаток (принято заказчиком 20.06.2022).
При этом в письме от 14.06.2022 N160/22 поставщик предложил заказчику изменить условие контракта о компакт-упаковке (25 пар в упаковке) на гигиенический диспенсер -50 пар в упаковке.
Заказчик в своем письме от 18.07.2022 отказал поставщику в изменении условия контракта, обосновывая тем, что обозначенная контрактом упаковка и количество пар перчаток требуется для размещения в сумке-укладке, в которую не поместится большее количество перчаток в упаковке с иными габаритами. При этом заказчик не признал приведенные поставщиком обстоятельства как надлежащие, приведшие к невозможности исполнения обществом обязательств, поскольку, начиная с февраля 2022 года (первая заявка заказчика о поставке товара), общество не исполняло свои обязательств в полном объеме, хотя обстоятельств, на которые ссылается общество, в феврале не было.
Из представленных материалов следует, что последняя заявка направлена заказчиком 15.06.2022 с требованием о поставке 320 700 пар перчаток.
В своей претензии от 24.06.2022 заказчик уведомил поставщика о невыполнении им направленной заявки от 15.06.2022 и потребовал исполнить обязательства по контракту до 08.07.2022.
По счету-фактуре от 04.07.2022 поставщик поставил 15 000 пар перчаток, которые были приняты заказчиком 08.07.2022.
Вместе с тем, не получив требующиеся для исполнения возложенной на заказчика функции перчатки, 22.07.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу требований Правил, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается заказчиком и одновременно направляется посредством функционала ЕИС поставщику.
Датой расторжения контракта является 01.08.2022.
Согласно п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу ч.1 ст.523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (ч.2 ст.450 ГК РФ).
При этом, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров и поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (ч.2 ст.523 ГК РФ).
По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия Липецкого УФАС России, проведя анализ представленных в материалы проверки документов, установила, что доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в материалы проверки не представлено.
Также в материалы проверки не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что исполнение контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Письмо поставщика от 14.06.2022 N160/22 с предложением изменить условие контракта о компакт-упаковке (25 пар в упаковке) на гигиенический диспенсер -50 пар в упаковке и обоснованием такого изменения не подтверждает факта наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению контракта. Как справедливо отметит заказчик в своем ответе на данное письмо, а также установлено Комиссией, контракт заключен 01.02.2022, а первая заявка от заказчика направлена 09.02.2022, которая уже не исполнялась поставщиком в установленные сроки.
Необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения электронного аукциона.
Поставщик подавал заявку, им выражено согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных аукционной документацией, которая также содержала условие о порядке поставки товара и требования к товару.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
У поставщика не возникло разногласий по контракту, он счел для себя разумным и возможным участие в электронном аукционе.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
Участник, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.
Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта. При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.
Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательств по контрактам не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков выполнения работ, необходимых для реализации государственных полномочий и функций.
При этом, поставщик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.
Кроме того, в настоящем случае поставщик не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. В установленные сроки не поставлял необходимые заказчику перчатки. Тем самым, он создал все условия для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях поставщика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие:
- принятие поставщиком мер для надлежащего исполнения условий контракта,
- что надлежащее исполнение поставщиком обязательств оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта.
С учетом изложенного, на основании п. 13 Правил имеются законные основания для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения об ООО "АСВ ФАРМАЦИЯ" (ИНН "_") и его директоре ("_") в связи с односторонним отказом государственного учреждения здравоохранения "Центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф Липецкой области" от исполнения контракта от 01.02.2022 N 416/01 на поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (реестровый номер контракта 2482608530122000022), заключенного с ООО "АСВ ФАРМАЦИЯ" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346200011521000416 (ИКЗ: 212482608530148260100100130012219244).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.