Резолютивная часть объявлена 03 августа 2022 г.
Изготовлено в полном объеме 08 августа 2022 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> <_> <_> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии представителя Управления городского хозяйства Администрации города Железногорска Курской области (далее - Управление городского хозяйства Администрации города Железногорска) <_> (по доверенности, личность удостоверена), в присутствии директора Общества с ограниченной ответственностью "Агро-Сервис Черноземье" (далее - ООО "Агро-Сервис Черноземье") <_> (личность удостоверена) и представителя поставщика - <_> (по доверенности, личность удостоверена), дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/6199411490, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. N2863 от 28.07.2022 г.,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - Управленим городского хозяйства Администрации города Железногорска Курской области обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "Агро-Сервис Черноземье" (адрес: 394050, Воронежская обл, г. Воронеж, ул. Федора Тютчева, д.93/5, кв.131; ИНН 3661065796), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В ходе рассмотрения дела, для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, Комиссией был объявлен перерыв с 10-50 часов 03.08.2022 до 16-00 часов 03.08.2022 г. Комиссией истребованы дополнительные сведения и информация у поставщика.
После перерыва Комиссия, представитель заказчика, представители ООО "Агро-Сервис Черноземье" присутствуют в том же составе, в дело представлены дополнительные сведения
В Курское УФАС России 27.07.2022 г. (вх.N 3682) поступило обращение заказчика - Управления городского хозяйства Администрации города Железногорска о включении сведений в отношении ООО "Агро-Сервис Черноземье" (адрес: 394050, Воронежская обл, г. Воронеж, ул. Федора Тютчева, д. 93/5, кв.131; ИНН 3661065796) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по предмету: "Поставка спецтехники (тракторы) для нужд муниципального образования "город Железногорск" Курской области" (закупка N0744200000221009341).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
06.12.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0744200000221009341 для нужд заказчика по предмету: "Поставка спецтехники (тракторы) для нужд муниципального образования "город Железногорск" Курской области", проект контракта, ИКЗ:213463302071746330100100260022830244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 046 666 руб. 66 коп.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.12.2021 N0744200000221009341-3, победителем закупки было признано ООО "Агро-Сервис Черноземье" (идентификационный номер заявки 1).
В силу ч.5 ст.24 ФЗ "О контрактной системе_", победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта..
27.12.2021 г. по результатам электронного аукциона между заказчиком - Управлением городского хозяйства Администрации города Железногорска и ООО "Агро-Сервис Черноземье" был заключён Контракт N42 от 27.12.2021 г. по предмету: "Поставка спецтехники (тракторы) для нужд муниципального образования "город Железногорск" Курской области" на сумму 3 743 166 руб. 56 коп. (реестровый номер контракта 34633020717 21 000015) (далее - Контракт).
Пунктом 2.1. Контракта определено: "Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 307170, Российская Федерация, Курская область, город Железногорск, улица Мира, дом 50 (далее - место доставки), с момента заключения Контракта, но не ранее 31.01.2022 г. и не позднее 31.05.2022 г."
Как следует из документов, представленных в материалы дела, 05.04.2022 в адрес Заказчика поступило письмо NАСЧ-43 с предложением заключить дополнительное соглашение в целях увеличения цены Контракта, а именно п. 2.1 Контракта изложить в следующей редакции: "Цена Контракта составляет 5 200 000 (пять миллионов двести тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается".
В ответ на письмо от 05.04.2022 NАСЧ-43, Управление городского хозяйства Администрации города Железногорска 06.05.2022 направило в адрес ООО "Агро-Сервис Черноземье" письмо N06-03-1302, в котором указало на невозможность увеличения цены контракта. Кроме того, в вышеуказанном письме Заказчик указал на истекающий срок исполнения контракта (с 31.01.2022 по 31.05.2022), а также на применение штрафных санкций в случае нарушения сроков поставки.
На дату 16.06.2022 товар Обществом поставлен не был, в связи с чем, 16.06.2022 Заказчик направил в адрес ООО "Агро-Сервис Черноземье" письмо N06-03-1302, с требованием "указать конкретную дату поставки товара соответствующего спецификации, либо представить подтверждающие документы о невозможности поставки Товара из-за введенных политических (экономических) санкций (ограничений иностранными государствами), в течение пяти рабочих дней с момента получения настоящего письма".
Кроме того, Управлением городского хозяйства Администрации города Железногорска 16.06.2022 адрес ООО "Агро-Сервис Черноземье" была направлена претензия об оплате неустойки (штрафов, пеней) в связи с неисполнением контракта из которой следует, что по состоянию на 10.06.2022 размер неустойки (пени, штрафа) за ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств по Контракту составляет 13 724 руб. 94. коп.
ООО "Агро-Сервис Черноземье" 17.06.2022 направило в адрес Заказчика письмо с приложенными прайс-листами ООО "Торговый дом МТЗ-Северо-Запад" филиал г. Краснодар на тракторы "Беларус" от 18.03.2022 г. на указанную дату дилерская цена на Трактор Беларус - 82.1 составляла 2 501 000 руб. 00 коп, розничная 2 620 000 руб. 00 коп. соответственно.
Как следует из материалов дела, представленные Обществом прайс-листы не были расценены Заказчиком, как подтверждение невозможности поставить товар.
Управлением городского хозяйства Администрации города Железногорска в связи с неисполнением условий Контракта, 15.07.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из письменного мнения Общества, представленного в материалы дела: "ООО "Агро-Сервис Черноземье" неоднократно, до подачи уведомления о расторжении контракта обращалось в адрес заказчика в том числе с предложением о согласовании иных условий поставки, соответствующих изменениям экономической ситуации. _ ООО "Агро-Сервис Черноземье" предприняло все возможные меры, направленные на исполнение контракта, что не может быть расценено как виновное недобросовестное поведение поставщика по отказу от исполнения контракта на предложенных условиях".
Кроме того, ООО "Агро-Сервис Черноземье" представило в материалы дело платежное поручение N66 на сумму 13 724 руб. 94 коп., которым подтверждается, что указанные в претензии от 17.05.2022 г. требования об оплате штрафных санкций Обществом исполнены в полном объеме.
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.10.4. Контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Частью 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано и размещено с использованием единой информационной системы 15.07.2022.
Следовательно, датой поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" считается дата размещения в единой информационной системе такого Решения - 15.07.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 25.07.2022 г.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В ходе рассмотрения комиссии, представитель Заказчика не представил иных доказательств, свидетельствующих о намеренном отказе Поставщика от исполнения обязательств, по Контракту.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО "Агро-Сервис Черноземье", направленного на уклонение от поставки товара по муниципальному контракту N42 от 27.12.2021 г.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
В силу пп. "в" п. 15 Правил со стороны ООО "Агро-Сервис Черноземье" были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что ООО "Агро-Сервис Черноземье" после заключения контракта принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта - на рассмотрение дела ООО "Агро-Сервис Черноземье" предоставлены документы (переписка) с заказчиком, а также документы подтверждающие исполнение в полном объеме указанных в претензии от 17.05.2022 г. требований об оплате штрафных санкций ООО "Агро-Сервис Черноземье".
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Учитывая положения подпункта "в" п. 15 Правил, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, информация в отношении - ООО "Агро-Сервис Черноземье" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Управлению городского хозяйства Администрации города Железногорска Курской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Агро-Сервис Черноземье" (адрес: 394050, Воронежская обл, г. Воронеж, ул. Федора Тютчева, д.93/5, кв.131; ИНН 3661065796) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 8 августа 2022 г. N РНП-46-656
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2022