Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ФГБОУ ВО СПбГУ (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ООО "ПетербургПроектРеставрация" (далее - Участник):. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19629-ЭП/22 от 29.07.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на сохранение объекта культурного наследия: выполнение работ по реставрации и приспособлению под современное использование объекта, расположенного по адресу: Белгородская обл., Борисовский р-н, пос. Борисовка, пер. Монастырский, дом 3 (извещение N 0372100003421000747),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.02.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на сохранение объекта культурного наследия: выполнение работ по реставрации и приспособлению под современное использование объекта, расположенного по адресу: Белгородская обл., Борисовский р-н, пос. Борисовка, пер. Монастырский, дом 3 (извещение N 0372100003421000747) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 24 244 499,63 рублей.
В соответствии с ч. 10 ст. 56 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в таком конкурсе, подлежащем размещению заказчиком в единой информационной системе в течение десяти дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора.
Согласно Протоколу подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме от 29.11.2021 NППИ1 ООО "ПетербургПроектРеставрация" было признано победителем Конкурса, как участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПетербургПроектРеставрация" был заключен государственный контракт N 32/21/КОЭ/44/ПМП от 10.12.2021 на сумму 21 222 049,66 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 15.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПетербургПроектРеставрация".
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.07.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.07.2022.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему ООО "ПетербургПроектРеставрация" обязалось выполнить работы по реставрации и приспособлению под современное использование объекта, расположенного по адресу: Белгородская обл., Борисовский р-н, пос. Борисовка, пер. Монастырский, дом 3 (далее - Работы) в срок с 10.12.2021 по 03.11.2022. Стоимость Работ по Контракту - 21 222 049,66 рублей. Заказчик произвел выплату аванса в размере 10 611 024,83 рубля.
Во исполнение условий Контракта ООО "ПетербургПроектРеставрация" получило разрешение на проведение работ в УГООКН Белгородской области и своевременно приступило к выполнению Работ.
29.04.2022 за исх. N 01/1-39-5054 от Заказчика поступило предложение расторгнуть Контракт по соглашению сторон. Основанием для расторжения Контракта, как усматривается из письма, являлось прекращение финансирования.
Учитывая, что объект реставрации, является объектом культурного наследия, в целях исключения возможности его разрушения (в связи с прекращением работ на стадии демонтажа сруба и кровли) Участник письмом N 06-05-22 от 05.05.2022 просил Заказчика разъяснить порядок прекращения Контракта, возможность произвести необходимые работы для предотвращения утраты объекта культурного наследия. Однако, ответа от Заказчика на указанное письмо в адрес Участника не поступило.
15.07.2022 на электронную почту Участника за исх. N 01/1-39-8293 поступило Решение Заказчика и требование в течение пяти рабочих дней произвести возврат суммы ДМИП в размере 9 883 444,49 рублей. В качестве основания расторжения Контракта указана статья 717 ГК РФ.
Платежным поручением N 677 от 20.07.2022 Заказчику были возвращены денежные средства в размере 9 883 444,49 рублей.
Со стороны Участника нарушений условий Контракта не было. Участник готов был выполнить условия Контракта в полном объеме и в сроки, заявленные в Контракте.
Заказчик не предъявлял к Участнику претензии ни к качеству, ни к срокам выполнения Работ. Все Работы выполнялись в соответствии с условиями Контракта.
По состоянию на 08.07.2022 Участником были выполнены Работы на сумму 727 580,34 рублей. Претензии к качеству и срокам выполнения работ у Заказчика отсутствовали, что подтверждается комиссионным Актом о приемке работ от 08.07.2022.
В соответствии со статьей 717 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
ООО "ПетербургПроектРеставрация" не допускало нарушений условий Контракта, оснований для его расторжения ввиду ненадлежащего исполнения ООО "ПетербургПроектРеставрация" условий Контракта не было.
При таких обстоятельствах, сам по себе факт принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании ст. 717 ГК РФ не свидетельствует о нарушении Участником условий Контракта и не является безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПетербургПроектРеставрация" (ИНН: 7802622009) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.