Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУЗ "Городская Мариинская больница" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ООО "Промышленные Системы" (далее - Участник): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19628-ЭП/22 от 29.07.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на оказание услуг по диагностике и техническому обслуживанию компрессорных установок больницы (извещение N 0372200000122000126),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.02.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по диагностике и техническому обслуживанию компрессорных установок больницы (извещение N 0372200000122000126) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 684 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.02.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Промышленные Системы".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Промышленные Системы" заключен государственный контракт N 03722000001220001260001 от 09.03.2022 на сумму 1 473 500,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.5 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 23.06.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Промышленные Системы".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по диагностике и техническому обслуживанию компрессорных установок больницы (далее - Услуги) в период с момента подписания Контракта по 31.12.2022 (п. 4.2 Контракта).
Пунктом 4.3 Контракта установлены периоды оказания услуг:
- периодичность выполнения технического обслуживания - ежемесячно.
- периодичность выполнения аварийного обслуживания и ремонта - явка аварийной бригады Подрядчика в течение 1 (одного) часа с момента получения аварийной заявки от Заказчика.
25.04.2022 был составлен Акт о приостановке технического обслуживания оборудования по Контракту, согласно которому в 10 часов 15 минут 25.04.2022 сотрудниками подрядной организации ООО "Промышленные Системы" была предпринята попытка установки на обслуживаемое оборудование Заказчика запасных частей и расходных материалов, не соответствующих условиям действующего Контракта.
Согласно Приложению N 2 в техническом задании указаны оригинальные детали и их каталожные номера, предусмотренные эксплуатационной документацией заводов-изготовителей оборудования и изменения условий Контракта в одностороннем порядке недопустимо.
25.04.2022 ООО "Промышленные Системы" в адрес Заказчика было отправлено письмо исх. N 082 от 25.04.2022 с просьбой согласовать сроки применения замены комплектующих запасных частей. Заказчиком был отправлен ответ (04.05.2022 исх. N 806) о несогласии замены.
Заказчик полагает, что детали и материалы, указанные в Приложении N 2 к Техническому заданию, имеются в наличии на складах специализированных поставщиков на территории Российской Федерации.
Заказчиком был назначен срок Участнику:
- до 06.05.20022 предоставить на согласование перечень деталей с приложением сертификатов и данных о технических и эксплуатационных характеристик запасных частей.
- до 20.05.2022 Участник должен был выполнить техническое обслуживание оборудования, указанного в Контракте.
16.05.2022 в адрес Заказчика от Участника поступило письмо (вх. N 096) о согласовании перечня материалов, которые предлагаются замене.
Проанализировав данный перечень материалов Заказчик направил 18.05.2022 ответ (исх. N 874) в котором указал, что данный перечень не может быть согласован по следующим причинам:
- не представлено письменное подтверждение применения в составе сервисных наборов, указанных в Контракте предложенных запасных частей;
- не представлено письменное подтверждение допуска к применению предложенного масла в качестве смазочного материала для вакуумных станций и компрессорного оборудования, установленного у Заказчика;
- предоставленные сертификаты декларации на предложенные материалы подтверждают соответствие их применения в качестве сменных (запасных) частей для послепродажного технического обслуживания автотранспортных средств, но не для медицинского оборудования.
07.06.2022 в адрес Участника была направлена претензия об устранении недостатков по Контракту в пятидневный срок, однако Участник неоднократно нарушил сроки оказания Услуг по Контракту.
Указанные нарушения подтверждаются Актом о приостановке технического обслуживания оборудования по Контракту.
В связи с вышеизложенным на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ. ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.5 Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 30.06.2022 в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", что свидетельствует о нарушении Заказчиком порядка уведомления Участника о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведений о направлении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении Участнику, на заседание Комиссии УФАС Заказчиком не представлено.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 27.07.2022.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Промышленные Системы" своевременно приступило к исполнению обязательств по Контракту, что подтверждается счетом на оплату N УТ-190 от 18.04.2022. Однако производитель оборудования Atlas Copco, подлежащего техническому обслуживанию, объявил о приостановке всех поставок в Российскую Федерацию.
Впоследствии Участник сформировал сопроводительное письмо N 082 от 25.04.2022, а также направил Заказчику посредством электронной почты, что подтверждается скриншотом об отправке. Согласно письму N 082 от 25.04.2022 Участник уведомил Заказчика о сложившейся ситуации на рынке, между тем ООО "Промышленные Системы" предлагало произвести замену комплектующих.
Ввиду отсутствия запасных частей во исполнения Контракта Участник произвел установку аналогов по согласованию с Заказчиком. Однако 25.04.2022 Заказчиком был сформирован акт о приостановке технического обслуживания оборудования, в котором Заказчик указал основания для формирования данного акта, а именно ООО "Промышленные Системы" была предпринята попытка установки на обслуживаемое оборудование Заказчика запасных частей и расходных материалов, не соответствующих условиям действующего Контракта.
В ходе приемки оказанной Услуги Заказчиком была сформирована приемочная комиссия, состоявшая из четырех человек, что подтверждается проставленными подписями в акте о приостановке технического обслуживания оборудования.
Согласно ч. 6 ст. 94 Закона о контрактной системе, по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Участником было сформировано письмо N 096 от 16.05.2022 и направлено в адрес Заказчика, согласно которому Участник предложил установить конкретные комплектующие.
Умышленных намерений уклоняться от исполнения Контракта у ООО "Промышленные Системы" не имелось, однако обстоятельства, связанные с текущей политической и экономической ситуацией, международные санкции привели к ряду непрогнозируемых последствий, предусмотреть которые на этапе подготовки к закупочной процедуре и заключения Контракта не представлялось возможным.
Минфин России разъяснил, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не будет включен в РНП, если представит на заседание комиссии уполномоченного органа информацию и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным из-за обстоятельств непреодолимой силы в виде санкций и (или) ограничительных мер (например, санкции введены в отношении закупаемого товара). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Основания для включения сведений в отношении общества, не исполнившего обязательства по госконтрактам из-за иностранных санкций или иных внешних ограничений, в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2022 N 417 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Промышленные Системы" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "Промышленные Системы" предпринимало все возможные действия, направленные на исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Промышленные Системы" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Промышленные Системы" (ИНН: 7802762006) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.