Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Центр физической культуры, спорта и здоровья Фрунзенского района" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Эктум" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19714-ЭП/22 от 15.06.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению физкультурных мероприятий организуемых Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Центр физической культуры, спорта и здоровья Фрунзенского района" в 2022 году (извещение N 0372200138322000003),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.03.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению физкультурных мероприятий организуемых Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Центр физической культуры, спорта и здоровья Фрунзенского района" в 2022 году (извещение N 0372200138322000003) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 567 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.03.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Эктум".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Эктум" заключен государственный контракт N 0372200138322000003_109332 от 01.04.2022 на сумму 2 554 165,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 5.5 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в случае нарушения Исполнителем условий настоящего контракта, в том числе:
5.5.1. В случае нарушения Исполнителем сроков оказания услуг более чем на 3 календарных дня;
5.5.2. В случае систематического (2-х и более раз) невыполнения или ненадлежащего выполнения Исполнителем обязательств по контракту;
5.5.3. Если отступления в оказанных услугах от условий контракта или иные недостатки в их результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Исполнителем, либо являются неустранимыми.
5.5.4. В случае привлечения Исполнителем иностранных работников с нарушением миграционного законодательства РФ.
5.5.5. По другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 19.04.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО "Эктум" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 19.04.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что Заказчик, не отменив решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 19.04.2022, 31.05.2022 принял новое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), которое было размещено на Официальном сайте 31.05.2022.
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым, он направил 31.05.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении ООО "Эктум".
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 27.07.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель ООО "Эктум" на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
Исполнитель своевременно приступил к исполнению обязательств по контракту, а именно во исполнение Контракта ООО "Эктум" организовало ряд физкультурных мероприятий.
Согласно условиям контракта, Исполнитель обязан:
2.3.10. Согласовать все разрешительные документы, необходимые для проведения мероприятий.
2.3.11 Согласовать музыкальный материал с Заказчиком не позднее, чем за 5 дней до даты проведения каждого мероприятия.
2.3.12 Согласовать с Заказчиком дизайн-макета афиш и списка мест их распространения, не позднее, чем за 10 дней до даты проведения мероприятия. Распространение афиш не позднее, чем за 5 дней до даты проведения мероприятия.
2.3.13 Согласовать с Заказчиком дизайн-макета футболок, толстовок с символикой для вручения участникам соревнований с Заказчиком не позднее, чем за 7 дней до даты проведения мероприятия.
2.3.14 Согласовать с Заказчиком сценария по организации спортивной и развлекательной программы Заказчиком не позднее, чем за 5 дней до даты проведения мероприятия.
ООО "Эктум" неоднократно направляло письма с просьбой согласовать дату и время проведения спортивных мероприятий, дизайн-макета футболок, толстовок с символикой для вручения участникам соревнований, сценария по организации спортивной и развлекательной программы. Однако, данные письма оставлены Заказчиком без внимания. Тем самым Заказчик не исполнил ряд встречных обязательств. В препятствовании исполнения Контракта Исполнителем Заказчик не представил ответы на письма, направленные ООО "Эктум", что является возникновением по вине Заказчика обстоятельствам, препятствующих надлежащему исполнению Контракта.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "Эктум" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Эктум" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "Эктум" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Эктум" (ИНН: 7813210688) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.