Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУ СШОР N 3 Калининского района (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Васильевой Татьяны Викторовны (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19969-ЭП/22 от 03.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли (извещение N 0372200275921000055),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли (извещение N 0372200275921000055) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 905 452,65 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.12.2021 N 0372200275921000055-3 победителем Аукциона признана ИП Васильева Т.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Васильевой Т.В. заключен государственный контракт N 0372200275921000055 от 10.01.2022 на сумму 2 599 900,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 13.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Васильевой Т.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту кровли (далее - Работы) по адресу: ул. Брянцева, д. 5, корп. 3, лит. А (далее - Объект) в срок, не позднее 80 календарных дней с момента подписания Акта передачи объекта для выполнения работ (п. 3.2.1 Контракта).
Пунктом 3.2.1 Контракта установлено, что Акт передачи объекта для выполнения работ должен быть подписан Заказчиком, Подрядчиком и представителем СПбГБУ "Служба заказчика администрации Калининского района Санкт-Петербурга" в течение 1 (одного) рабочего дня с момента направления Заказчиком Подрядчику заявки для начала выполнения работ.
Согласно 5.2.1 Контракта Подрядчик обязан принять от Заказчика Объект в срок, указанный в п. 3.2 Контракта.
В соответствии с п. 5.2.6 Контракта Подрядчик обязан приступить к исполнению Контракта и завершить работу в сроки, установленные в разделе 3 настоящего Контракта.
19.04.2022 Участнику была направлена заявка на начало выполнения Работ, согласно которой было назначено подписание Акта передачи объекта для выполнения Работ на 21.04.2022 в 16:00.
К указанному времени прибыли представители ИП Васильевой Т.В. без оформленных полномочий, которые сообщили Заказчику, что отказываются от подписания акта передачи объекта в работу и в нарушение условий Контракта готовы приступить к Работам в августе 2022 года.
04.07.2022 Участнику была направлена заявка на начало выполнения Работ, согласно которой было назначено подписание Акта передачи объекта для выполнения Работ на 05.07.2022 в 12:00. Факт получения заявки Участником подтверждается получением Заказчиком сообщения о почтении письма. При этом Участник на подписание акта не явился.
Учитывая вышеизложенное Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.07.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Васильевой Т.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.08.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что ИП Васильева Т.В. была ознакомлена с извещением о проведении закупки и размещенными Заказчиком документами. Имеющий опыт работы с заказчиками, являющимися бюджетными учреждения Санкт-Петербурга, позволил ИП Васильевой Т.В. полагать, что все спорные моменты возможно разрешить путем переговоров. Подавая заявку на участие в Аукционе на право заключения Контракта на выполнение Работ ИП Васильева Т.В. здраво оценивала свой потенциал.
Условие контракта о начале выполнения работ в течение 1 (одного) рабочего дня с момента (даты) подписания Акта передачи Объекта для выполнения работ, который должен был быть подписан Заказчиком, Участником и представителем СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Калининского района Санкт-Петербурга" в течение 1 (одного) рабочего дня с момента направления Заказчиком Участнику заявки для начала выполнения работ конечно предполагало начало выполнения Работ по инициативе Заказчика. При этом, принимая во внимание специфику проведения Работ ИП Васильева Т.В. полагала, что сможет согласовать с Заказчиком оптимальные условия выполнения Работ в наиболее благоприятный для этого летний период.
При этом, по словам представителя Участника, до апреля 2022 года Заказчик на связь с ИП Васильевой Т.В. не выходил и не обсуждал предполагаемый период выполнения Работ. При этом, Заказчик приглашал ИП Васильеву Т.В. для подписания акта передачи объекта для выполнения работ. Представители ИП Васильевой Т.В. на Объект выезжали, обсуждали специфику выполнения Работ. По мнению представителя Участника, отсутствие у представителей ИП Васильевой Т.В. при себе документов, подтверждающих полномочия, не свидетельствует о недобросовестном поведении ИП Васильевой Т.В. Представители прибыли на Объект в назначенную дату и время.
При этом до направления Заказчиком заявки от 19.04.2022 N 01-08/146 на начало выполнения работ, 18.04.2022 за исх. N 18/04-22 Участник направил Заказчику письмо, в котором просил согласовать срок начала выполнения Работ в августе 2022 года.
21.04.2022 акт передачи объекта для выполнения работ не был подписан в том числе и по причине отсутствия на Объекте представителя СПб ГБУ "Служба заказчика Калининского района", явка которого в силу Контракта является обязательной, поэтому отсутствие документов у представителей ИП Васильевой Т.В. является не единственной причиной не подписания акта.
26.04.2022 за исх. N 26/04-22 Участником Заказчику был направлен ответ на претензию Заказчика от 21.04.2022, в котором Участник указал на сложности, связанные с началом Военной операции в феврале 2022 года и введением в стране санкций, а также на необходимость предоставления дополнительных сведений относительно оборудования - щита управления обогревом, поскольку при попытке закупки оборудования менеджер по продажам указал на недостатки описания данного оборудования и необходимость предоставления электрической схемы и чертежа с размещением оборудования. Также Участник просил Заказчика обеспечить явку для подписания акта передачи объекта для выполнения работ компетентных сотрудников Заказчика и службы технического надзора, которые могли бы дать пояснения по техническим вопросам.
Кроме того, в ответе на претензию Участник пояснил Заказчику, что его требование о предоставлении ИП Васильевой Т.В. копии лицензии лица, осуществляющего обезвреживание и размещение отходов по договору с перевозчиками строительных отходов, а также копии договора между перевозчиком строительных отходов и лицом, осуществляющим обезвреживание и размещение строительных отходов, является необоснованным, поскольку смета Контракта не содержит такого вида работ, только погрузку и перевозку. Договор на размещение отходов на полигоне мог быть заключен самим Заказчиком, которому могли быть адресованы полномочия по надлежащему размещению строительных отходов.
Согласно п. 4.1 Контракта учтены все расходы Участника на выполнение работ по предмету контракта, в т.ч. оплата строительно-монтажных работ, расходы на поставку всех необходимых при выполнении закупаемых работ товаров, транспортные затраты, погрузо-разгрузочные расходы, затраты на вывоз строительного мусора, экономические риски, налоги и сборы, и другие обязательные платежи, затраты на согласование, страхование, уплату таможенных пошлин и прочие расходы, выплаченные или подлежащие к выплате, в связи с исполнением Контракта. Поставку товара при выполнении закупаемых работ в полном объеме осуществляет Участник.
05.05.2022 Заказчиком Участнику вновь была направлена заявка на начало выполнения работ с необходимостью явки на объект 06.05.2022.
Письмом N 05/05-22 от 05.05.2022 Участник сообщил Заказчику о невозможности прибытия на Объект 06.05.2022 в связи с нахождением руководителя ИП Васильевой Т.В. в командировке и просил перенести встречу на 13.05.2022. Также Участник в ответе на письмо Заказчика N 01-08/170 от 05.05.2022 сообщил, о том, что ожидает направления ему схемы монтажа системы обогрева.
13.05.2022 Заказчиком Участнику была направлена заявка на начало выполнения работ с необходимостью явки на Объект 18.05.2022.
Запрос Участника от 26.04.2022 о предоставлении дополнительных технических данных был Заказчиком проигнорирован.
В ответ на заявку от 04.07.2022 с необходимостью явки 05.07.2022 Участник ответил за исх. N 05/07-22, что явиться для подписания акта не имеет возможности в связи с нахождением в отпуске в другом городе и просил перенести встречу на 11.07.2022.
Согласно п. 5.4.2. Контракта в случае непредставления по вине Заказчика Объекта, а также утвержденной и согласованной в установленном порядке, технической документации в течение 10 дней с даты передачи Объекта в работу, в соответствии с п. 3.2 Контракта, Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить до исполнения Заказчиком данных обязанностей, если их неисполнение препятствует исполнению контракта Подрядчиком.
Указанным пунктом Контракта предусмотрено, что при наличии указанных обстоятельств Подрядчик не вправе отказаться от исполнения настоящего контракта в одностороннем порядке.
Таким образом, не получив от Заказчика необходимой технической документации, а также пояснений и не имея возможности отказаться по этой причине от исполнения Контракта, ИП Васильева Т.В. не приступила к выполнению Работ.
На рекламационном акте, составленном сторонами Контракта 18.05.2022 Участник сделал соответствующую отметку о причинах невозможности принятия Объекта для выполнения Работ.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Васильевой Т.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем обязанность Заказчика о предоставлении дополнительных технических данных Участнику не предусмотрена условиями Контракта.
Представленные Заказчиком и Участником документы свидетельствуют о том, что фактически ИП Васильева Т.В. не исполнила принятые на себя обязательства по Контракту в полном объеме и не устранила нарушения, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Васильевой Татьяны Викторовны, ИНН: 614402323234, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Васильевой Татьяны Викторовны в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
03.08.22 |
08.08.22 |
03.08.22 |
0 |
03.08.22 |
10.08.22 |
09.08.22 |
0 |
12.08.22 |
12.08.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.