Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Дом молодежи "Рекорд" (далее - Заказчик
ООО "РЕНОЛ" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19832-ЭП/22 от 02.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на проведение работ по реставрации, ремонту и приспособлению здания для современного использования "Дом Ш.З. Иоффа с кинематографом" СПб ГБУ "Дом молодежи "Рекорд" по адресу: Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 14, литера А (извещение N 0172200003621000028),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.10.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на проведение работ по реставрации, ремонту и приспособлению здания для современного использования "Дом Ш.З. Иоффа с кинематографом" СПб ГБУ "Дом молодежи "Рекорд" по адресу: Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 14, литера А (извещение N 0172200003621000028) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 39 921 083,58 рублей.
В соответствии с ч. 10 ст. 56 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в таком конкурсе, подлежащем размещению заказчиком в единой информационной системе в течение десяти дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора.
Согласно Протоколу подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме от 01.06.2021 NППИ1 ООО "РЕНОЛ" было признано победителем Конкурса, как участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РЕНОЛ" заключен государственный контракт N 0172200003621000028 от 15.06.2021 на сумму 39 921 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 13.1, 13.2 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 21.06.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РЕНОЛ".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по реставрации, ремонту и приспособлению здания для современного использования "Дом Ш.З. Иоффа с кинематографом" СПб ГБУ "Дом молодежи "Рекорд" по адресу: Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 14, литера А (далее - Работы) в срок, с даты подписания акта приема-передачи объекта до 15.12.2021 (п. 5.2 Контракта).
В соответствии с условиями Контракта Работы выполняются на основании сметной документации (Приложение N 1 к Контракту), проектной документации (Приложение N 2 к Контракту), задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (приспособление объекта культурного наследия)) (Приложение N 4 к Контракту), сведений о характеристиках товаров, используемых при выполнении работ (Приложение N 5 к Контракту) и сводного сметного расчета стоимости строительства (капитального ремонта) (Приложение N 6 к Контракту). А также с соблюдением требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с п. 3.1.17. Контракта Подрядчик обязан производить работы на основании письменного разрешения КГИОП на выполнение работ.
Разрешение на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия "Дом Ш.З. Иоффа с кинематографом" было выдано Участнику 22.09.2021 N 01-53-2280/21-0-1 на срок до 15.12.2021.
На основании обращения Участника исх. N 1/11/21/КР от 18.11.2021 о необходимости корректировки раздела ПОС проектной документации - проекта организации работ и невозможности дальнейшего выполнения работ в соответствии с проектно-сметной документацией из-за значительного удорожания сметной стоимости работ и технологических, строительных процессов, требуемых для реализации проектных решений демонтажа несущих конструкций крыши, выполнение Работ было приостановлено.
В соответствии с п. 5.4. Контракта было заключено дополнительное соглашение N 1 к Контракту от 15.12.2021, по которому срок выполнения Работ продлен до 15.06.2022, срок действия Контрактьа изменен на срок не позднее 30.06.2022.
Согласно п. 6.3. Контракта в течение всего периода выполнения работ и ввода объекта в эксплуатацию разработчиком технической (проектной, сметной) документации должен осуществляться авторский надзор по отдельному договору Заказчика с разработчиком проектно-сметной документации.
Научное руководство и авторский надзор осуществлялся лицом, разработавшим проектную-документацию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия ООО "НИиПИ Спецреставрация" по гражданско- правовому договору бюджетного учреждения N АН-2021 от 28.06.2021, срок действия которого истек 31.12.2021. Из-за несогласия с позицией и действиями Участника ООО "НИиПИ Спецреставрация" отказалось от дальнейшего осуществления научного руководства и авторского надзора за проведением Работ по Договору (исх. N 476 от 16.12.2021).
В связи с этим научное руководство и авторский надзор за проведением Работ по Контракту стали осуществляться ООО "Эксперт-проект" по гражданско-правовому договору бюджетного учреждения N А/Н-2022 от 29.04.2022. На основании проведенного обследования технического состояния отдельных конструкций здания для возможного внесения изменений в проектную документацию ООО "Эксперт-проект" разработало раздел проектной документации "Конструктивные решения", которые должны были быть согласованы КГИОП и выдано Разрешение на производство работ. Сведения о получении их Участником у Заказчика отсутствуют. Действия Участника по исполнению обязательств по Контракту не отвечают интересам Заказчика.
В связи с отказом Участника от выполнения Работ в соответствии с проектной документацией, являющейся неотъемлемой частью Контракта, отсутствием иных проектных решений, позволяющих продолжить выполнение Работ по Контракту, отсутствием разрешения на производство работ, а также истечением срока окончания выполнения Работ и срока действия Контракта на основании ст. 310, ст. 450.1, ст. 715 Гражданского Кодекса Российской Федерации Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым 21.06.2022 он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Участника.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 21.06.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.08.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что Работы начали проводиться ООО "РЕНОЛ" после подписания акта приемки объекта 27.09.2021. Заказчик смог передать объект в работу только по истечении трех с половиной месяцев после заключения Контракта. Изначально, КГИОП отказывался выдавать разрешение на проведение Работ по причине некорректности предоставленной Заказчиком проектной документации, разработанной в 2017 (реестр передачи ПСД от 25.06.2021, письмо КГИОП исх. N 01-53-1573/21-0-1 от 26.07.2021).
29.07.2021 КГИОП согласовал скорректированный проект после того как проектная организация (автор проекта) предоставила корректировку разделов проекта по капитальному ремонту крыши, выполненную в 2021 (письмо N 01-26-1453/21-0-1 от 29.07.2021).
13.08.2021 Заказчик передал согласованный проект Участнику в электронном виде, без штампа "в работу" и подписей ответственных лиц Заказчика, чтобы Участник смог повторно податься на получение разрешения на проведение работ от КГИОП (накладная N1 от 13.08.2021).
22.09.2021 КГИОП выпустил разрешение на производство работ (исх. N 01-53-2280/21-0-1 от 22.09.2021).
27.09.2021 Объект был передан Участнику по акту.
После заключения Контракта ООО "РЕНОЛ" неоднократно направлялись письма с указанием на недочеты и ошибки в проектно-сметной документации (N 17/08 от 17.08.2021, N 20/09 от 20.09.2021, N 21/09 от 23.09.2021, N 23/09 от 27.09.2021, N 11/10 от 11.10.2021 и др.).
В результате по истечении полутора месяцев после начала Работ (ориентировочно в начале ноября 2021) Участнику стало очевидно, что, согласно проекту, который на момент подписания Контракта не был согласован КГИОП, необходимо выполнить работы, выполнение которых не предусмотрено ни проектом организации строительства, ни сметной документацией к Контракту.
После того как ООО "РЕНОЛ" обратило на это внимание Заказчика (письмо N1/11/21/КР от 18.11.2021), была создана комиссия в составе представителей Заказчика, представителей Участника, представителей технического надзора, представителя авторского надзора с присутствием представителя КГИОП (письмо N 365 от 24.11.2021).
30.11.2021 комиссия приняла решение о приостановке Работ по данному проекту и по Контракту в связи с необходимостью дальнейшей корректировки проектной документации (акт рабочей комиссии от 30.11.2021).
С тех пор работы больше не возобновлялись по причине отсутствия разрешения КГИОП, согласованной и утвержденной версии проектной документации, несмотря на уверения Заказчика в кратчайшие сроки выполнить и согласовать дополнительную корректировку проекта (протокол совещания N 1 от 13.01.2022, протокол совещания N 2 от 29.03.2022, письмо N 36 от 18.02.2022).
До 01.03.2022 Заказчик пытался договориться с автором проекта о расторжении договора авторского надзора, в результате чего заключили соглашение о расторжении (Соглашение об условиях прекращения правоотношений по договору АН-2021 от 28.06.2021).
29.04.2022 Заказчик заключил новый договор авторского надзора (договор авторского надзора с ООО "Эксперт-проект" от 29.04.2022).
20.05.2022 Заказчик по электронной почте уведомил Участника о заключении нового договора авторского надзора (уведомление в виде электронного письма от 20.05.2022).
09.06.2022 были направлены документы на разрешение на проведение работ (заявление 49619237 от 09.06.2022), при том, что до окончания срока выполнения Работ по Контракту оставалась одна неделя. По указанию Заказчика в календарном плане ООО "РЕНОЛ" указало срок выполнения работ по капитальному ремонту всей крыши 1 неделя (календарный план выполнения работ на 2022 год).
В результате КГИОП выдал замечания к проекту, но проектная организация их не стала снимать, так как договора на выполнение корректировки проекта у Заказчика с ними не было.
Таким образом, с момента приемки Объекта до момента приостановки Работы проводились ООО "РЕНОЛ" в общей сложности два месяца и три дня.
ООО "РЕНОЛ" со своей стороны, оказывало помощь Заказчику, привлекая за свой счет уполномоченные проектные организации для выполнения необходимых дополнительных проектных работ, так как у Заказчика отсутствовала возможность их финансирования, однако, по истечении нескольких месяцев, не встретив понимания Заказчика относительно просьб ООО "РЕНОЛ", хотя бы частично, оплатить выполненные ООО "РЕНОЛ" ранее строительно-монтажные работы по Контракту, выполнение которых неоднократно подтверждалось самим Заказчиком (протокол совещаний б/н от 24.11.2021, протокол совещания N 1 от 13.01.2022), ООО "РЕНОЛ" оказалось не в состоянии далее финансировать проектные работы.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о не включении ООО "РЕНОЛ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку полагает, что вина ООО "РЕНОЛ" в неисполнении обязательств по Контракту отсутствует.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "РЕНОЛ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "РЕНОЛ" (ИНН: 7723688127) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.