Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГКУ "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): Моздуховой Н.В. по доверенности;
в отсутствие представителя ООО "Бюро 21" (далее - Участник): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС по адресу электронной почты, указанному в Контракте - office@arh.expert (исх. N 07/10656/22 от 06.05.2022); представил письменные объяснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 12051-ЭП/22 от 04.05.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на изготовление проектно-сметной документации на выполнение работ по приспособлению общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Машиностроителей, д. 12, литера А кв. 70; Московская ул., д. 3, литера А, кв. 111, Пролетарская ул., д. 113, литера А, кв. 6 с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида (извещение N 0372200092822000002),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 19.01.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на изготовление проектно-сметной документации на выполнение работ по приспособлению общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Машиностроителей, д. 12, литера А кв. 70; Московская ул., д. 3, литера А, кв. 111, Пролетарская ул., д. 113, литера А, кв. 6 с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида (извещение N 0372200092822000002) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 591 300,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.01.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Бюро 21".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Бюро 21" заключен государственный контракт N 9/3-2022 от 11.02.2022 на сумму 487 822,50 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 9.5, 9.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.03.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Бюро 21".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по изготовлению проектно-сметной документации на выполнение работ по приспособлению общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Машиностроителей, д. 12, литера А кв. 70; Московская ул., д. 3, литера А, кв. 111, Пролетарская ул., д. 113, литера А, кв. 6 с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида (далее - Работы) в установленный Контрактом срок.
Пунктом 4.2 Контракта установлены Сроки выполнения работ:
4.2.1. Начало: с момента подписания Заказчиком и Исполнителем акта передачи объекта для выполнения работ. Заказчик должен передать объект Исполнителю по акту передачи объекта для выполнения работ, а Исполнитель обязан принять объект и подписать акт передачи объекта для выполнения работ в течение 3 рабочих дней с момента подписания контракта обеими сторонами.
4.2.2. Окончание: 29.04.2022 включительно.
14.02.2022 Заказчиком и Участником был подписан Акт о передаче объекта в работу без замечаний.
В адрес Заказчика поступило письмо Участника (исх. N 1003/02 от 10.03.2022) о приостановлении выполнения проектных работ в связи с отсутствием подтвержденного финансирования на март 2022 года и с предложением о расторжении Контракта по соглашению сторон. Однако, Заказчик не усмотрел оснований для такого расторжения Контракта.
Вместе с тем, Заказчиком неоднократно направлялись письма в адрес Участника о нарушении им условий Контракта. Однако, по состоянию на 23.03.2022 Участник не выполнил письменные указания Заказчика, предусмотренные Контрактом.
Так, Заказчик пришел к выводу, что Участник выполняет Работы настолько медленно, что их своевременное окончание невозможно (п. 2 ст. 715 ГК РФ).
На основании вышеизложенного Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 23.03.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым 23.03.2022 он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Участника (вручено 29.03.2022).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Бюро 21" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.04.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседание Комиссии УФАС Участник представил письменные объяснения, согласно которым он не согласен с Решением Заказчика по следующим основаниям.
14.02.2022 был подписан Акт о передаче объекта в работу.
По словам Участника, 14.02.2022 им были предоставлены Заказчику следующие документы:
- График производства работ, предусматривающий начало Работ 14.03.2022, окончание Работ 29.04.2022;
- Копия Приказа N 14/01 от 14.02.2022 о назначении ответственного производителя работ и ответственного за соблюдение правил пожарной безопасности, техники безопасности на объекте;
- Письмо (исх. N 1402/02 от 14.02.2022), содержащее реквизиты ответственного лица для оформления доверенности для получения архитектурного задания и топографических съемок в Комитете по градостроительству и архитектуре.
В период с 14.02.2022 по 23.03.2022 какие-либо письменные указания Заказчика в адрес Участника не поступали.
Также, в мотивационной части Решения указано, что Контракт расторгается на основании п. 2 ст. 715 ГК РФ в связи с тем, что Участник проводил выполнение Работ настолько медленно, что их своевременное окончание невозможно.
В опровержение указанной причины Участник в своих письменных объяснениях сообщил, что по состоянию на 28.02.2022 выполнение проектных работ, предусмотренных Контрактом, окончено в полном объеме, а архитектурное задание на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства Комитета по градостроительству и архитектуре, необходимое для уточнения проектных решений, не было получено Участником в связи с тем, что Заказчик с 14.02.2022 уклонялся от передачи доверенности на право представления интересов, необходимой для получения задания.
Вместе с тем, по мнению Участника, Приложение N 2 к Контракту (Техническое задание) было составлено без учета потребностей инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида, с целью завышения объемов фактически необходимых работ и нецелевого расходования бюджетных средств.
В частности, в процессе исполнения Контракта Участником выяснилось, что Техническим заданием предусмотрено требование "при изготовлении проектно-сметной документации, предусмотреть установку автоматической подъемной платформы с вертикальным перемещением, а также рассмотреть варианты по установке платформы с наклонным перемещением или устройством пандуса на входную площадку парадной многоквартирного жилого дома ул. Машиностроителей, д. 12, литера А (кв.70). При установке вертикальной или наклонной платформы, для защиты от попадания атмосферных осадков, выполнить работы по устройству козырька", в то время как по адресу Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Машиностроителей, д. 12, литера А, кв. 70 проживает слабовидящий человек, для обеспечения потребностей которого необходимы иные проектные решения.
На момент заседания Комиссии УФАС в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассматривается исковое заявление ООО "Бюро 21" (Истец) к СПб ГКУ "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга" (Ответчик) с требованием признать незаконными положения Документации об электронном аукционе, в части требований к участникам закупки в соответствии с ч. 1 и ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, положение Документации об электронном аукционе, в части Приложения N 2 к Контракту "Техническое задание", протокол подведения итогов электронного аукциона N 03722001129220000010 от 27.01.2022, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 02-804/22-0-0 от 23.03.2022), Приказ о расторжении контракта N 59 от 23.03.2022, и применить последствия недействительности сделки - расторгнуть государственный контракт N 03722001129220000010001 по решению суда (Дело N А56-29478/2022). Санкт-Петербургское УФАС России привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Бюро 21" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Участник не представил достаточных доказательств добросовестного поведения при исполнении Контракта.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика настаивал на включении Участника в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Заказчика, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Бюро 21" (188800, Россия, Ленинградская обл., г. Выборг, пр. Ленина, д. 18, помещ. 34), ИНН: 4704109570; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Родионов Анатолий Михайлович, ИНН: 781634730418, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Бюро 21" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
11.04.22 |
14.04.22 |
14.04.22 |
0 |
04.05.22 |
13.05.22 |
13.05.22 |
0 |
18.05.22 |
18.05.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.