Резолютивная часть оглашена:
05.08.2022 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МБУ Красоглинского внутригородского района городского округа Самара "Красноглинское" (далее - Заказчик) о включении информации об ООО "Автотрейд" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по итогам проведения закупки: оказание услуг в сфере обращения с отходами на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара (извещение N 0342300000121000313; начальная (максимальная) цена контракта - 4 000 000,00 руб.).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России, поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО "Автотрейд" в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно обращению Заказчика, Участник закупки ненадлежащим образом исполнял обязательства, предусмотренные контрактом. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Участнике закупки в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, и проведя проверку, установила следующее.
По результатам осуществления закупки (извещение N 0342300000121000313) между Заказчиком и ООО "Автотрейд" был заключен контракт от 19.04.2021 г. N 18/2021 на оказание услуг в сфере обращения с отходами на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара.
В соответствии с п. 1.1 вышеуказанного контракта, Исполнитель обязуется оказать услуги в сфере обращения с отходами на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, в соответствии с Приложением N1 (Описание объекта закупки) и условиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги на условиях настоящего Контракта.
Согласно п. 7.1 указанного контракта, срок оказания услуг: с момента подписания Контракта по 24.12.2021 г. В соответствии с п. 7.2 контракта, места оказания услуг - территория Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, в соответствии с Приложением N 1 (Описание объекта закупки).
В соответствии с Приложением N 1 необходимо было оказать следующие услуги:
N п/п |
Наименование услуг |
Класс опасности |
Ед. изм. |
Кол-во |
1. |
Погрузка и вывоз растительных отходов, образованных при уходе за территорией с последующим размещением на полигоне |
V |
м3 |
400 |
2. |
Сбор вручную, затаривание в мешки, погрузка и вывоз отходов с мест их несанкционированного размещения с последующим размещением на полигоне |
IV |
м3 |
400 |
3. |
Механизированная погрузка и вывоз отходов с мест их несанкционированного размещения с последующим размещением на полигоне |
IV |
м3 |
4075 |
Согласно п. 8 Приложения N 1, Исполнитель предъявляет Заказчику ежемесячно следующую исполнительную документацию:
- материалы фотофиксации процесса оказания услуг (фотографии до и после оказания услуг с одного и того же ракурса). Фотодокументы (с отраженной датой и указанием адреса выполнения работ) предоставляются Заказчику в бумажном варианте - 1 экз., и (по запросу Заказчика) в электронном виде на электронном носителе - (USB FLASH) одновременно с передачей результата объемов оказанных услуг, в комплекте с отчетными документами по Контракту.
- документы, подтверждающие передачу отходов на специализированный полигон.
В соответствии с пунктами 14-17 Приложения N 1:
- Отходы должны быть размещены на специализированном полигоне.
- На специализированном полигоне должен быть обеспечен прием и размещение отходов ежедневно, кроме выходных и праздничных дней.
- Прием отходов на специализированном полигоне должен производиться по талонной системе. В каждом талоне должен быть указан объем размещаемых на специализированном полигоне отходов.
- На специализированном полигоне должен вестись учет ввозимых Исполнителем отходов. Полигон должен быть оборудован комплексом весового контроля, системой видеонаблюдения с возможностью распознавания государственных регистрационных номеров автотранспорта. Организация, эксплуатирующая весовой комплекс, производит взвешивание отходов и предоставляет Исполнителю информацию о взвешенных отходах.
Таким образом, одна из обязанностей ООО "Автотрейд" была размещать отходы на специализированном полигоне.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со ст. 783 ГК РФ, общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 9.1 контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчиком в адрес ООО "АвтоТрейд" направлялось письмо (исх. N 549 от 13.12.2021 г.), в котором Заказчик просил указать информацию об адресе места размещения отходов, который используется при исполнении вышеназванного контракта.
Также Заказчик направлял в адрес ООО "АвтоТрейд" письмо (исх. N 574 от 24.12.2021 г.), в котором просил предоставить акты приема отходов, а также документов, подтверждающих выполнение пункта 14 Приложения N 1 к Контракту, а именно, размещение отходов на специализированном полигоне.
Заказчик направил в адрес ООО "АвтоТрейд" письмо (исх. N 15 от 21.01.2022 г.), в котором указало на то, что предоставлена информация о фактическом неоказании услуг по размещению отходов IV и V классов опасности на полигоне. К указанному письму был приложен акт о выявленных недостатках оказанных услуг по контракту. Кроме того, в вышеназванном письме Заказчик указал на необходимость в 3-х дневный срок предоставить документы, подтверждающие размещение отходов IV и V классов опасности на полигоне.
Вместе с тем, указанные документы предоставлены не были. В ответ на вышеназванное письмо Заказчика ООО "АвтоТрейд" направил письмо (исх. N 2 от 25.01.2022 г.), в котором указало на то, что погрузка и транспортировка отходов осуществляется транспортом исполнителя с последующей передачей ООО "ПК КОНТРАСТ" для обезвреживания на специализированной установке. После указанных мероприятий, ООО "ПК КОНТРАСТ" размещает продукты горения на полигоне.
24.02.2022 г. Заказчик уведомил ООО "Автотрейд" о проведении экспертизы (письмо исх. N 51).
В соответствии с экспертизой, представленной в материалы дела, установлено, что:
1. Оказание услуг ООО "АвтоТрейд" в сфере обращения с отходами на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара осуществлялось в нарушении требований муниципального контракта N 18/2021 от 19.04.2021 г., заключенному между МБУ "Красноглинское" и ООО "АвтоТрейд";
2. Услуги в сфере обращения с отходами на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, оказанные ООО "АвтоТрейд" не соответствует предмету закупки и описанию объекта закупки.
Согласно пункту 8 Приложения N 1 ООО "АвтоТрейд" должен был предъявлять МБУ "Красноглинское" исполнительную документацию, подтверждающие передачу отходов на специализированный полигон.
Также пунктами 14, 15, 16, 17, 18 Приложения N 1 Контракта подтверждается требование условий исполнения Контракта по размещению отходов на специализированном полигоне.
ООО "АвтоТрейд" не обосновано заменил размещение отходов на полигоне на передачу отходов ООО "ПК Контраст" с целью их дальнейшего сжигания.
Экспертом сделаны выводы о том, что услуга, оказанная ООО "АвтоТрейд" не соответствует предмету контракта, а также требованиям описания объекта закупки.
Кроме того, в вышеуказанной экспертизе установлено, что при оказании услуги, оказанной ООО "АвтоТрейд" по исполнению Контракта не обеспечил безопасность услуги; неверно составил отчетные документы в адрес Заказчика.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с выявленными нарушениями Заказчик 06.07.2022 г. принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик разместил решение в ЕИС 06.07.2022 г.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеуказанной нормы, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 18.07.2022 г. (с учетом выходных дней).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик в результате действий (бездействий) Исполнителя лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Автотрейд" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "АвтоТрейд" (ИНН: 6312178960, адрес: 443035, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. САМАРА, УЛ. НАГОРНАЯ, Д. 143, КВ. 15), сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, учредителе КОСТАРЕВ ВЯЧЕСЛАВ ВЛАДИСЛАВОВИЧ ИНН: 631218001899 в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Исключить информацию об ООО "АвтоТрейд", Костареве В.В. из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.