В связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх. N 009795 от 24.06.2022 г.) на основании уведомления (исх. N 008626-22 от 22.07.2022) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) ГКБУК "Пермский краеведческий музей" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку масок медицинских для нужд ГКБУК "ПКМ" (изв. N 0356200016922000008).
Продолжительность проверки: с 27.07.2022 г. по 04.08.2022 г.
Проверка проведена Комиссией
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на поставку масок медицинских для нужд ГКБУК "ПКМ" (изв. N 0356200016922000008).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0356200016922000008 Заказчиком проводился электронный аукцион для нужд ГКБУК "ПКМ".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.01.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 100 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 09.02.2022 г.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что исходя из анализа приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом, данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 "основная задача законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, заключается не столько в обеспечении максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько в выявлении в результате торгов лица, исполнение контракта которого в наибольшей степени будет соответствовать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, как правило, заказчик указывает в аукционной документации особые характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику, с учетом специфики использования такого товара не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару и материалам не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
Согласно техническим требованиями, содержащимся в Техническом задании (изв. N 0356200016922000008), к наименованию товара "маска медицинская", установлены следующие потребительские свойства и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров: по количеству слоёв: 3 - х слойные; По наличию специальных устройств: носовой фиксатор со складках на лицевой части. По виду крепления: на резинках. Внутренний слой маски смс - белый цвет. Средний слой маски - МЕЛЬТБЛАУН (Meltblown). Наружный слой маски смс (гидрофобный) - голубой цвет. Размер маски медицинской защитной для взрослого: 175 х 95 мм.
Таким образом, Комиссия отмечает, что исходя из анализа приведенных выше норм следует, что Заказчик вправе самостоятельно формировать объект закупки, исходя из целей осуществления закупки и собственных потребностей, в том числе устанавливать требования к показателям товара, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, с целью получения обоснований указания в документации о закупке (Техническое задание к изв. N 0356200016922000008) потребительских свойств и иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемых товаров, относительно товара, указанного в пп.1 Технического задания, Комиссией был сделан запрос в адрес Заказчика.
В письменных пояснениях по указанному запросу Заказчик указал, что указанным в Техническом задании параметрам соответствуют товары следующих производителей: ООО "Гекса" и ООО "Локомотив", отправив в адрес Комиссии, в том числе, технические характеристики товаров производителя ООО "Локомотив" в составе заявки участника закупки - победителя аукциона, с которым Заказчиком был заключен Контракт (реестровый номер 2590229247022000026 от 01.03.2022 г.). Комиссия отмечает, что в соответствии с данными, содержащимися в единой информационной системе, исполнение указанного Контракта было завершено, следовательно, представленный победителем закупки товар соответствовал нуждам Заказчика.
С целью получения информации о соответствии технических характеристик товара, производимого ООО "Гекса" требованиям Технического задания, Комиссией был сделан запрос в адрес производителя.
В результате анализа представленных технических характеристик товаров производителей ООО "Гекса" и ООО "Локомотив", Комиссия пришла к выводу о соответствии технических характеристик товаров, производимых ООО "Гекса" и ООО "Локомотив" требованиям Технического задания.
Таким образом, Заказчиком доказано наличие на рынке товаров, как минимум, двух производителей, чей товар бы соответствовал требованиям Технического Задания.
Исходя из совокупности изложенного, в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не установлено.
ВЫВОД:
В действиях Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку масок медицинских для нужд ГКБУК "ПКМ" (изв. N 0356200016922000008) нарушений законодательства о закупках не выявлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 августа 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2022