Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
при участии посредством ВКС:
- представителей КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница", на основании доверенностей,
рассмотрев жалобу ИП,
У С Т А Н О В И Л А:
03.08.2022 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ИП (далее - Заявитель) на действия КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (извещение N 0340200003322008759).
Заявитель сообщает, заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования ст. 8, ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе): совокупности технических характеристик, установленных заказчиком в описании объекта закупки, соответствует товар одного конкретного производителя - Фуджи. Кроме того, Заявитель указывает на короткие сроки осуществления поставки Товара, указанные в проекте Контракта, считает разумным срок для поставки - 90 дней.
Рассмотрение жалобы назначено на 09.08.2022 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" явку своего представителя не обеспечило, направило ходатайство и пояснения, о том, что не принимает участие в разработке Технического задания.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, согласно которым Техническое задание по аукциону сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе и не содержит указания на торговые наименования приобретаемого товара. Следовательно, исходя из буквального толкования Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требования к объекту закупки исходя из своих потребностей, продиктованных особенностями оказания медицинской помощи и с учетом необходимости обеспечения конкуренции между потенциальными участниками товарного рынка.
В данной ситуации необходимо обратить особое внимание на то, что Закон о контрактной системе указывает на необходимость обеспечения конкуренции именно между участниками закупки, а не между производителями товара. Доказательства того, что Заявитель не может приобрести и поставить Заказчику товар, соответствующий условиям технического задания, в том числе с учетом сроков его поставки и установки в материалы дела не представлены, т.е. отсутствуют доказательства того, что Заявитель ограничен, как участник. Все характеристики, включенные в аукционное задание, установлены Заказчиком исходя из своих потребностей. Указывает на отсутствие ограничения, так как требованиям технического задания удовлетворяют товары минимум двух производителей.
Закупка медицинского оборудования осуществляется за счет средств нормированного страхового запаса Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинского работника по программе повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год, таким образом, не целесообразно указывать срок поставки 90 дней. Считает жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
27.07.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322008759 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 962 500,00 руб.
Согласно Технической части (Аукционного задания) к поставке требуется система эндоскопической визуализации, в том числе со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара, единица измерения, количество товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения)** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара участником закупки*** |
1 |
Система эндоскопической визуализации - 1 шт. Код КТРУ: 26.60.12.119-00000374 |
|
|
|
|
Видеодуоденоскоп терапевтический - 1 шт. | |||||
Наличие встроенной цветной ПЗС матрицы высокого разрешения в дистальном конце |
|
|
|
||
|
Направление обзора назад, град. |
Не более 15 |
Одно значение или несколько значений |
||
|
Глубина резкости, мм |
Не уже (от 5 до 60) |
Диапазонное значение |
||
|
Угол поля зрения, град. |
Не менее 100 |
Одно значение или несколько значений |
||
|
Наружный диаметр дистального конца, мм |
Не более 13,5 |
Одно значение или несколько значений |
||
|
Наружный диаметр гибкой части, мм |
Не более 11,5 |
Одно значение или несколько значений |
||
|
Инструментальный канал, мм |
Не менее 4,2 |
Одно значение или несколько значений |
||
Углы изгиба дистального конца: |
|
|
|
||
|
вверх, град. |
Не менее 120 |
Одно значение или несколько значений |
||
|
вниз, град. |
Не менее 90 |
Одно значение или несколько значений |
||
|
вправо, град. |
Не менее 105 |
Одно значение или несколько значений |
||
|
влево, град. |
Не менее 90 |
Одно значение или несколько значений |
||
|
Длина рабочей части, мм |
Не менее 1240 |
Одно значение или несколько значений |
||
|
Общая длина, мм |
Не более 1560 |
Одно значение или несколько значений |
||
|
Количество кнопок управления функциями видеопроцессора на рукоятке эндоскопа, шт. |
Не менее 3 |
Одно значение или несколько значений |
||
Возможность программирования кнопок управления функциями видеопроцессора на рукоятке эндоскопа |
|
|
|
||
Возможность полного погружения эндоскопа в дезинфицирующий раствор |
|
|
|
||
Съёмный колпачок дистальной части для удобства обработки |
|
|
|
* Участник закупки не вправе изменять характеристики товара и (или) их значения или выходить за пределы их допустимых значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
** Участник закупки указывает характеристики товара, значения которых установлены в рамках их минимальных и (или) максимальных значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
*** Участник закупки указывает следующие значения или диапазонные значения характеристик товара:
"Одно значение или несколько значений" - участник закупки указывает одно значение или несколько значений из установленного диапазона, допускается диапазон значений;
"Диапазонное значение" - участник закупки указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значения) в рамках допустимых пределов.
Относительно довода об указании характеристик, которые соответствуют единственному производителю, установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
В соответствии п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
Таким образом, Заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности.
При подготовке аукционной документации Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заявитель явку представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил, документы, подтверждающие доводы жалобы, не представил, в связи с чем, довод Заявителя является необоснованным.
Относительно довода об установлении коротких сроков для поставки товара установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Пунктом 5.1. проекта Контракта установлено, что поставка, инсталляция, ввод в эксплуатацию оборудования и обучения персонала на рабочем месте Заказчика, осуществляется Поставщиком в течение 10 календарных дней с момента направления заявки Заказчика.
Пунктом 7.2 проекта Контракта установлено, что услуги по поставке, инсталляции, вводу в эксплуатацию Оборудования и обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование, и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, должны быть оказаны Поставщиком в течение 10 (десяти) календарных дней с момента направления заявки на поставку товара.
Согласно п. 12.1 проекта Контракта, Контракт вступает в силу с даты подписания и действует до "31" декабря 2022 года, а в части расчетов до полного исполнения финансовых обязательств.
Кроме того, согласно пояснениям Заказчика короткие сроки поставки оборудования обуславливаются тем, что закупка медицинского оборудования осуществляется за счет средств нормированного страхового запаса Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинского работника по программе повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2022 год.
Вместе с тем, Заявитель доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности поставки товара в контрактные сроки, не представил.
Закон о контрактной системе не ограничивает заказчика в праве устанавливать сроки поставки товара, в соответствии со своей потребностью.
Как подтверждается материалами дела, установленный заказчиком срок поставки товара и ввода его в эксплуатацию не противоречит положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод жалобы не нашел своего подтверждения материалами дела, и является необоснованным.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ИП на действия КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (извещение N 0340200003322008759).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 9 августа 2022 г. N 043/06/106-669/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2022