Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Силичев.В. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Капчикаева А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
рассмотрев материалы дела N065/06/104-467/2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Инфинити".
УСТАНОВИЛА:
02.08.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация Администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" (ИНН 6513001410) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Инфинити" (ИНН 7702824788), место нахождения: 123317, г. Москва, Пресненская наб., д. 6, стр. 2, в том числе в отношении генерального директора Кондратьева Евгения Александровича (ИНН 672500657007), в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), заключенного по результатам электронного аукциона по объекту: "Приобретение у застройщиков жилых помещений" (извещение N 0161300001419000079)(далее - аукцион).
В представленных сведениях заказчик указывает, что по результатам вышеуказанной закупки 20.12.2019 между сторонами заключен муниципальный контракт, в соответствии с которым Продавец обязуется передать в собственность Покупателя 48 жилых помещения, общая площадь которых составляет 2 424,0 кв. м. Однако обществом в установленные сроки условия по контракту не выполнены. В этой связи, учитывая, что заказчиком не удовлетворена потребность в оказываемой услуге, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем соответственная информация направлена в адрес Сахалинского УФАС России.
Уведомлением-требованием от 02.08.2022 N 05-962 рассмотрение представленной информации назначено на 08.08.2022 в 11 часов 30 минут. Для получения дополнительных документов и предоставления доказательств уведомлением-требованием от 08.08.2022 N 05-995 рассмотрение представленной информации перенесено на 09.08.2022 в 14 часов 45 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок установила следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 раздела III орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Изменение, расторжение контракта регулируется статьей 95 Закона о контрактной системы.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик: а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона); б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона; в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
17.06.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок.
Как следует из представленных в материалы дела документов, 20.12.2019 между сторонами заключен муниципальный контракт N ПК-02/2019, в соответствии с пунктом 1.1 которого, Настоящий контракт заключается на основании результатов определения продавца путем проведения электронного аукциона "Приобретение у застройщиков жилых помещений". В соответствии с настоящим Контрактом Продавец обязуется передать в собственность Покупателя 48 жилых помещения (далее - квартиры), общая площадь которых составляет 2 424,0 кв. м. Количество и технические характеристики передаваемых по настоящему Контракту квартир, определены Сторонами в Приложении N 1 (Техническое задание) к настоящему Контракту, которое является неотъемлемой его частью. Покупатель обязуется оплатить и принять квартиры в порядке и на условиях, определенных настоящим Контрактом.
Пунктом 4 установлен порядок приема-передачи Квартир: Поставка Товара осуществляется в объеме согласно Приложению N 1 к Контракту: с даты заключения Контракта по 01.09.2022. В течение 10 рабочих дней с даты поступления в адрес Покупателя соответствующего уведомления о готовности к передаче Квартир, Продавец обязан организовать осмотр Квартир на предмет их соответствия требованиям Технического задания и действующих норм и правил. По результатам осмотра все выявленные замечания фиксируются актом, в котором перечисляются все претензии к Продавцу и сроки устранения выявленных замечаний. Несоответствия, выявленные при осмотре, Продавец должен устранить за свой счет своими силами до даты подписания акта приема-передачи.
Разделом 3 контракта определена общая стоимость и порядок расчетов: Контракт финансируется за счет средств областного и местного бюджета. Общая сумма контракта составляет 260 811 055 (двести шестьдесят миллионов восемьсот одиннадцать тысяч пятьдесят пять) рублей 68 копеек.
2019 год - Авансирование в размере 29% от начальной (максимальной) цены контракта в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий год в течение 30 дней с даты заключения контракта на основании выставленного счета Продавцом в сумме 76 015 282 (семьдесят шесть миллионов пятнадцать тысяч двести восемьдесят два) руб. 56 коп. 2020 год - 0,00 руб. 2021 год - 0,00 руб. 2022 год - оплата оставшейся суммы 184 795 773 (сто восемьдесят четыре миллиона семьсот девяносто пять тысяч семьсот семьдесят три) руб. 12 коп., производится в течение 30 календарных дней, на основании выставленного счета, после государственной регистрации права в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области и подписания акта-приема - передачи.
Подтверждением выполнения работ является справка Продавца о выполнении работ и заключение комиссии Покупателя по обследованию приобретаемого имущества.
На основании пункта 5.1.1 проекта контракта продавец обязан передать Квартиры, отвечающие требованиям, предъявляемым к приобретаемым жилым помещениям (приложение N1), не обремененные правами и претензиями третьих лиц, не состоящие под запрещением или арестом.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что реальной целью электронного аукциона являлось заключение именно договора подряда на создание (строительство) квартир, общая площадь которых составляет 2 424,0 кв. м., место нахождения: Сахалинская область, муниципальное образование "Городской округ Ногликский".
Следовательно, проведение спорного аукциона направлено на финансирование строительства жилых помещений, по итогу которого (строительства) продавец принял обязательства передать определенные в объекте закупки жилые помещения.
Между тем, в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества осуществляется при соблюдении следующих условий:
- размещение утвержденной проектной документации;
- установление предквалификационных требований, предусмотренных
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям";
-требования о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в соответствии с положениями градостроительного законодательства.
Однако в рассматриваемом случае при проведении спорного аукциона названные требования не соблюдены.
Как следует из представленных пояснений общества, совокупность обстоятельств, а именно распространение коронавирусной инфекции в период активного периода строительного сезона в 2020 г. негативно отразилось на работе Поставщика и повлияло на сроки выполнения обязательств. В последующие сроки поставщик предпринимал все необходимые меры для восстановления планового режима выполнения своих обязательств и исполнения их в срок предусмотренный контрактом: 1 дом монолит, полностью готов с лестницами, велся монтаж внутренних перегородок; 2 дом, 2 этажа и подвал, с лестницами; опалубки и лесов куплено на 22 млн. руб., весь материал находится и продолжает поступать на объект; заключен договор подряда на монолит и кладку, работы велись вплоть до момента расторжения; заключен договор на бетон и транспортные услуги, пеноблоки находятся на объекте. В 2022 г. строительные работы в новом сезоне начались до схода снежного покрова.
В качестве обоснования принятия решения о расторжении муниципального контракта в одностороннем порядке, Заказчик предоставил акт осмотра территории, на основании которого пришел к выводу, что фактическая готовность объекта составляет не более 20 %. Данный акт не может являться причиной, так как предметом контракта является купля-продажа жилых помещений (квартир), а не строительство жилых домов.
Таким образом, на заседании Комиссия установила, что вышеуказанный аукцион проведен с нарушениями требований Закона о контрактной системе. А также представленные обществом доказательства свидетельствуют о принятии всех зависящих от него мер для надлежащего исполнения обязательств по муниципальному контракту, Комиссия приходит к выводу об отсутствии недобросовестности в поведении общества.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 (ред. 02.07.2021) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Администрацией муниципального образования "Городской округ Ногликский" (ИНН 6513001410) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Инфинити" (ИНН 7702824788), место нахождения: 123317, г. Москва, Пресненская наб., д. 6, стр. 2, в том числе в отношении генерального директора Кондратьева Евгения Александровича (ИНН 672500657007), в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), заключенного по результатам электронного аукциона по объекту: "Приобретение у застройщиков жилых помещений" (извещение N 0161300001419000079) - в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: М.В. Силичев
Члены Комиссии: Н.Ким
А.А. Капчикаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.